comments powered by HyperComments
Архив материалов
Украинский конфликт
02.08.2017 13:45

Украина «катит бочку» на Керченский мост

Украина подсчитывает убытки и готовит в международный суд иск против России из-за строительства моста в Крым.

Власти Украины готовят иск к России из-за ограничения судоходства в Керченском проливе в связи со строительством моста. Как заявил заместитель министра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк, сейчас готовится иск и считаются убытки недополученных средств Мариупольским и Бердянским торговыми портами.

Ранее Минтранс РФ сообщил о временном запрете судоходства в Керченском проливе. Как пояснили в ведомстве, введение ограничений на проход судов необходимо для проведения морских операций по транспортировке на плаву фарватерных арочных сооружений железнодорожного и автодорожного мостов с подъемом на опоры. Это невозможно сделать без закрытия части акватории, отметили в министерстве. Запрет в части районов введут с 3 августа по 4 сентября два раза по 12 часов и два раза по 72 часа. Исключение сделают для кораблей ВМФ РФ, федеральных органов безопасности и для судов, занятых в строительстве моста.

В свою очередь, глава ведовства Максим Соколов уточнил, что морская операция по перевозке и установке самых габаритных конструкций моста через Керченский пролив — арочных пролетов — пройдет при минимальном ограничении судоходства, единовременная приостановка движения по фарватеру не превысит трех суток. Арочные пролетные строения — самые габаритные элементы моста: протяженность каждого составляет 227 метров. Арки обеспечат пропуск судов шириной 185 и высотой 35 метров. По словам Соколова, сразу после завершения технологических операций канал будет незамедлительно открываться для прохода судов.

В том, что украинская сторона готовит очередной иск в международный суд против РФ, нет ничего нового, учитывая, что все они очень слабо имеют хоть какую-то экономическую целесообразность, а находятся в плоскости политики, лозунгов и пропаганды, отметил руководитель киевского филиала Института стран СНГ, политолог Денис Денисов. По мнению собеседника газеты «Колокол России», все украинские иски против России фактически ни на чем не базируются и несут исключительно пропагандистский характер официального Киева. Поэтому данный иск направлен на поддержание информационного фона, направленного на конфронтацию с РФ, доказывающий западным партнером свою непримиримую позицию относительно Крыма.

«Пока преждевременно говорить о перспективе одной из сторон выиграть это судебное дело, не зная всей сути предъявленных претензий и аргументации со стороны украинских властей. Однако, скорее всего, в настоящий момент результативный суд по такому спорному вопросу невозможен. Что касается конкретно нарушений Россией судоходных международных правил, то по факту эти воды принадлежат к экономической зоне РФ, поэтому наша страна может самостоятельно в одностороннем порядке регулировать те инициативы, которые отвечают ее национальным и экономическим интересам», - пояснил политолог Денис Денисов.

В том, что за иском стоит чисто политический момент, а не экономические потери и угроза нацбезопасности Украины говорит тот факт, что Киев никак не реагировал на объявления РФ в 2014 году начать строительство моста через Керченский пролив. По всем общепринятым правилам еще три года назад Киеву нужно было сформулировать свою позицию, создать переговорную группу и констатировать ущерб, нанесенный Россией украинской стороне. Поэтому можно предположить, что реальным поводом поднять шумиху стало то, что Россия не обсудила с Украиной намерения закрыть Керченский пролив в его судоходной части на 23 дня в августе-сентябре.

Учитывая, что это внутренний пролив и территориальные воды РФ, не совсем понятны юридические претензии со стороны украинских властей, потому что такие ограничения четко регулируются международными соглашениями, пояснил газете «Колокол России» заместитель генерального директора по инвестициям ИК «Универ Капитал» Дмитрий Александров. С другой стороны, по мнению эксперта, эта конфликтная ситуация не может быть урегулирована на местном уровне, потому что это будет де-факто означать признание российской территорией, на что Украина и внешние участники разбирательства не могут согласиться.

«Скорее всего, готовящийся судебный иск в международный суд из-за ограничения судоходства – это продолжение из серии многомиллиардных исков против «Газпрома». По сути дела, сегодня украинские власти пытаются выискивать потенциальные убытки от всего, что связанно с Россией. Едва ли не с потолка берутся любые финансовые претензии и притягиваются как уши осла. При этом формально можно подсчитать убытки, которые может понести украинская сторона от временного ограничения судоходства. Однако обоснованность таких претензий легко можно оспорить, потому что мост проектировался с таким расчетом, чтобы не мешать судоходству. Поэтому в данном споре, скорее всего, публично-политический вопрос преобладает над финансовым фактором», - отметил Дмитрий Александров.

Украинские власти предрекают для себя огромные убытки. Заместитель министра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк заявил, что дальнейшее строительство и ввод в эксплуатацию моста через Керченский пролив приведет к значительному уменьшению судозаходов в морские порты Мариуполь и Бердянск, снижению грузооборота этих портов, торможению их развития, снижению рентабельности металлургических предприятий региона. Чиновник также посетовал на то, что Москва не согласовала с Киевом строительство моста.

Украинская сторона может обосновать свои экономические потери с учетов морской транспортировки металла. Ежегодно Киев экспортирует этот товар на 20 млрд долларов. Поэтому, по подсчетам руководителя украинского аналитического центра, экономиста Александра Охрименко, эта сумма может достигать до полумиллиарда долларов в год. Как пояснил эксперт газете «Колокол России», суть проблемы заключается в том, что как только появится мост, транспортировка украинского металла и других товаров через Керченский пролив подорожает на полмиллиарда из-за изменения логистики. Он видит нарушение международного судоходного права во время строительства моста, учитывая, что пострадают интересы украинского бизнеса, которому придется закладывать дополнительные расходы на транспортировку металла.

«Для того, чтобы урегулировать конфликт, сторонам можно пойти на досудебное соглашение и заключить концессию. Суть такого договора может заключаться в том, что за проводку и сопровождение украинских кораблей через Керченский пролив не будет взиматься плата российской стороной», - предположил Александр Охрименко.

Ранее Киев оценил убытки от простоя портов в Мариуполе и Бердянске, связанного со строительством моста, в 500 млн гривен (почти $20 млн). Подобную оценку экономического ущерба дало Министерство иностранных дел Украины. Кроме того, в ведомстве заявили, что строительство моста вызывает «физические изменения морской среды в акватории Украины».

Анатолий Молчанов
 

Фото: РИА Новости / Сергей Мальгавко

 
 
 
comments powered by HyperComments
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"

Яндекс.Метрика