Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Духовные скрепы
18.03.2017 15:10

Святая Русь еще жива: в Москве отметили столетие иконы Божьей Матери «Державная»

Православная общественность отслужила молебен, провела крестный ход и конференцию по случаю столетнего юбилея славного явления Державной иконы Божьей Матери в Царском селе Коломенском.

В минувшую пятницу православные силы России, Украины и Белоруссии в лице неравнодушных активистов собрались у Казанского храма Коломенского, чтобы поклониться иконе-хранительнице нашей державы в 20 в., явленной народу сто лет назад. Многочисленный крестный ход от храма проследовал до восстановленного деревянного дворца царя Алексея Михайловича, где состоялась тематическая конференция. Собрание вел президент фонда им. Св. Василия Великого Василий Бойко-Великий, пригласивший историков, общественных деятелей, говоривших о трагедии 1917 года и монархии как неотвратимом будущем Русского Царства.   

После торжественного молебна (в церкви съемка была запрещена – прим. авт.) у подлинника иконы-именинницы на выходе из храма собралась процессия с иконами и хоругвями, которую возглавил Василий Бойко-Великий.

Крестный ход прошел по территории музея-заповедника Коломенское до дворца Алексея Романова. Интересно, что к шествию присоединилось несколько сторонних наблюдателей, туристов, так что к концу пути оно растянулось на сотни метров.

Поскольку официальных речей и выступлений вплоть до начала конференции запланировано не было, расскажем об истории обретения иконы «Державная». Она была обретена 2 (15 по новому стилю) марта 1917 года – в день отречения от престола последнего русского императора Николая Второго – в подвале Вознесенской церкви села Коломенского. Все началось с того, что крестьянка Евдокия Адрианова стала видеть во сне белую церковь и слышать повторяющееся требование «найти черную икону и сделать ее красной». Женщина рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском, и после долгих поисков в подвалах церкви действительно нашли большую почерневшую от времени икону. На доске проступало изображение Младенца Христа на коленях у Богородицы, державшей в руках скипетр и державу.

В своем донесении Синоду по поводу данного происшествия митрополит Тихон писал: «По сведениям, данным членом комиссии от церковно-археологического отдела при Московском обществе любителей духовного просвещения протоиереем Страховым, икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего». Вскоре после обретения икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря.

Стоит обратить внимание, что на первообразе иконы нет креста. По мнению верующих, это символизирует тот факт, что Держава была обезглавлена. 15 марта 1917 года России было показано, что Царя у нее больше нет, зато со страной остается Небесная Царица, которая будет вести народ через крайне тяжелый, богоборческий период.

После революции икона стала предметом народного почитания. Вскоре почти в каждом храме имелся список «Державной», при участии Св. патриарха Тихона ей были составлены служба и акафист. Люди верили, что сама Царица Небесная отныне – единственная законная властительница России.

Крестными ходами к иконе тянется вся Москва. В них участвовало по 2,5-3 тысячи человек. Первым местом, куда крестным ходом ее вынесли из Коломенского, была Марфо-Мариинская обитель. Затем икону перенесли в Благовещенский собор. Крестные ходы шли до тех пор, пока возможно было это делать. Молитва к иконе, написанная Патриархом Тихоном, распространялась многотысячными тиражами.

В советское время икона хранилась в запасниках Государственного исторического музея. В 1990 году она была возвращена в Коломенское, в действующую Казанскую церковь, а в августе 2007 года ее провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии.

Завершение крестного хода у дворца Алексея Романова

***

Практически все участники крестного хода затем не разошлись по домам, а стали участниками конференции во дворце Алексея Романова. Президент фонда памяти Патриарха Гермогена Галина Ананьина, выступавшая одной из первых, много лет изучала историю иконы «Державная».

«Патриарх Алексий II написал прошение о том, чтобы Государственный Исторический музей передал икону Церкви. И в 1990 году, 27 июля, накануне дня памяти Св. Владимира-Крестителя, эта икона переносится в Коломенское – в храм, где мы сегодня молились.

Ее перенесли очень тихо и скромно. Есть предание, что в этот день здесь забил святой источник. После 1999 года начинается ее массовое почитание.

Я всегда считала, что первый Храм иконы Божией Матери «Державная» – это часовня у Храма Христа Спасителя. В 1988 году был заложен первый камень будущего кафедрального собора, на что дал благословение старец Николай Гурьянов, добавив, что часовня должна обязательно быть названа именем державной иконы Божией Матери.

В 2007 году, когда состоялось воссоединение РПЦ с РПЦЗ, за рубеж было решено послать именно «Державную» икону, перед которой потом молился весь православный мир. Именно с возвращением этой иконы в 90-е годы прошлого века началось восстановление монастырей, церквей, вновь засияли на куполах наши кресты. Мы можем быть уверены, что Богородица утвердилась во власти и не оставила Россию. Мы не потеряем Святую Русь», – отметила Ананьина.

***

Предприниматель, благотворитель и общественник Василий Бойко-Великий вернулся к революционным событиям 1917 года и заявил, что вины царя в февральском перевороте нет. По его мнению, Николай Второй стал очередной жертвой богоборцев, а первое подобное убийство произошло еще в 1147 году, когда киевляне жестоко расправились с великим князем Игорем Ольговичем, за год до этого принявшим схиму. А первым императором-мучеником, по мнению Бойко-Великого, был Павел I Романов.

«Николай Второй царствовал 23 года. И многие историки высказывают мнение, что если бы он залил кровью Петроград, расстрелял бы всех лидеров восстания, то мог бы править еще много времени. Но сие было невозможно. Это не дело русского православного монарха – стрелять, убивать и устанавливать кровавую диктатуру. Не Божие это дело. Именно поэтому он сделал все возможное, чтобы сохранить православное царство – когда народ любит царя, а царь заботится о народе. А не когда царь кровью и штыками заставляет народ подчиняться ему и его правлению. Если бы император сделал все возможное, чтобы в крови утопить восстание – он бы перестал быть православным монархом.

Мы помним «столыпинские галстуки», помним пресненское восстание в Москве – тогда меры по подавлению революции были суровыми, но жертв в общей сложности было не более 2 тыс. человек, и они в итоге позволили погасить революцию 1905-1907 гг. При этом от рук террористов-революционеров за все время царствования Николая Второго погибло 20000 человек – лучших представителей российского дворянства. Просто сравните эти цифры. Добавлю, что сотрудников внутренних дел во всей империи тогда было в 20 раз меньше, чем сейчас.

Заговор против царя был и у эсеров, и в прогрессивном блоке Думы, среди соратников Керенского. Всем этим руководили масонские круги, которые взяли реванш после декабристского восстания. По сути все лозунги Временного Правительства Керенского, Гучкова, Милюкова – это немного видоизмененные тезисы декабристского восстания.

Мог ли государь что-то против них сделать? Он отдал приказ о подавлении восстания, послал из ставки генерала Иванова с верными солдатами, отдал соответствующие приказы по армии – но все они не были исполнены. Перед революцией разлагались нравы во всех слоях общества, среди дворянства и интеллигенции процветал блуд и оккультизм. Люди не хотели терпеть никаких ограничений в жизни, и в этом смысле православный монарх всем очень сильно мешал. Я думаю, что из-за отступничества высшего света уже просто не было Воли Божьей, чтобы государь остался у власти», – считает Бойко-Великий.

Сейчас стало модно спорить о том, отрекался царь от престола или не отрекался, и можно ли считать такое отречение действительным с юридической точки зрения. Бойко-Великий рассказал, что лично держал в руках дневник императора, проводил экспертизу листка с отречением вместе с историком Петром Мультатули.

«Экспертиза подтвердила, что те рукописные записи в дневнике, где государь говорит о своем отречении – они подлинные. Но ведь важно, что мы понимаем под отречением? Николай Второй не отрекался от престола и от своего служения, он пытался не допустить гражданской войны в стране. Его главной задачей было – сохранить православную, богоустановленную власть в России, а не личную. Потому он отрекся в пользу своего брата Михаила. Но у организаторов перевороты были, увы, совсем иные цели и задачи.

С юридической точки зрения, конечно же, акт отречения не имеет никакой силы – сама процедура такого отречения по законам Российской империи была невозможна. Отречение должно было быть одобрено Сенатом, а решения императора и Сената должны были быть опубликованы в официальном издании, после чего власть передавалась новому императору. Но ничего этого сделано не было. Поэтому вся эта возня с подписанными бумажками не имеет смысла. Не случайно патриарх Тихон отпевал Николая Второго как царя-великомученика, а не как обычного гражданина», – заявил Бойко-Великий.

Кроме того, предприниматель отметил, что в своем последнем приказе по войскам, который не был донесен до армии из-за измены в генштабе, царь призывал всех защитников Отечества «встать стеною против врагов внешних и внутренних» – то есть и против немцев, и против бунтовщиков.

«Царица Небесная после Николая Второго взяла себе царский скипетр и державу. Сам Господь прямо нам указует – будьте верными и первому, и последнему царю, и всем царям России», – заключил оратор.

***

Глава московского отделения Содружества ветеранов ополчения Донбасса Игорь Друзь рассказал о почитании иконы «Державная» на Украине и о знаковой роли православия в антимайданном движении.

«На Украине «Державную» очень почитают, так что это большой праздник для всех православных и на Украине, и в Новороссии. Об этом не говорят по телевидению, редко пишут в СМИ, но на Украине есть и будет большое количество монархистов. Там еще живо православие, и далеко не все стали бандеровцами.

Надо понимать, что и все эти майданы, и все эти «бабьи бунты» движений типа Femen в Киеве – это просто оформление заговора. Мы не должны бояться этого слова – это был именно заговор подлецов, щедро финансируемый банкирами с Уолл-Стрит. А на самом деле большинство населения Украины абсолютно не принимало майдан – я могу говорить об этом, как непосредственный свидетель событий. Когда Януковича свергали, его рейтинг был выше, чем у Кличко, Яйценюка и Порошенко вместе взятых. Если вы посмотрите сейчас на верховную власть Украины, увидите там не так много украинцев – вальцманы и гройсманы не очень-то позволяют украинцам забираться на верх.

8 марта 1917 года в Петрограде был запущен «бабий бунт», разложившаяся сволочь начала организовывать беспорядки – так и началась революция. Мне понравились многие выступления, но с одним я не согласен – что большинство из народа изменило государю. Нет, народ может быть только отчасти виновен в том, что недостаточно препятствовал этому заговору. Царь же был заблокирован на станции и предан генералами, он полностью лишился связи с народом и армией, так что он мог сделать

Существует единый центр цивилизации каинитов. Можно спорить о том, где он находится, но его проявления видны по всему миру. В наше время ростки этой антицивилизации представляют ИГИЛ, необандеровцы, ЛГБТ-движения, различные евросоциалисты и т.д. Противоядием всему этому может быть только наша святая православная вера – и ничего другого. На экономике и на культуре – всяких песнях и плясках – можно объединяться, но недолго. Так что основой объединения может быть только православие. И по пророчествам святых антицивилизация будет бита», – рассказал Друзь.

***

В завершение конференции православные прикладывались к иконам, размещенным на сцене, а чуть позже даже организовали «живой коридор» из образов, которым они поклонились.

Приятно было видеть сплоченность русского православного народа как из России, так и из Украины и Белоруссии. Монархистов в нашем патриотическом сообществе не большинство, но это на самом деле искренние, идейные патриоты, желающие своей стране и народу процветания. Остается только пожелать, чтобы официальные представители Московской Патриархии уделяли больше внимания подобным собраниям и крестным ходам. Данное мероприятие было организовано собственными силами православной общественности, которые успешно доказали: Святая Русь еще жива.

Варвара Грачёва, фото автора

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"