09:13
Больше половины молодых украинцев мечтают сбежать из страны
Вчера, 18:02
В США возросло число сторонников народного движения готовящихся к концу света
Вчера, 17:56
В Великобритании намерены сделать смену пола «простой и ненавязчивой»
Вчера, 17:40
Историк: Советские воины спасли поляков от газовых камер, расстрельных рвов и мыловарен
Вчера, 17:30
Кабмин Украины постановил ликвидировать концерн «Антонов»
Вчера, 17:22
Серия книг для школьников о гомосексуализме вышла в Японии
Вчера, 17:11
Вслед за курортным в России может появиться еще один вид сборов
Вчера, 17:08
Евросоюз продлил операцию по спасению мигрантов в Средиземном море
Вчера, 16:56
Танк раздавил машину террориста-смертника, набитую взрывчаткой
Вчера, 16:46
В сотню лучших военных производителей попали шесть российских компаний
Вчера, 16:31
Украинские спецслужбы вербуют крымчан на границе
Вчера, 16:26
Пранкеры пообщались с министром энергетики США от имени украинского премьера
Вчера, 16:16
Россиянка вышла замуж за украинского маньяка, убившего более 40 детей
Вчера, 15:58
Китайские истребители перехватили американский самолет
Вчера, 15:50
Сотрудникам американской компании внедрят под кожу чипы
Вчера, 15:40
Группа боевиков пришла на сирийско-российский блокпост с листками в руках
Вчера, 15:25
Провоз телефона и верхней одежды в самолете захотели сделать платным
Вчера, 15:15
Свадьба в Киргизии закончилась массовой дракой и стрельбой
Вчера, 14:56
Работающим пенсионерам повысят выплаты с августа
Вчера, 14:54
В Афганистане 120 ополченцев перешли на сторону террористов
еще 10 новостей
Популярное деньнеделя месяц
comments powered by HyperComments
Архив материалов
Новости
27.06.2017 16:29

Васильева выступила за стандартизацию учебников и создание единого образовательного пространства в России

Министр образования и науки Ольга Васильева заявила, что создание базовой линейки учебников по всем ключевым дисциплинам будет способствовать формированию у школьников национальной социокультурной идентичности. По мнению министра, унифицированные учебники позволят подросткам своевременно осознать свое место в государстве и стать полноценными гражданами. Об этом Васильева пишет в своей статье для «Коммерсанта».

«Как известно, споры об учебной книге не стихают с момента ее появления. Кто-то пытается представить учебник «уходящей натурой», считая, что он пережил сам себя как базовый социокультурный феномен школьного детства. Кто-то усердно трудится над созданием очередных «линеек». Думаю, что для каждого из нас школьный учебник стал первым путеводителем по дороге знаний и осознания всего огромного многообразия, окружающего маленького человека. Речь здесь идет о социализации детей в культуре. Здесь важны оба понятия – и социализация, и культура.

Следует специально подчеркнуть: речь идет о родной культуре – той, в которой ребенок родился и живет, которая его окружает, никакой иной для него до поры до времени просто не существует. Культура определяет происходящее по ее нормам (традициям) общение ребенка со сверстниками, взрослыми, с окружающим его миром, выстраивает отношения с природой, людьми, с самим собой. А системность в этот процесс привносит учебник. Он упорядочивает, обобщает взгляд на вещи, описывает, объясняет и фиксирует. Рисует запоминающиеся навсегда образы природы, народа, Родины. Хотите узнать, как гражданин той или иной страны видит себя и других, – откройте учебники, по которым он учился в школе.

Вряд ли кто-то не согласится с тем, что школьный учебник являлся и является мощнейшим организатором многомилионной гражданской нации. Убери из детства наших детей эти единственные и на всю жизнь объединяющие их книги, и мы получим поколение, «выпавшее из контекста». Оно будет образованно, но не будет при этом носителем общих смыслов, общих представлений о героях и антигероях своего народа, своей страны. Они не смогут чувствовать себе гражданами, ибо гражданская совесть и гражданская ответственность — это чувства, прежде всего.

Так сколько нужно учебников, чтобы в сознании ребенка и подростка отчеканились смыслы, образующие социокультурную матрицу, с помощью которой наши дети смогут осознать и воспринять свою социокультурную идентичность? Думаю, что хватило бы одной-двух сквозных предметных линеек, дополненных по мере взросления детей изучением многочисленных первоисточников — письменных (литература, история), материальных (архитектура, искусство), духовных (вера, традиция)», – пишет Васильева.

При этом министр отмечает, что речь не идет только о гуманитарной составляющей образования, потому что довольно «странно иметь такое многообразие линеек учебников по физике, химии, математике, если на выходе все это разнообразие подходов и траекторий унифицируется «игольным ушком» ЕГЭ, а далее трансформируется в университетских академических курсах».

Кроме того, Васильева высказала свою позицию в дискуссии о «школе будущего», в которой ряд экспертов предлагают обходиться вообще без учебников, заменив их на «самообразование по выбору в облачных сервисах». Министр считает, что ключевую роль в процессе образования должны играть опытные и мотивированные учителя.

«По мнению весьма авторитетных экспертов, в обозримой перспективе учебники попросту выйдут из употребления – источниками учебной (лучше, наверное, сказать – образовательной) информации станет «облачный контент». И в нем любой уже наученный работать с информацией подросток, составив под заботливым вниманием учителя-наставника и тьютора-навигатора индивидуальную образовательную программу, будет в соответствии со своими способностями и интересами набирать блоки знаний, сдавать зачеты, получать сертификаты и так, шаг за шагом, двигаться по своей образовательной траектории длиною в жизнь.

Замечательно! Но чтобы это произошло, необходимо обеспечить два предварительных условия: а) мотивировать детей к учению (самообразованию) и б) научить их этому. Для этого детям нужно не множество учебников, а умные, опытные и мотивированные учителя! На что они должны быть мотивированы? На то, чтобы их ученики как можно скорее перестали в них нуждаться и стали, как принято ныне говорить, «субъектами собственной образовательной деятельности», – отмечает Васильева.

Министр образования и науки делает из сказанного и финансовые выводы: образование высокого качества предполагает минимизацию расходов на учебное книгоиздание и увеличение затрат на повышение квалификации учителей. Также она напомнила, что перед министерством стоит ответственная задача по повышению качества экспертизы учебников, их обновлению, а также разработке и применению базовых учебников при реализации образовательных программ.

 
 
 
comments powered by HyperComments
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"

Яндекс.Метрика