Популярное деньнеделя месяц
comments powered by HyperComments
Архив материалов
Русский мир
07.03.2017 08:30

«Русская миссия»: Не допустить трагедий 1917 и 1991-го годов

Чаплин и его соратники представили общественности пути укрепления Русского мира

В Общественной палате России представители сообщества «Русская миссия», возглавляемого известным духовным деятелем, отцом Всеволодом Чаплиным, ознакомили экспертное сообщество с двумя документами: «О нации России и русском народе» и «1917 – 2017. Взгляд в будущее».

Роковые февраль 1917-го и август 1991-го могут повториться?

Обоснование двух документов, только что вышедших из-под пера общественников, было предельно емко сформулировано самим отцом Всеволодом Чаплиным:

«Нынешняя обстановка напоминает обстановку 1917-го и 1991-го годов, – убежден священник и член Общественной палаты. – В элитах можно видеть такие доминирующие настроения: одни хотят осчастливить народ без его участия, другие – урвать по максимуму, здесь и сейчас, после чего покинуть страну. Но необходимо преодолеть этот разрыв между элитами и народом. Пока не начался новый кризис».

О чем же говорят представленные документы? Если вести речь о «1917 – 2017. Взгляд в будущее», то это, конечно, осмысление двух исторических переломов прошлого века, отголоски которых продолжают преследовать Россию и в третьем тысячелетии.

«Февраль и октябрь 1917-го года, а также не менее трагические для целостности и самостоятельности русского народа события 1991 и 1993 годов были порождены, наряду с оскудением веры, фатальным непониманием между элитами и простыми людьми, – говорится в докладе. –Не стоит недооценивать и фактора внешнего вмешательства. Социальные противоречия, с которыми страна при наличии политической воли могла бы справиться, были усугублены пропастью между правящим слоем и большинством народа. Были использованы злонамеренными и идеалистически-безответными «элитными» силами, которые навязали свою волю стране через грубую силу, обман, заговор, политические манипуляции».

При этом авторы проецируют события прошлого на нынешнюю реальность, видя в сложившейся в России ситуации довольно опасные тенденции:

«У граждан растет ощущение того, что все их усилия пропадают втуне, что они  не в силах ни на что повлиять – ни в экономике, ни в общественной жизни, ни в социальных вопросах, ни в политике. В обществе становится все более очевидной апатия и усталость. Налицо и громадная дистанция между «простыми» людьми и теми, кто сами себя назначил «элитой»…. Все это, увы, напоминает обстановку 1917 и 1991 годов».

В чем же видят составители документа выход из создавшейся ситуации? По словам Чаплина, изменить ее способен только общенациональный диалог:

«Не обязательно начинать его только в рамках демократической системы и рыночной экономики, возвращения к советскому строю или в рамках монархии. Можно сегодня рассмотреть все варианты государственного устройства и экономической жизни, – убежден священник. – Начинать его нужно безо всяких условий.  В истории России были разные попытки такого диалога. Переговоры между парламентской и президентской властью в 1993-м году. Я участвовал в их организации, не считаю их безуспешными, поскольку тогда стороны пришли к варианту сохранения власти и президента Ельцина, и Верховного совета. Впоследствии, правда, одна из сторон решила закончить противостояние при помощи силы…. Можно вспомнить и другие факты из русской истории. Например, съезды народных депутатов в конце 80-х – начале 90-х годов. Разогнанное силой учредительное собрание, земские соборы, особенно собор 1612 года. Нужно взять лучшее из всех периодов истории страны.  И думать не о том, кто сколько виноват в том, что происходило с нами, а на перспективу. Облекать наши идеи в законопроекты, которые, возможно, лягут в основу будущей Конституции. Сообщество «Русская миссия» намерено заняться этим».

Дать права русской цивилизации

Однако если «1917 – 2017. Взгляд в будущее» обозначает проблему, то работа «О нации Россия и русском народе» является как раз попыткой создать ту основу, на которой и можно было бы строить этот диалог.

«Русский народ – государствообразующий, русский народ – богоносец, русский народ – суперэтнос, русские – в единстве, прежде всего, великороссов, малороссов и белорусов – создали и самое большое в мире государство, и уникальную православную цивилизацию, дав в них место множеству этносов, – говорится в документе. – Русский мир везде, где живут русские люди и существует русская культура. Русский народ многонационален. Никогда он в своем государственном строительстве не руководствовался этническими «принципами». Русский тот, кто думает по-русски, говорит по-русски и считает себя русским вне зависимости от этнической принадлежности. Русский язык и русская культура цементируют и государственность России. Каждому гражданину России и проживающему в ней иностранцу надлежит владеть русским языком, соответствовать высоким требованиям русской культуры, осознавать общность своей жизненной стратегии и судьбы России, уважать ее нравы и обычаи, основанные на ее духовных, религиозных ценностях».

Представители «Русской миссии» уверены, что «в центр идеологии нашей страны должны быть поставлены русский вопрос и защита позитивного опыта Российской империи, которая смогла избежать как этноцентризма и национальной самоизоляции, так и западного колониального пути».

Создатели документа считают, что «реализация этнократических утопий гибельна для русского народа так же, как и русофобский интернационализм», а «национальное воссоединение, всесторонняя поддержка Русского мира должны быть стратегической целью каждого ответственного гражданина, основанием для консенсуса элит и программой для государственных деятелей, которые призваны прийти на смену тем современным политикам, что думают исключительно о личном благополучии». Также говорится о том, что «российские власти и каждый гражданин Отечества обязаны в меру своих возможностей защищать находящихся зарубежом русских людей и лиц, принадлежащих к другим историческим этносам нашей страны». Что же касается духовно-объединительной силы, то в качестве нее разработчиками указывается православие: «Мы видим в православии единственную реальную основу для воссоединения русского народа и всех народов Святой Руси».

Эксперты ощущают тревогу

В целом, представленные концепции были одобрены присутствовавшими на представлении обоих документов экспертами.

«Столетний период показывает нам, что без Бога, без веры, без традиции, религии, консервативных ценностей, морали, русской нравственности мы не сможем определить будущее нашей государственности на грядущее столетие, – считает директор Международного некоммерческого фонда «Центр геополитических экспертиз», политолог и журналист, член Общественной палаты Валерий Коровин. – Русское восприятий многих ценностных категорий противоположно восприятию западному, то, что на западе морально, для русского человека аморально, что для русского нравственно, западным человеком воспринимается как слабость, дикость, архаика, что для нас свято – для них мракобесие. И так во всем. И тот, кто солидаризируется с западным мировосприятием материализма, стяжательства  (в православии это называется сатанизмом), тот противостоит Русскому миру.  А то, что совпадет с нашим мироощущением, подпадает под определение Русского мира, вне зависимости от того, в какой стране это происходит. 

Но мы видим абсолютное отсутствие интереса к этим категориям со стороны существующих политических элит России, которые живут исходя из материальных и бытовых принципов. Чем дольше нынешняя элита остается равнодушной к ценностям русской цивилизации,  тем шире пропасть отчуждения между элитами и народом, чем неустойчивее становится властная конструкция, тем больше приближается к состоянию, аналогичному состоянию 1917-го и 1991-го годов».

 «Не вняли мы урокам 1991-го и 1917-го, власть повторяет ошибки самодержавия накануне февраля и верхушки советского государства накануне развала СССР, – прокомментировал оба документа президент Международной славянской академии Сергей Бабурин. – Самые главные проблемы – разрушение сакральности власти, отрыв власти от чаяний населения и позиция элит в духе, что нам все равно, что о нас говорят и рассказывают, мы делаем все, что хотим. Народ титанически сопротивляется внутреннему гражданскому конфликту, пытается предотвратить подобное развитие событий. В этом суть русской идеи. Надо пытаться жить по совести. Но пока это одностороннее движение. Мне нравятся оба этих документа. Но, вот, их одобрят, и что будет дальше?».

«Мне нравится пункт, согласно которому российские власти должны защищать оказавшихся зарубежом русских людей, – соглашается главный редактор газеты «Русь Триединая», харьковский политэмигрант Сергей Моисеев. – Я на собственной шкуре испытал, как бывает некомфортно русскому за пределами России. Кстати, события, произошедшие на Украине в 2014-ом так же, как в 1917-ом, происходили в феврале.

И Бог творит историю так, что русские Новороссии осознали себя русскими благодаря тем трагическим событиям. И сейчас они во многом более русские, чем русские в России. Потому что там свою русскость приходилось отстаивать.

Мы закалились в борьбе и можем поделиться своим опытом здесь. Обнадеживает, что  Россия, благодаря этим событиям, обогатилась такими представителями Новороссии и Крыма, как Наталья Поклонская. Но симптоматично и то, что как только она заговорила о том, что бюст императора замироточил, началось ее дикое шельмование. В чем отличились и так называемые патриоты. Это показывает, что гражданская война не закончена, она продолжается в умах и душах. Уверен, Господь будет судить русский народ и по его отношению к царю-мученику Николаю Второму, и нести ответственность придется за каждое сказанное слово».

Одобренные экспертами документы «Русская миссия» планирует вынести на общественное обсуждение с целью инициировать тот самый заявленный общенациональный диалог. А также обратить внимание власти на изложенные в них идеи, в надежде на то, что нынешняя элита, пусть не все, но все-таки извлекла урок из событий вековой и четвертьвековой давности.

Алексей Топоров

 
 
 
comments powered by HyperComments
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"

Яндекс.Метрика