Царская семья поможет укрепить институт брака в России
Переживающие в современной России кризис брачно-семейные отношения могли бы быть поддержаны на государственном уровне примерами из российской истории
Ни для кого не секрет, что в современном российском обществе, прошедшем за последнее столетие через целый ряд всевозможных социальных экспериментов, институт семьи пребывает в серьезном кризисе. Многие люди, особенно молодежь, далеко не всегда представляют себе, что в действительности есть семья, как супругам подобает относиться к друг другу, как заботиться о детях. Отсутствие общепринятой модели поведения в российском социуме, а также наглядных примеров здоровых общественных отношений в медийном пространстве страны, путает и сбивает с толку желающих создать семью людей. Между тем, в российской истории есть немало таких примеров, которые могли бы сыграть положительную роль в укреплении института российской семьи. Одним из таких примеров являются последний русский император Николай II и его супруга Александра Федоровна, которые венчались 122 года назад – 26 ноября 1894 года.
Надо сказать, что для Николая идеалом семьянина был его отец – император Александр III. Он очень любил свою жену и детей и даже при условии своей постоянной занятости находил время для того, чтобы побыть вместе с ними. Монарх был всегда рядом, он был образцом для поведения, защитником своей семьи и в то же время суровым взыскателем за проступки, но оттого не менее обожаемым родителем и абсолютным авторитетом. В том числе для цесаревича Николая, который видел в своем родителе идеальный пример отца и семьянина. Известны слова, которые государь как-то сказал тогда еще юному Николаю: «Укрепляй семью, потому что она – основа всякого государства». Эти слова будущий император запомнил на всю жизнь, создав свою собственную семью по примеру отцовской.
А задумываться о женитьбе Ники (так называли цесаревича в семье) начал уже в 16-летнем возрасте, когда в 1884 году увидел прибывшую в Россию принцессу Алису Гессен-Дармштадскую. Николай сразу же обратил на неё внимание и с первого взгляда воспылал к ней большой симпатией. Второй раз она приехала в Россию спустя пять лет, и после этого между двумя молодыми людьми возникло взаимное влечение. Тогда же Николай пытается уговорить своего отца благословить его брак с Алисой. Тот, однако, заявил, что Николай еще очень молод и лучше бы заняться сейчас образованием для дальнейшего управления государством.
Однако чувства молодых людей и их стремление быть вместе несмотря ни на что дают свои плоды: Александр III, здоровье которого стремительно ухудшается, всё-таки дает свое благословение. И 14 ноября 1894 года, уже после смерти императора, Николай и Алиса, перешедшая в православие и ставшая отныне Александрой Федоровной, заключают брак. В ту же ночь новоявленная императрица пишет слова, которые в итоге станут пророческими: «Когда эта жизнь закончится, мы встретимся вновь в другом мире и останемся вместе навечно».
Николай, ставший отныне главой государства, входившего из спокойного штиля времен его отца в суровые бури рубежа 19-20 века, как и отец стремился не обделять свою семью вниманием. Даже несмотря на то, что государственные дела отнимали большую часть времени молодого царя, он всегда старался выделить время для общения с женой и детьми, видя в них источник своего уюта, душевного спокойствия и благоденствия. Семья стала настоящей отдушиной Николая, которой он отдавал всего себя без остатка.
О том, насколько их семья была счастлива можно узнать из дневника царя и царицы и из тех писем, которые Николай и Александра отправляли друг другу. Помимо прочего, дневниковые записи императрицы показывают всю глубину её понимания смысла любви и брака. «Божественный замысел в том, чтобы брак приносил счастье, чтобы он делал жизнь мужа и жены более полной, чтобы ни один из них не проиграл, а оба выиграли. Если все же брак не становится счастьем и не делает жизнь богаче и полнее, то вина не в брачных узах, а в людях, которые ими соединены», – гласит одна из её записей.
В целом же, в дневниках императрицы можно обнаружить большую мудрость о взаимоотношениях мужчины и женщины в браке. Так, Александра Федоровна пишет, что первый урок, который нужно усвоить обоим супругам – это терпение. «В начале семейной жизни обнаруживаются как достоинства характера и нрава, так и недостатки и особенности привычек, вкуса, темперамента, о которых вторая половина и не подозревала. Иногда кажется, что невозможно притереться друг к другу, что будут вечные и безнадежные конфликты, но терпение и любовь преодолевают все», – пишет императрица. Вторым секретом семейной жизни для неё является искреннее внимание друг другу: «Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких удовольствий – от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств».
Неудивительно поэтому, что в семье последнего русского императора царили любовь и гармония, которые передались и их детям, поражавших окружающих своими положительными качествами и благодетелями. От Николая они унаследовали скромность, осознание своего долга перед Отечеством и любовь к нему. Мать же дала им такие морально-нравственные качества, как крепость духа, заботу о ближнем, веру и терпение к невзгодам.
Первая мировая война, хоть и разлучила семью физически (Николай с цесаревичем Алексеем были на фронте, а Александра Федоровна с детьми помогали ухаживать за ранеными в Царском селе), не смогла разорвать её духовные узы. «О, как ужасно одиночество после твоего отъезда! Хотя со мной остались наши дети, но с тобой уходит часть моей жизни – мы с тобой одно целое», – пишет императрица своему мужу в 1914 году. И это после 20 лет брака и совместной жизни! Многие ли семьи сейчас могут похвастаться тем, что после стольких лет жизни вместе они еще могут сказать друг другу такие теплые слова?
Они встретятся вновь только весной 1917 года, после отречения Николая от престола. И судя по записям в их дневниках, долгожданная встреча друг с другом стала для них самым главным и ожидаемым событием. После этого они не расстанутся уже никогда, приняв через полтора года мученическую смерть в Ипатьевском доме в Екатеринбурге. На протяжении 23 лет они вместе делили печаль и радость, пройдя через все невзгоды и испытания, которые им выпали. Именно это называется настоящей любовью, настоящими чувствами.
***
И именно эти чувства создают крепкую, дружную семью, которой так не хватает в современной России. К сожалению, в условиях идеологического, информационного и в целом морально-нравственного раздрая в современном обществе институт семьи претерпел значительную деградацию. Постепенно снижается ценность семейных отношений, в обществе растет эгоизм и непонимание того, зачем нужна семья. Всё чаще молодые люди рассматривают её как ненужную обузу, мешающую выращенным современной массовой культурой эгоистам «брать от жизни всё».
Ситуацию усугубляют нынешние медиа, в особенности телевидение, которое очень любит демонстрировать во всякого рода ток-шоу и прочих передачах всевозможную грязь и чернуху, дискредитируя само понятие семьи, искусственным образом вызывая отвращение к ней со стороны молодежи. О том, как нужно «строить отношения» современным россиянам рассказывает «Дом-2» и прочие «обыдляющие» передачи, показывающие тех самых молодых эгоистов, ведущих себя как последние скоты и неспособных построить никаких прочных и крепких отношений. Велики ли шансы в условиях подобной морально-нравственной деградации построить по-настоящему крепкую и нравственную семью? В условиях, когда советы, как строить семью, дает «Cosmopolitan», вопрос этот, думается, сугубо риторический.
Конечно, у нас есть какие-то подвижки в плане популяризации образа и идеи нормальной и крепкой семьи. Так, с 2008 года в России на общегосударственном уровне отмечается День Петра и Февронии, более известный сейчас под названием День любви, семьи и верности. Символами праздника стали святые Петр и Феврония муромские. По мнению церкви, их жизнь являет собой наглядный пример идеальной христианской семьи и должного отношения супругов друг к другу.
Муромский князь Петр, женившись на вылечившей его от тяжелой болезни простой крестьянки Февронии, столкнулся с боярской оппозицией, которая не желала видеть своей княгиней «простолюдинку». Бояре выдвинули условия: или Петр расстается с Февронией, или они вместе покидают Муром. Петр выбрал второе, поскольку не мыслил своей жизни без возлюбленной. После этого они прошли сложный жизненный путь, но любовь помогала им выжить в любых, даже самых тяжких условиях. За это Бог отблагодарил возлюбленных – они смогли вернуться обратно в Муром. По преданию, умерли они в один день, до конца жизни не расставшись друг с другом.
Петр и Феврония муромские
Именно День семьи, любви и верности был призван стать альтернативой Дню святого Валентина, подвергающийся последние годы всё более острой критике. Во-первых, сам праздник, как и новомодный нынче «хеллоуин» – явление пришлое, неродное. Во-вторых, сама личность священника Валентина крайне неоднозначна. Получивший известность своими массовыми венчаниями неясного рода занятий девиц с римскими солдатами в казармах, символ западного «праздника» любви вряд ли несет в себе пропаганду семейных ценностей. Другое дело Петр и Феврония, союз которых значит для популяризации семейного образа жизни гораздо больше, чем «амурные дела» римского священника.
***
И раз уж российское государство, начавшее при Владимире Путине поворот на свой исконный консервативный путь развития, ищет новые символы, которые помогли бы укрепить теряющий влияние институт семьи, то почему бы помимо Петра и Февронии не начать популяризацию семьи последнего русского императора?
И одним из самых лучших инструментов здесь мог бы стать кинематограф. Кино – один из наиболее эффективных и действенных методов донесения идеи до человека. Так уж сложилось, что именно сочетание зрительных и слуховых эффектов оказывает наибольшее влияние на сознание человека. В большинстве случаев мы сильнее и эмоциональнее сопереживаем тому, что происходит на экране, а не написано на листе бумаги. Тем не менее, про семью последнего русского императора не снято ни одного фильма. Конечно, она так или иначе упоминается во многих исторических фильмах разной степени достоверности, которыми пичкал нас отечественный кинематограф за последние десятилетия.
При этом упоминания о царской семье в таких фильмах, в большинстве случаев, связаны с политикой. Конечно, Николай II и, в меньше степени, Александра Федоровна – фигуры дискуссионные и неоднозначные. Но неужели обязательно связывать их личности с политикой? Да, Николай не был идеальным правителем (существуют ли вообще идеальные правители?), а Александра порой не совсем обоснованно вмешивалась в дела государственного управления. Но разве только этим могут быть интересны монаршие особы? Разве история их любви, верности, христианского смирения и самопожертвования не представляет интереса? Еще как представляет. И для донесения до общества тех простых истин, которые составляют основу каждой семьи, история Николая и Александры, выраженная в кинематографе, могла бы сыграть колоссальную роль.
Вместо этого в России к прокату готовится нашумевшая уже до выхода картина «Матильда», повествующая о мелкой интрижке Николая и балерины Матильды Кшесинской. Вместо того, чтобы снимать кино о великой любви и верности, наши киноделы лепят очередной опус с неясными целыми. Да, у будущего царя были легкие и мимолетные отношения с балериной, но были они до женитьбы. К тому же по балеринам бегали тогда все молодые Романовы. Что поделать, кровь кипит. Всё это естественно. И никоим образом не умоляет образ императора как семьянина и христианина. Однако российским киноделам лучше показать царя-«бабника», чем царя-семьянина. Зачем и кому это нужно остается только догадываться.
Хочется лишь надеяться, что рано или поздно история любви Николая и Александры встанет в один ряд с историей Петра и Февроньи, помогая сформировать в России так нужный нам сейчас культ семьи, любви и верности, заменив им разрушающий наше общество культ денег, эгоизма и потребительства. Сильная Россия – это, прежде всего, сильная семья. А крепить семью надо наглядными примерами. А где их искать в первую очередь, кроме как не в русской истории?
Иван Прошкин