Архив материалов
Новости
17.01.2017 13:26

Мнение: Татарстан не поделил с Москвой бюджетный «пирог»

Руководство Татарстана вступило в активную фазу переговоров с федеральным центром по поводу перезаключения договора о разграничении полномочий, срок которого истекает в июне. Начало этому процессу положила серия недавних выступлений президента республики Рустама Минниханова, в которых он резко высказался против действующей модели перераспределения бюджетных средств между центром и регионами, пишет EADaily.

Непосредственным поводом для недовольства Рустама Минниханова бюджетной политикой федерального центра стало увеличение изъятий в федеральную казну налогов, собираемых в регионах. В частности, незадолго до утверждения бюджета на 2017 год федеральным центром было принято решение о том, что регионам снизят долю поступлений от налога на прибыль с 18 до 17%. Эффект от лишнего процента для федерального бюджета был предварительно оценен в 117 млрд рублей, но примерно две трети этой суммы (порядка 70 млрд рублей) должны были обеспечить всего пять регионов, где «прописаны» самые прибыльные компании страны, включая Татарстан.

Кроме того, на 2017 год были повышены ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефтяников сразу на 306 рублей за тонну нефти, что также стало малоприятной новостью для Татарстана. Плюс Минфином РФ запланировано перераспределение акцизов на алкоголь в пользу тех регионов, где его больше потребляют — Татарстан с значительной долей мусульманского населения в их число по определению не входит, хотя является крупным производителем спиртовой продукции.

По оценке Рустама Минниханова, из-за этих налоговых новаций бюджет Татарстана в 2017 году недосчитается 8 млрд рублей, что составляет порядка 4,5% от ожидаемых доходов в размере 178 млрд рублей.

Особенное возмущение властей Татарстана вызывает то, что изъятые у богатых регионов средства перераспределяются в пользу дотационных субъектов, которые — легко прочитывается подтекст подобной постановки вопроса — не могут зарабатывать себе на жизнь сами, как это научились делать Татарстан и еще несколько регионов страны.

«Мы понимаем, что надо поддерживать регионы-реципиенты, но не за счет того, чтобы изымать, ухудшать ситуацию. Это самый легкий путь, который выбирают некоторые федеральные наши руководители. Наверное, и президенту России докладывают, что это безболезненно. Раскулачивание было один раз, видели мы уже последствия», — заметил Минниханов.

Положению, в котором в последние два-три года оказались главы даже богатых регионов, действительно не позавидуешь. «Губернаторы зажаты между экономическим кризисом и майскими указами — на выполнение майских указов нужны деньги, а из-за кризиса их стало меньше. Чтобы выровнять социальные гарантии в регионах, нужно больше денег забрать в центр, а потом их перераспределить. Кризис усилил неравенство, а майские указы сделали более актуальной необходимость выравнивания соцстандартов», — поясняет логику центра эксперт-регионовед, Николай Силаев.

Так или иначе, текста нового договора пока нет, но активное прощупывание почвы уже идет. Публичные возмущения президента Татарстана новой налоговой политикой правительства России в отношении регионов — это своего рода часть политического торга перед подписанием третьего договора. Татарстан возмущается «ущемлением» федеральным центром регионов, но готов перестать публично возмущаться, если договор о разграничении полномочий будет пролонгирован, заключил эксперт.

 

Фото: БИЗНЕС Online

 
 
 
comments powered by HyperComments
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"