Аморальное искусство хотят охранить законом о высоких ценностях
В Общественной палате говорили о затронутых чувствах ревнителей нравственности, современного искусства и всевозможных религиозных конфессий
Накануне спецы по этике и представители разных конфессий в Общественной палате обсуждали законопроект «О защите высоко значимых нравственных ценностей». Звучит вроде бы жизнеутверждающе, однако цели и суть нового регулирующего акта вырисовываются нечетко. Попробуем за обилием общих слов разобраться, что же на самом деле хотят защищать и регулировать инициаторы новых ограничений и наказаний.
В ходе заседания выяснилось, что ключевой темой будет цензура в стране, границы дозволенного в искусстве и право граждан выражать свой протест тому или иному современному творению. Председатель комиссии ОП, культуролог Иосиф Дискин сходу предложил разделить понятия искусства и художественного акта.
«Искусство не принадлежит народу. Народу принадлежит художественная культура. И художественную культуру, безусловно, нужно ограничивать по следующему принципу: либо люди предупреждены и понимают, куда они идут, либо наказываются те, кто их заранее не предупредил.
Что касается виртуального пространства – пока нет идей, как его регулировать, и общество к этому не очень готово. Путем введения цензуры мы лишь объединим оппозиционные силы, спровоцируем протесты. Не пройдя некоторые шаги на пути изменения мировоззрения, не перестроив общественную диспозицию, мы вряд ли сможем приступить к проблеме регулирования интернет-пространства. Тут надо действовать по принципу «не навреди». Именно поэтому возникла необходимость разработки и принятия закона, призванного обеспечить защиту высоко нравственных чувств граждан», – подытожил Дискин.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что при выставлении произведения в публичном пространстве всегда необходимо оценивать сюжеты или сцены, которые могут затронуть религиозные или нравственные чувства людей. Одно дело – представлять произведение для своих коллег, и совсем другое – демонстрировать его широкой общественности. Надо ли вообще запрещать любой публичный показ таких мероприятий? С этим вопросом до конца не определились, но, по крайней мере, сочли крайне важным предупреждать гражданина, на какое культурное действо он может попасть.
В концепции закона «О защите высоко значимых нравственных ценностей» предполагается использовать «принцип разграничения социальных пространств», то есть выделять провокационным художникам помещения, обладающие «особым статусом» для показа творений, которые могут вызвать негативные эмоции, переживания у зрителя. «Эти пространства, по своему исходному предназначению, должны обеспечивать людям определенные гарантии того, что в их границах не будут совершаться действия, противоречащие их исходному предназначению соответствующих пространств, оскорбляющие чувства посетителей», – гласит текст законопроекта.
На внятный неюридический язык это можно перевести так: если очень хочется, ставьте в России сколько угодно свои «Тангейзеры», аморальные спектакли, проводите выставки чучел мертвых животных или фото обнаженных детей – но только не в «Эрмитаже», а в закрытых залах-резервациях – что называется, для своих.
Но здесь очень важно понять, какие помещения смогут получить такой статус. К примеру, если это будут специально построенные точки для разных фриков от искусства – одно дело. Если же этот статус получит, к примеру, Центр братьев Люмьер или Центр им. Сахарова, где в прошлом году проводились скандальные выставки – будет совсем другая история. При втором варианте дирекция всяческих центров современной культуры сможет официально представлять на своих площадках разную аморальщину, даже рекламировать ее (с предупреждением) – и это будет защищено законом РФ.
Законом предлагается выбирать такие «социальные пространства» для перфомансов по инициативе Общественной палаты, централизованных религиозных организаций, общероссийских общественных объединений, творческих союзов и т.д. Здесь на первый план выходит идеология и ориентация (во всех смыслах) представителей ОП.
К тому же закон о защите чувств верующих у нас уже имеется, поэтому есть основания полагать, что обсуждаемый законопроект скорее будет призван защитить чувства неверующих представителей культуры и их аудитории.
Подобное недавно предлагал режиссер и депутат Станислав Говорухин с трибуны Госдумы (об этом подробно писал «Колокол России» в материале «С кем вы, господин Говорухин?»,– прим. авт.).
В концепции закона указывается: «Санкции (в действующем законодательстве) касаются лишь религиозных чувств, в то время как для общества важна защита всего спектра высоко значимых нравственных чувств».
Ну, а если уж в этих социальных пространствах какой-то активист набедокурил, выразив свой протест – тогда к нему будет применена усиленная ответственность по КоАП и УК РФ, которую позже пропишут в законопроекте.
Косвенно это подтвердил и модератор дискуссии Иосиф Дискин. «Врываться на территорию выставки нельзя, но и ограничивать протестную общественность – неправильно. Данная концепция позволяет решить этот вопрос», – отметил культуролог-общественник.
Каким образом эта концепция решит прямо-таки самый насущный на сегодня для нашей страны вопрос – пока неясно. Точный текст законопроекта участникам заседания роздан не был – только концепция. А потому на круглом столе живо обсуждали смежные темы – мультсериал «Бивис и Баттхед», рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда» и т.п.
На общем фоне привлекло внимание заявление протоиерея Всеволода Чаплина, в своем духе решившего рубануть с плеча и призвать к наказанию за оскорбление любых нравственных чувств всех слоев населения разом.
«Надо концептуально переосмыслить вопрос о защите особо значимых символов – как для верующих, так и для атеистов. Это касается символов государства, государственных лиц, истории Отечества… Все мировоззренческие, концептуальные символы должны защищаться законом. В любом общественном поле должны быть жесткие ограничения для всего, что касается оскорбления чувств верующих и других людей. Ведь любые публичные провокации повышают градус агрессии в обществе», – отметил Чаплин.
Суровость Чаплина поддержали представители других конфессий и деноминаций, особенно – представленные в Общественной палате евангелисты-пятидесятники. Известно, что это сообщество разворачивает активную деятельность (в том числе – светскую) в регионах, в малых селах и деревнях, особенно там, где в шаговой доступности нет православных приходов.
Известный богослов и сектовед России Александр Дворкин считает РОСХВЕ (одну из крупнейших организаций пятидесятников в нашей стране) сектой и 10 лет назад даже обвинял ее лидера Сергея Ряховского в подготовке «оранжевой» революции в стране.
Это просто штрих к общей пестрой картине, подтверждающий неоднозначность обсуждаемого законопроекта. За многословием его суть по-прежнему остается туманной – все вертится вокруг неких «специальных помещений», которые будут выдаваться художникам-либертарианцам, маргинальным религиозным организациям и т.д. Вероятно, это будет делаться за государственный счет. Еще вероятнее, что эти художники смогут массово рекламировать, анонсировать свои перфомансы в СМИ и интернете, но только с соответствующим предупреждением для тех, кто может оскорбиться. Выставки в таких залах будут тщательно охраняться от патриотов-«вандалов». Собирается ли государство таким образом взять творческих аморалов под крыло или, напротив, загонит их в резервации, официально превратив в дауншифтеров? Ответ на этот вопрос должна дать Госдума.
Варвара Грачёва