Архив материалов
Качество жизни
07.02.2017 14:49

Телемедицина в России: здравоохранение или здравозахоронение?

Каковы истинные цели лоббистов удаленных медицинских услуг?

В январе нынешнего года ленты ведущих новостных агентств запестрели заголовками типа «Минздрав разрешит врачам ставить диагнозы дистанционно», «Получить рецепт теперь можно будет по интернету» или «Россияне будут следить за здоровьем, не выходя из дома». Новостные тексты, как правило, были составлены в утвердительном ключе и включали в себя позитивные отрывки из пояснительной записки к законопроекту о телемедицине, который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме. Очевидно, данному документу (точнее, его более полной модификации) дан зеленый свет в правительстве, а потому его принятие в весеннюю думскую сессию можно считать делом почти решенным. Тем не менее, «Колокол России» считает очень важным разобраться с подводными камнями и понять, действительно ли мы все «начнем жить более лучше» после узаконивания удаленной медицинской помощи.

Сразу уточним, что само определение телемедицины весьма многозначно и подвижно – оно меняется вместе с развитием коммуникационных технологий. Но греческий префикс «теле-» однозначно говорит о ее сути – это, прежде всего, обмен медицинской информацией между заинтересованными лицами на значительных расстояниях. По одним данным, эта дисциплина на стыке телекоммуникаций и реальной медицины зародилась в США во второй половине прошлого века, по другим – ее инициатором был СССР, освоивший передачу данных ЭКГ на большие расстояния по радиосвязи. Так или иначе, видеоконференции, консилиумы специалистов, корпоративные медицинские сети, консультации до и в ходе операций уже давно стали нормой во врачебном сообществе.

Что касается уровня «пациент-врач», то здесь телемедицина начала расцветать на фоне развития интернета. Наверняка многие из читателей этого материала, опасаясь за свое (или ближнего) здоровье, хотя бы раз в жизни обращались за советом на сайт 03.ru или специализированные медицинские форумы. При этом на всех серьезных ресурсах можно прочесть справедливую оговорку вроде: «медицинская консультация носит рекомендательный характер и не может заменить очный прием».

В то же время на Западе, где чуткие капиталисты готовы монетизировать что угодно, удаленные консультации, удаленная интерпретация анализов, постановка диагнозов и определение лечебных мер давно поставлены на конвейер. Специализированные американские компании ежегодно проводят до миллиона консультаций и зарабатывают сотни миллионов долларов. Что это – истинная медицина, суррогат, удобная услуга по запросу граждан либо профанация – каждый волен решать сам. Так или иначе, рынок телемедицины продолжает расти по всему миру, хотя в первую очередь это касается частного сектора.

На Гайдаровском форуме-2017 из уст первых лиц правительства, включая премьера Дмитрия Медведева, неоднократно звучали слова о важности внедрения телемедицины в России в самое ближайшее время. Точнее, речь шла о придании телемедицинским услугам того же юридического статуса (!), что и обычной медицине прямого действия. Известно, что на этот московский слет видных либералов захаживают представители глобальных «хозяев денег», а Всемирную медицинскую программу по телемедицине курирует Всемирная организация здравоохранения и фонд Рокфеллера – так что такая прыть нашего премьера в этом вопросе неудивительна.

Удивительны формулировки, предлагающие ввести понятие телемедицины в базовый федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан…», о которых мы сейчас и поговорим. Сразу отметим, что в нашем распоряжении нет новейшей (от декабря-2016) версии законопроекта от Минздрава, которая, по сообщениям многочисленных СМИ, уже одобрена правительством и вот-вот будет внесена в Госдуму. Однако имеется болтающийся в Думе на рассмотрении с мая прошлого года аналогичный законопроект, внесенный депутатом от «Справедливой России» Леонидом Левиным и разработанный под руководством советника президента РФ по вопросам интернета и председателя совета Института развития Интернета (ИРИ) Германа Клименко.

О Германе Сергеевиче, самом открытом чиновнике администрации Владимира Путина, который почти всегда говорит то, что думает, имеет смысл рассказать отдельно. Внимание – сейчас для некоторых далеких от темы граждан начнутся страшилки, хотя никакой конспирологии не будет – только факты. В 2015 году Клименко представил президенту Программу развития российского интернета до 2025 года, в первой редакции которой (от 29.09.2015 г.) прямым текстом говорилось о необходимости чипирования людей, о сращивании человека с компьютером, в том числе и через удаленные медицинские технологии (!). Причем также уточнялось, что для этого придется принимать отдельный закон. Впрочем, лучше наших комментариев обо всем расскажут выдержки из этой самой Программы развития интернета.

Как видим, данная концепция Клименко и его единомышленников, которая на самом деле касается, конечно же, не только интернета, а всего человеческого общества, планирует поэтапно легитимизировать электронный концлагерь под властью банков и транснацкорпораций, в котором человек является не более чем ценным сырьем или особо развитой скотиной – кому как больше нравится. Отметим, что Владимир Путин отверг и первую, и вторую редакцию программ ИРИ, однако 4 января 2016 года президент подписал указ о назначении Клименко своим советником по интернету.

Как можно заметить из интервью изданию «Эксперт Онлайн», после назначения на высокую должность Клименко не одумался и о чипировании граждан России не забыл:

«Через пять 5 лет мы будем ходить все в чипах. Они, скорее всего, уже не наши будут физически. Но у нас есть шанс, что они будут наши программно. Но если уже будут чипы, а мы не будем к этому готовы, то мы проиграем этот рынок. Если мы немедленно не сынтегрируемся с отраслями, то мы потерям этот рынок».

Вот в чем дело. Чипы, как можно понять, будут передавать информацию о нашем состоянии в медицинские центры – взаимодействие с медициной представляется Герману Клименко очень важным, приоритетным и он достаточно давно занимается им», – разъясняет нам «Эксперт».

И вот тут-то все становится на свои места. Красивые басни о том, что принятие нового законопроекта о телемедицине спасет 37 тыс. эндокринологов, которые гуляют по множеству интернет-ресурсов, трогательные истории про то, как фельдшеры в глухих деревнях экстренно связываются по скайпу с докторами наук в крупных городах и спасают жизни оленеводов или каких-нибудь других хуторян из глубинки – все это наносной флер. И между прочим, в самом тексте законопроекта № 1085466-6 (три шестерки на конце – еще одно «забавное» совпадение, – прим. ред.) нет ни слова об узаконении удаленных консультаций между фельдшером и врачом-профессионалом – просто потому, что нет такой юридической необходимости. Если малоопытному медбрату требуется «помощь друга», «второе мнение» или совет консилиума, он всегда может им воспользоваться – для этого не требуется нового нормотворчества!

Документ о телемедицине создавался Клименко и Ко вовсе не для этого. Вся его суть – в нескольких ключевых фразах (цитируем):

«1) пункт 4 статьи 2 изложить в следующей редакции: «4) медицинская услуга – медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию, имеющих самостоятельное законченное значение и выполняемых в том числе с применением телемедицинских технологий»;

...Медицинская помощь может оказываться, в том числе с применением телемедицинских технологий, в следующих условиях: 1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, в транспортном средстве при медицинской эвакуации, а также при применении телемедицинских технологий);

…в условиях правового вакуума (на сегодняшний день, – прим. авт.) дистанционное оказание медицинских услуг пациенту с применением телемедицинских технологий по вопросам оказания медицинской помощи в рамках существующего правового поля реализовано быть не может.

Применение телемедицинских технологий при оказании медицинских услуг, осуществляется в случаях и в порядке, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

/…/

Медицинские услуги с применением телемедицинских технологий оказываются гражданам, прошедшим процедуру идентификации посредством направления, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти…»

Итак, ключевое слово законопроекта – не телемедицина, не удаленный обмен информацией между врачом и пациентом, а именно «телемедицинские технологии», которые в новой редакции должны стать неотъемлемой частью обычных медицинских услуг, а необходимость и неотвратимость их применения будут отданы на откуп Минздраву. Эти технологии, собственно, подразумевают «вмешательство или комплекс вмешательств» в тело, в организм человека – то есть реализацию «голубой мечты» Клименко, о которой мы рассказывали выше.

Еще обратим внимание на строгую систему идентификации всех пользователей телемедицины, которая не позволит пройти консультации «полуанонимно» (без предъявления паспорта и СНИЛС), что пока можно сделать во многих частных клиниках. Надо полагать, что все результаты дистанционных бесед с врачами или сбор анамнеза пациентов будут тут же заноситься в их единые электронные карты. Так что с вводом в действие данного законопроекта частная медицина перестанет «любить тишину».

Таблетки со встроенными чипами, получившие лицензию на использование в США в 2015 году

***

В настоящее время платные удаленные консультации в частных российских клиниках практикуются повсеместно, причем совершенно легально. В некоторых частных клиниках за онлайн-беседу со специалистом высокого уровня запрашивают немного-немало – 15 тыс. рублей. Соответственно, принятие закона о телемедицине еще больше развяжет руки частникам, которые постараются сделать все для возвращения пациентов на прием, а вовсе не для их выздоровления. А чем отличается удаленное «лечение» и «диагностика» от стандартного визита к врачу, думается, лишний раз объяснять не надо. Если юридически им и можно придать один и тот же статус, то на практике это будет полным абсурдом.

«У нас в стране есть районы, где плотность населения 1 человек на 10 км, поэтому сейчас надо говорить хотя бы о том, чтобы организовать для этих людей квалифицированную, пусть и удаленную, помощь. Бывают случаи, когда врачу в удаленном медпункте требуется консультация с более опытным специалистом для принятия решения. Соответственно – как вариант тут получение удаленной высококачественной помощи, в том числе на расстоянии десятков-сотен километров.

В том числе можно рассматривать как вариант и повторную подобную консультацию – когда диагноз уже поставлен и возможен удаленный контроль лечения пациента и его состояния, не требующий явки, если нет жалоб на ухудшение здоровья. Все это успешно используется по всему миру.

В ближайшее время телемедицина никак не подвинет прямое обращение к врачу. Если есть проблема – человек будет обращаться к врачу напрямую, проходить весь спектр обследований. Замена классической медицины телемедициной – это очень далекое будущее, до пришествия которого нас отделяют несколько поколений. Просто надо понимать, что в век развития коммуникационных средств это явление может оказать поддержку, но не заменить традиционную медицину. Оно позволяет оперативно обмениваться информацией между пациентом, врачом и его коллегами», – рассказал «Колоколу России» врач-педиатр Денис Овсянников.

И вот здесь мы подходим ко второму большому подвоху законопроекта о телемедицине. Из самого текста, а также активного участия в его разработке и продвижении Минздрава, следует, что телемедицина как официальный метод лечения вводится и регулируется не только для частного, но и для государственного здравоохранения. При этом в пояснительной записке в конце законопроекта сказано, что «принятие данного закона не потребует дополнительных расходов из госбюджета». Однако посмотрите, с каким настроем и в каких выражениях заочно празднует успешное пропихивание телемедицины господин Клименко 31 января 2017 года в интервью радио «Говорит Москва»:

«Г.КЛИМЕНКО (отвечая на вопрос о датах рассмотрения законопроекта о телемедицине в Госдуме): Это не важно. На самом деле, с точки зрения… То есть я уже даже не очень им занимаюсь, потому что там есть история с дистанционной торговлей лекарствами, это имеет прямое отношение для индустрии. А закон запущен, всё. Какая разница, когда он будет – весной или осенью. Инвесторы уже пошли. Потому что когда закон в Думу уже внесли, его же… Законодательно есть две истории – до внесения закона в Госдуму и после внесения. Причём после внесения – не важно, в каком виде он будет принят.

На самом деле, с точки зрения интернет-технологий в медицине, мы прорываем дамбу, то есть мы вытаскиваем камешек. На самом деле нет никакой разницы – мы вытащим один камешек из дамбы или два камешка. Это вообще не имеет ровным счётом никакого значения. Важно, что мы его вытащили. «Яндекс» пошёл инвестировать, появились инвесторы, потому что все понимают, что в том или ином виде закон будет принят. А дальше логика развития событий вообще как таковая говорит о том, что придёт много разных историй. И я думаю, что… Ещё раз честно скажу. Я, конечно, надеюсь, что это будет весенняя сессия, но я подозреваю… Там есть у Минздрава свои заморочки. Я не знаю, не могу дать ответа.

ЖУРНАЛИСТ: В этом законопроекте… в основном состав этого законопроекта касается…

Г.КЛИМЕНКО: Чтобы было понятно. Я занимался простой историей. Я, с одной стороны, как советник. С другой стороны, я чиновник администрации президента, которого Владимир Владимирович назначил, чтобы мы те «хотелки», которые мы ему принесли… Мы же денег не просили, мы просили законодательную историю. Он справедливо сказал: «Вот идите ко мне в администрацию и помогайте с той стороны». Я занимаюсь тем, что те «хотелки», которые есть у интернет-индустрии, так или иначе, мытьём или катанием, пытаюсь загнать либо в законодательное поле, либо в экспериментальное.

ЖУРНАЛИСТ: Говоря о телемедицине, мы говорим только о коммерческой версии? Или речь идёт о том, чтобы государственные медицинские учреждения тоже к этому обращались?

Г.КЛИМЕНКО: На текущий момент внутри медицины всё нормально с телемедициной. Мы говорим о телемедицине в схеме «врач – пациент». И мы говорим о коммерческой медицине. Именно из-за того, что смешивались истории… Там достаточно большая конкурентная борьба за ОМС, и поэтому все 19 лет основная борьба шла не за то, чтобы внедрять телемедицину или не внедрять, это достаточно очевидная вещь. А за счёт того, что при внедрении истории по телемедицине вообще по стране у нас будет происходить история с не очень понятными…

Ну, допустим (давайте будем в терминах) человек по Skype позвонил. Мы не знаем технической организации, как это будет происходить. Ну, например, житель Камчатки какому врачу позвонит? Он свободен в выборе врача? Если он свободен в выборе врача, то у нас начинаются большие проблемы – переток бюджетов. И сейчас, условно говоря, любой гражданин из Подмосковья может приехать и лечиться в Москве по ценам ОМС. То есть там хватает своих проблем. И мы попытались выскочить из этой истории, вообще стартовав хоть как-то. То есть, условно говоря, пусть хотя бы коммерческая…

ЖУРНАЛИСТ: Ну, по коммерческой линии. Но в перспективе есть прицелы на то, что государственная медицина тоже?

Г.КЛИМЕНКО: Ну, это неизбежно, это неизбежно. Вопрос времени, вопрос отработки технологии, вопрос отработки закона».

Вот и главные бенефициары телемедицины по-клименковски нарисовались. Это те самые электронные лоббисты, о которых недавно рассказывал «Колоколу России» общественник Николай Мишустин в беседе о внедрении единой системы учета учащихся «Контингент». Судя по всему, компания «Яндекс» уже приготовила собственную площадку для посредничества в оказании телемедицинских услуг. И как, интересно, это может внедряться на государственном уровне «без дополнительных трат»? Ведь неизбежно придется покупать новые технологии/программы, соответствующее оборудование под них, администрировать все эти процессы. Ох как наварятся провайдеры интернета и сотовой связи на этой псевдомедицине! Уже сейчас можно спрогнозировать миллионные госконтракты для оснащения всех ГБУЗ в N-ном регионе необходимыми средствами для быстрых врачебных конференций по скайпу.

***

Кстати, а как там дела с национальной безопасностью, защитой персональных данных и врачебной тайны? На этот вопрос Клименко честно отвечает: ничего хорошего – данные о заболеваниях, анализы и схемы лечения будут передаваться провайдерами через открытый интернет. Зато как все станет для нас комфортно, удобно и оперативно! Как повысится после удаленных диагнозов и рецептов наше качество жизни – глядишь, и Минздрав можно будет распускать – все проблемы решим, не выходя из дома, а врачи из своих квартир нас вылечат по мобильнику, ну или там через чипы. Может, еще и заплатим «удаленным медикам» за это из своего кармана – недаром же правительство обещало к 2018 году определиться с тарификацией телемедицинских госуслуг!

Теперь чуть серьезнее. Повсеместное внедрение т.н. «телемедицины» вновь даст возможность госчиновникам подзаработать на «инновациях», сэкономив на оказании квалифицированной бесплатной медпомощи населению и на медперсонале. Иными словами, соцгарантии в очередной раз будут урезаны.

А что там наши властители, тоже, наверное, с нетерпением ждут перехода на дистанционную медицину? В конце января этого года от Reuters из нескольких источников поступила информация о строительстве на территории ЦКБ Управделами Президента в Москве нового корпуса для чиновников высшего ранга стоимостью 2,9 млрд. рублей (без учета расходов на оборудование).

«Проект строительства клинико-поликлинического отделения, с которым удалось ознакомиться Reuters, предусматривает стационар с палатами категории VIP, конференц-зал на 50 человек, бассейн, помещение для консилиума, столовые для пациентов и персонала и подземную парковку. На одном из этажей здания планируется построить две палаты площадью чуть меньше 200 кв. м каждая», – сообщает издание.

Пресс-секретарь Управделами президента Елена Крылова подтвердила планы возведения КПО, пояснив: «Строительство нового корпуса планируется для оказания медицинской помощи пациентам, обеспечение обслуживания которых возложено на УДП». Помимо президента и премьера в эту категорию входят члены правительства, сенаторы, судьи Конституционного суда и еще свыше тысячи чиновников. Похоже, телемедицина этим гражданам как-то не поперла…

Виктор Семенов

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"