Великая Россия тонет в великой бедности
Нищенское состояние растущего числа добропорядочных, работающих граждан страны – проверенный временем путь к дестабилизации обстановки в России
Выступая 16 марта на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, Владимир Путин поставил задачу, чтобы к 2020 году темпы отечественной экономики превысили общемировые. Президент отметил, что период адаптации к новым мировым условиям в стране завершен, и правительство вскоре должно представить план дальнейшего развития (окончательная версия документа ожидается мае).
Глава государства назвал основные направления, на которые, по его мнению, надо обратить особое внимание: «Какие направления работы считал бы наиболее важными. Необходимо провести серьёзные структурные преобразования (именно к ним неустанно призывает Алексей Кудрин, – прим. авт.), существенно увеличить производительность труда и обеспечить промышленность квалифицированными кадрами, ускорить разработку и внедрение передовых технологий, с помощью настройки налоговой системы, качественного улучшения делового климата сформировать условия для привлечения инвестиций, для создания новых рабочих мест».
После этого президент провёл с предпринимателями традиционную закрытую встречу, на которой, по словам участников, обсуждалась ситуация с российским бизнесом на Украине, а также невозможность изолировать Россию.
И нигде ни слова об улучшении жизни людей! О повышении их благосостояния, комфортности труда и быта. Тот самый абстрактный «некто», российский гражданин, ради которого всё это существует и якобы делается, он нигде и не в каком виде не прозвучал и упомянут не был. А ведь эта тема крайне актуальна и злободневна для сегодняшней России.
Выступая несколько дней назад на Социальном форуме в рамках недели российского бизнеса 2017 года, вице-премьер правительства Ольга Голодец заявила, что в социальной сфере России наблюдается уникальное явление – бедность работающего населения. Развивая свою мысль, член правящего кабинета министров подчеркнула – в России «нет такой квалификации, которая достойна уровня заработной платы в 7 тысяч 500 рублей. Она отметила, что даже если человек окончил только среднюю школу, его труд должен оцениваться на другом уровне. Между тем, на уровне МРОТ, который как раз равен этим семи с половиной тысячам рублей, работают около 5 миллионов человек, отметила Голодец (по оценкам экспертов, реальное количество людей, работающих на такую зарплату, минимум в три раза больше). Черту бедности, по данным Росстата, за последний год перешагнули более 3 миллионов человек, а общее число граждан с доходами ниже прожиточного минимума превысило 19 миллионов человек. «О какой производительности труда можно говорить, если за месяц работы человек получает такие деньги», – сокрушается вице-премьер Голодец.
Действительно, заработную плату от 8 до 15-20 тысяч рублей в месяц в реальности на руки получает основная масса тружеников нашей страны. Тех, кто кормит «счетоводов» утверждающих, что в стране «в среднем» заработная плата составляет от 32 до 40 и более тысяч рублей» и все всем довольны.
Вот, к примеру, какое пронзительное письмо приводит на своём сайте Общественное телевидение России: «Я детям рассказываю о честности, нравственности, доброте, любви, а сама думаю: дети, я не тому вас учу! Честным, нравственным и добрым воздаётся по заслугам только в литературных произведениях, а в жизни вы будете приходить домой и считать дни до весны, когда опять пойдёт зелень с огорода и станет хоть чуточку легче! В двадцать первом веке я, учитель литературы высшей категории, радуюсь: слава богу, зиму пережили! Летом не так голодно. И это не война, не революция – это считается нормальной жизнью. Зарплата со всеми надбавками, полторы ставки – 15 000 р. Татьяна, Ивановская область».
И таких писем там очень много. Причём из самых разных мест страны.
***
При этом на другом полюсе благосостояния – всё цветёт и пахнет. Так, согласно мониторингу социально-экономического положения РАНХиГС, опубликованному 19 марта, долларовых миллионеров в России в прошлом году по сравнению с 2015 годом стало больше на 10% – 132 тысячи человек, что составляет 0,1% от численности всех жителей России в возрасте старше 15 лет.
За последнее десятилетие долларовых миллионеров в России стало больше на 31%. Ни в одном регионе мира нет такого роста показателя. В других странах долларовых миллионеров в 2016 году стало больше всего на 3%, а в Европе число таковых и вовсе снизилось на 4%. В России же деньги – через гешефтмахерство, жульничество, власть и другие административные и волюнтаристские механизмы – размножаются в геометрической прогрессии. Именно по этой причине за минувший год в стране стало больше не только долларовых миллионеров, но и миллиардеров – на 11%. Таких в России на сегодняшний день насчитывается 83 человека.
Получается, что, несмотря на снижение в среднем реальных располагаемых денежных доходов населения в 2016 году по сравнению с 2015 годом, доходы, мягко говоря «отдельных слоёв населения» стали выше. Если называть вещи своими именами, то это явление называется переток и концентрация национального богатства и доходов в руках стремительно отрывающейся от основной массы населения кучки избранных.
Из отчета Credit Suisse Research Institute, который датирован концом прошлого года, следует, что в России, в основном доля благосостояния – 89% – сосредоточилась в руках довольно узкой прослойки населения – не более 10%. А соотношение зарплат богатых и бедных россиян сегодня составляет 1 к 15. И это не считая всевозможных бонусов, премий, «золотых парашютов» и прочих «вспоможений».
В стране более миллиона вакантных рабочих мест и при этом более четырёх миллионов официальных безработных, а президент говорит, будем создавать новые рабочие места и повышать производительность труда. Складывается впечатление, что разговор идёт о другой стране. И вообще в последнее время возникает ощущение какого-то сюрреализма: в телеверсии и в интерпретации сытых людей в дорогих костюмах миру и населению России предстаёт процветающая страна со счастливыми гражданами, сквозь бури и грозы внешних невзгод мчащаяся к светлому будущему. Но как только рассеивается туман PR-образа, во всей «красе» предстаёт реальная Россия, тонущая в «уникальной бедности».
Уникальна не российская бедность, а правители и бизнес, которые умудряются так хозяйствовать, что в самой богатой стране мира имеет место такое крайне опасное явление! И опасность эта опрометчиво недооценивается.
Страна ведь это не территория. Это, прежде всего, люди. Их единством живёт государство. Пока люди чувствуют это единство, надеются друг на друга, ощущают родство душ, братство, взаимную заботу и хоть какое-то подобие равенства (имущественное, перед законом и т. д.), такое государство прочно и живуче. Как только эти внутренние скрепы начинают ветшать, становиться пустым звуком, формой без содержания, государство начинает «плыть», как замок на песке.
В сегодняшней России это единство, благодаря которому живёт любое государство, рушится.
Люди, которым нечего терять, не будут защищать тех, кому есть что терять. И этот разрыв из чисто материально-меркантильной области-категории переходит в философски-смысловую. Хроническая бедность перестраивает жизненные приоритеты и ценностные ориентиры личности, меняя их отнюдь не в лучшую, светло-прекрасную сторону. А это значит, что государство как структурное сообщество, добровольно созданное людьми для совместной жизнедеятельности, становится ломким и хрупким как внутренне, так и внешне, хотя в PR-версии и представляется зрителям в виде могучего колосса.
***
Не будем забывать тяжелый опыт дореволюционной России. «Уникальная бедность» работающего населения была и тогда.
Читаем в известном стихотворении Александра Блока «Фабрика»:
«Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели».
Люди работают на фабрике, но остаются нищими. И не потому, что плохо работают, а потому, что смеющиеся люди в желтых окнах – хозяева жизни, проводят и надувают этих несчастных тружеников, делая их работающими нищими. Блок намеренно пишет слово «жолтых» через «о», в нарушение правил грамматики, придавая таким образом выпуклость настроению депрессии и акцентируя внимание не на цвете, а на чувствах и жизненном изломе судеб людей.
Стихотворение датировано 24 ноября 1903 года. До начала грандиозного всероссийского бунта, названного впоследствии первой русской революцией, оставалось менее двух лет. А ведь поэт в России – больше чем поэт. Услышь, увидь, почувствуй тогда власть и деловое сообщество всё отчаяние, которое Блок транслирует в общество от имени этих работающих нищих, начни менять ситуацию к лучшему, может, и пронесло бы с революциями. Но нет. Как гласит народная мудрость, «жирный кусок совесть хоронит».
Не менее, а более остро стоял вопрос с бедностью на селе. В статье под названием «Голод как социально-экономическое явление», напечатанной в «Новом энциклопедическом словаре» в 1913 году, говорится: «Наряду с низкой урожайностью, одной из экономических предпосылок наших голодовок является недостаточная обеспеченность крестьян землёй. По известным расчетам Мареса, в чернозёмной России 68% населения не получают с надельных земель достаточно хлеба для продовольствия даже в урожайные годы и вынуждены добывать продовольственные средства арендой земель и посторонними заработками».
И если вся эта пирамида «уникальной бедности» в мирное время хоть как-то держалась, то во время Первой мировой войны «пряничный домик» лубочного парадного общественного единства и незыблемости государственных устоев «поплыл».
В ходе войны русская армия первой из всех воюющих начала к ней активно охладевать. И далеко не только потому, что в неё стало проникать много агитаторов. Во время Великой Отечественной паникёров, провокаторов и засланных немецких агентов было как минимум не меньше, но армия на их уговоры не поддалась, не разложилась, не оголила фронт и не поспешила домой «наводить порядок». Почему же она сделала это в 1917-ом? Потому, что война ещё рельефнее обозначила колоссальный разрыв между бедными и богатыми в стране. При этом те, кто был богат, стал ещё богаче. Дельцы и промышленники откровенно наживались на крови (к примеру, пулемёт Максим, произведённый на частном заводе, был гораздо дороже произведённого на казённом). Участник Первой мировой войны, писатель Константин Паустовский вспоминал: «Для поправки после ранения я получил в Союзе городов отпуск на два месяца. В марте я должен был вернуться в отряд. Пока же мне предложили в том же Союзе городов заняться отправкой из Москвы на фронт медикаментов и продовольствия. <…> За месяц этой работы я изучил почти все товарные станции Москвы и множество её амбаров и складов. Это был огромный и мало кому известный мир со своими нравами. Впечатление было такое, что крали все… Всё тёмное, мелкое и алчное было взвинчено до истерии …». Воровали и спекулировали всем. Гешефтмахерство, как раковая опухоль, разрасталась и в производственной сфере. Паустовский пишет: «Я видел огромные подвалы, набитые вещами для армии: папахами, что расползались в руках, продувными шинелями из сукна, похожего на рядно, фуражками, потерявшими всякую форму, с поломанными козырьками и кокардами, бутсами с подошвами из горелой кожи, бязевым бельём, раздиравшим до крови тело, – столько в этой бязи было каких-то колючих остей. Всё это зашивали в пахучие новые рогожи и отправляли на фронт. Пожалуй, рогожи были единственным товаром в этом навале гнилья и брака». Это очень напоминает одноразовую обувь и одежду для покойников, которую наши вёрткие и ушлые предприниматели девяностых привозили под маркой качественного импорта и продавали соотечественникам по вполне себе «живым» ценам. Теперь некоторые из них уважаемые бизнесмены, капитаны отечественной экономики, к которым обращался и с которыми проводил закрытую встречу президент.
Но вернёмся в предреволюционную Россию 1916-1917 годов.
Итак, богатые богатели, те же, кто был беден (а таковые в стране составляли абсолютное большинство), стал ещё беднее. И как только люди в окопах со всем трагическим цинизмом осознали, что они умирают не за своё дело, а за чужие барыши тех, кто наживается на их крови, армия стихийно начала «самодемобилизацию». Вначале она била, поднимала на штыки и убивала всех, кто пытался остановить эти хлынувшие внутрь страны вооруженные массы не желавших больше выполнять ничьи приказы, людей. А затем, разделившись на два лагеря, эти представители рода человеческого начали остервенело стрелять и резать друг друга в кровавой междоусобице. И всё это снова от бедности. Ведь абсолютное большинство воюющих таким образом хотело, прежде всего, улучшить своё материальное положение. Да и терять им, по большому счёту, было нечего. Не будь материальной подоплёки, ничего бы этого не произошло. Сытых и довольных жизнью бюргеров очень сложно подвигнуть вообще на какой-либо конфликт. А для «гаврошей», которым нечего терять, кроме своих цепей, гражданский конфликт – это исторический шанс коренным образом изменить свою постылую жизнь.
***
Сегодняшние мини- и макси-олигархи, а также их ставленники – чиновники высоких рангов, не берут в расчёт эти важнейшие вещи, которые могут очень дорого обойтись и им, и стране.
Мы становимся всё более и более разными. Всё больше отдаляемся друг от друга и хотим разного. Из этого растёт непонимание друг друга и вражда.
Как в анекдоте, когда встречаются два бывших одноклассника. Один другого спрашивает: «Ну как живёшь?». «Да вот, уже три дня не ел», – отвечает тот. На что первый возмущенно заявляет: «Ну, старик, так нельзя! Мне тоже всё приелось. Смотреть уже ни на что не могу. Но ты заставляй себя, есть надо».
Как мы с таким «единым» подходом будем «строить новую Россию», когда одним сухарь слишком твёрдый, а другим бриллианты слишком мелкие?
В год столетия революции надо помнить о том, что октябрь 1917-ого произошел именно из-за этого. Из-за того, что слишком многие хотели слишком разного. Одни – демократии и большего количества английских клубов, а другие – хлеба, земли, мира, человеческой жизни в виде нормальных квартир, одежды, отдыха в санаториях.
Свою фатальную и трагическую ошибку первые осознали слишком поздно.
Есть потрясающая история об одном русском князе, который, оказавшись в эмиграции без средств к существованию, вынужден был пойти в услужение к зажиточной буржуазной парижской семье французских нуворишей. И вот однажды бывшие великосветские соотечественники пригласили князя на бал. Он достал из чемодана свой видавший виды придворный мундир расшитый золотом. Отгладился, нарядился и вышел к своим хозяевам. «Я могу сегодня сходить на бал бывшей русской аристократии?» – спросил он. «О да, конечно», – ответили обедавшие хозяева. «Только возьмите, пожалуйста, мусорное ведро. Выбросьте по дороге», – любезно сказала мадам князю. Из этой до слёз трагической истории сделали весёлую театральную пьесу, которая с успехом шла на подмостках французской столицы. Анатолий Афанасьев в книге «Полынь в чужих краях» пишет: «Михаил Чехов, знаменитый актёр, эмигрант, блистательно сыграл роль русского князя, работающего слугой во французской буржуазной семье. Громовым смехом и бешеной овацией встречала публика финальную сцену пьесы, когда князь-слуга, отправляясь на эмигрантский приём в своём полинялом, но тщательно сохранённом раззолоченном мундире, прихватывает мусорное ведро, чтобы попутно завернуть на помойку». Краснощёкая западная публика с упоением потешается над русской трагедией, русскими «хозяевами-барами», подобно нерадивой прислуге получившими расчёт от своих бывших холопов и выставленными за дверь.
Очень жаль, что наша новая аристократия не знает этой и многих других подобных историй.
А что если уникально бедным опять радикально надоест такая жизнь. Ведь она одна. Да и их детям при таком положении родителей мало что в ней светит.
Вадим Бондарь