Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Новости
19.03.2015 12:24

Лингвистам не понравилась идея создать сборник бранных слов для российских судов

Инициатива депутата-либерала Михаила Дегтярёва о создании сборника бранных слов для судей, рассматривающих дела об оскорблениях, пришлась не по душе российским лингвистам, в чём они и признались журналистам. Дело в том, что одно и тоже слово может иметь разные значения в разных контекстах, что с точки зрения русского языка совершенно нормально. Кроме того, словарями должны заниматься лингвисты, а не судьи и тем более депутаты.

Ранее депутат от фракции ЛДПР Михаил Дегтярев подготовил отдельный законопроект, предусматривающий создание отдельного сборника бранных слов, который должен будет использоваться судьями, рассматривающими административные дела об оскорблениях. В настоящее время этот документ направлен для отзыва правительству и Верховному суду.

По мнению самого депутата, такой словарь необходим для того, что окончательно определиться – что является оскорблением, а что не является. 33-х летний Михаил Дегтярев искренне полагает, что значение слова определяется его изначальным смыслом. Депутат, очевидно, не знает, что лингвистическая наука говорит об обратном.

«Аксиомой в лингвистике является то, что конкретное значение слово приобретает только в контексте, причем как малом контексте, то есть внутри фразы или абзаца, так и в контексте всего высказывания или публикации. И предусмотреть все какие-либо нюансы стилистических оттенков, вариантов словесной игры и многого другого, как мне кажется, просто невозможно», – рассказал газете «Взгляд» председатель Гильдии лингвистов-экспертов, профессор Михаил Горбаневский.

Учёный отметил, что постоянно работает с судьями всех уровней – от районного до Верховного. И его опыт наглядно свидетельствует о том, что даже в судопроизводстве провести чёткую грань между оскорблением и просто резким тоном можно лишь, понимая контекст сказанного.

«Слово приобретает конкретное значение, конкретный оттенок значения, стилистическую характеристику только в контексте. Вырывать слово из контекста недопустимо, анализируя какой-то спорный текст», – резюмировал лингвист.

Кроме того, Горбаневский напомнил, что подобные словари уже существуют, причём написаны они экспертами,  а не любителями.

«Существуют несколько словарей, в которых зафиксирована русская бранная лексика, и цензурная, и совсем нецензурная. Кто мешает Либерально-демократической партии России перечислить определенную сумму денег на счет Института русского языка им. Виноградова с предложением, что Либерально-демократическая партия готова профинансировать научные работы и тиражирование академического словаря русской бранной лексики, об отсутствии которого так слезно говорит господин Дегтярев? Кто мешает не самой бедной партии в стране в качестве поддержки нашей действующей лингвистической науки перечислить серьезную сумму денег, чтобы люди поработали? Тем более заделы есть. Пусть выпустят словарь, и пусть он будет академическим – с грифом Института русского языка», – заявил учёный.

С Горбаневским солидарны и другие лингвисты. Доктор филологических наук Григорий Крейдлин считает, что нужно, наконец, определить, что такое оскорбление.

«Сейчас согласия на этот счет нет. Это понятие неопределенное. То, что для других людей является оскорблением, для других – нет. Например, известен такой журналистский прием: «X сказал, что этот негодяй...» Кому принадлежит высказывание «этот негодяй»? Можно считать это оскорблением или нет? «Пьяница» – это оскорбление или нет? «Какой ты идиот!» – ласково говорит жена мужу. Оскорбляет она? Это очень сложно, многое зависит от контекста, от интонации... фактор адресата, фактор говорящего, обстановка. Я думаю, что пока наука не достигла той степени, чтобы это можно было определять», – считает Григорий Крейдлин.

Лингвисты также деликатно посоветовали депутатам поменьше заниматься самопиаром, в противном случае, уверены учёные, «им чаще придется принимать не законы, а лекарства». 

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"