Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Новости
20.04.2017 11:40

Захар Прилепин призвал стремиться не к прогрессу, а «правильному кругу»

Писатель Захар Прилепин опубликовал размышления в мужском журнале «Репутация». В них он рассказал о «правильном круге», по которому движется российская история.

О правильном круге

Часто говорят, что мы движемся по кругу. Если по факту Россия имеет тысячелетнюю линейную историю и если эту тысячу лет мы ходим по кругу, то это какой-то правильный круг. За это время исчезли даже не сотни – тысячи языков, десятки государств, сотни народов были просто в пыль стёрты, и их больше нет в природе. На территории нынешней Германии жили до 25 славянских племён. Их нет ни в каком виде. А мы есть. Значит, наш круг – правильный. И его не стоит разрывать.

Д. С. Лихачёв – замечательный филолог – говорил, что в древнерусской литературе, которая, кстати, древнее немецкой и французской, так вот, в ней не было понятия «прогресс». Было круговое движение. И если мы имеем такую традицию, которая устоялась тысячу лет назад, какой смысл её прерывать?

Чем дальше от Рождества Христова, тем ближе к аду. Так что вперёд идти не надо. Ходим по кругу, всё нормально. В вере в Бога нет прогресса. В рождении и воспитании детей нет прогресса. Ну, айфон, ну, телефон, ну, патефон… Это ничего не меняет в нашей сути. Мы такие же. Если всерьёз читать древнерусские тексты, в какой-то момент понимаешь, что это никакая не архаика. Там точно такие же женщины и мужчины, которым так же было больно, страшно. Они тоже не хотели умирать, тоже хотели заработать лишнюю копеечку. Это те же самые люди, что и мы, и мы воспроизводим ту же самую модель поведения.

Прогресса нет. Просто надо, как в Древней Руси, «быть как передние князья». Вспомним Д. С. Лихачева: «Летописцы говорили о «передних» князьях – о князьях далёкого прошлого. Прошлое было где-то впереди, в начале событий, ряд которых не соотносился с воспринимающим его субъектом. «Задние» события были событиями настоящего или будущего. «Заднее» – это наследство, остающееся от умершего, это то «последнее», что связывало его с нами. «Передняя слава» – это слава отдалённого прошлого, «первых» времен; «задняя же слава» – это слава последних деяний».

Поэтому нам не надо торопиться вставать в «строй цивилизованных государств». Они сами уже встают за нами. Очень многим в Европе понятно, что Россия через византийское наследство является правопреемницей традиционной Европы. И в Германии, и во Франции, и в Италии я эти разговоры среди интеллигенции слышу в очень большом количестве. Люди там всё больше и всё острее воспринимают этот факт и часто повторяют: «Вы там сидите тихонько, примороженные в своих снегах, вы делаете всё правильно, вы сохранили то, что мы уже растеряли». Понимают, что они сейчас в положении хиппи, которые говорили: «Не ходите за нами, потому что мы уже заблудились».

О молодёжной цивилизации

Парадокс в том, что в Москве, в Петербурге мы живём в цивилизации юношества и молодёжи. В любую компанию заходишь – она вся заполнена молодыми людьми. Исчезли пожилые работники культуры, журналисты, менеджеры, управленцы. Везде сидят 25–30-летние. У нас молодёжная цивилизация, и все горизонты и вертикали открыты для этих молодых. А они нам рассказывают, что у нас геронтофилия. Фигня всё это.

«В России нет будущего». Ну, езжайте в Германию и найдите там своё будущее. Вроде век информации, открыт весь мир, мы все про всё знаем, и вдруг оказывается, что люди не знают элементарных вещей – мы там можем быть только официантами. Вся Европа находится в состоянии преддепрессивном или в депрессивном. Почитайте их литературу, послушайте их музыку, их песни – о чём они поют. Почему они поют, что у них всё плохо, тяжело, все умерли и будущего нет. Они что, про жизнь на Луне?  Нет – про себя!

О Русском мире

Русский мир возможен без Белоруссии и Украины. Но Русский мир – это не конструктор лего: вот так собрали, вот этак, а вот так разобрали. В нём есть логика. Нехорошо ссылаться на Господа Бога, но я думаю, что это, конечно, божественная логика. Это великая органика.

Дело же не в том, что Алексей Михайлович плохой и устроил Переяславскую раду. Не в том, что большевики уже в 1918 году неожиданно стали империалистами. Посмотрите отличие большевиков 1918 года от коммунистов 1991-го. Украина заключила с немцами договор о сотрудничестве. А большевики тут же расторгли Брестский мир, и тут же Ленин пишет в газете «Правда»: мы возьмём Киев. В 1918–1919 годах в них мгновенно проснулось имперское чувство: мы не отдадим вам Украину, потому что она нам самим нужна.

Это не потому, что Ленин был плохой, не потому, что Алексей Михайлович был плохой, не потому, что мы сейчас плохие. А потому, что в этом есть определенная и очевидная логика истории. Это великое цветение трёх братских славянских народов, породивших одну из сильнейших мировых цивилизаций. Есть экономическая логика, есть метафизическая логика, религиозная логика. Есть множество разнообразных логик, и все они работают. И работают лучше, чем скакание на Майдане с кастрюлями на головах. Это логика, которая работает на тысячелетия, и её так просто не перескачешь. Она даст о себе знать, она о себе заявит, она себя вернет.

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"