Гайдаровский форум стал патриотичнее
Повестка стартовавшего накануне очередного Гайдаровского форума под девизом «Россия и мир: новый вектор», в целом, отвечает духу времени: ведущие российские и зарубежные ученые и управленцы, представители бизнеса и государства, а также известные теоретики и практики из числа экспертного сообщества вчера обсуждали насущные вопросы глобальной макроэкономической модели, касающиеся России. Наиболее оживленную дискуссию среди 13 секций первого дня закономерно вызвал вопрос о том, удастся ли адаптировать отечественную экономику к изменившимся валютным и внешнеторговым реалиям без резких социально-политических потрясений. В центре внимания мероприятия оказалась полемика «либералов» и «патриотов» от экономики на пути выхода из кризиса. Примечательно, что справедливость экономических прогнозов последних признали как в правительстве, так и в стане традиционных оппонентов.
Одним из главных виновников оба лагеря осторожно назвали правительство. И дело даже не в том, что оно вместе с руководством Центробанка страны ошиблось при реализации валютной политики. Наивно полагать, что в органах государственной власти России находятся откровенные непрофессионалы. Основная суть претензий заключалась в том, что в качестве алгоритма экономических действий российские власти избрали «реактивную» стратегию вместо «превентивной», предпочитая, тем самым, запоздало реагировать даже на откровенные вызовы вроде «черного понедельника»-2014, вместо того, чтобы развивать прогностическую функцию госаппарата и предупреждать угрозы.
На мой взгляд, первый день шестого по счету Гайдаровского форума-2015 продемонстрировал, что он является уже не дискуссионным клубом, где либеральные экономисты, казалось, просто обязаны предложить России свою программу выхода из кризиса, а своеобразной пиар-площадкой отдельных политиков, стремящихся показать собственную важность для будущего страны. В период, когда Россия окончательно вошла в фазу рецессии, многие либералы предпочли не дискутировать на тему, стоит или нет стимулировать отечественных предпринимателей и спасать от банкротства предприятия, а сосредоточиться на политическом преломлении этого вопроса. Например, профессор Высшей школы экономики Владислав Иноземцев заверял участников форума, что нынешний кризис является очевидным следствием западной политики ограничений в отношении России, поэтому любые экономические реформы не будут иметь значения без «перезагрузки» политических институтов в стране, на чем так настаивает Брюссель.
Пессимистичные сценарии будущего рисует и председатель правления Сбербанка России Герман Греф. Эксперт полагает: в случае снижения цены на энергоресурсы до уровня 45-50 долларов (на это уже почти открыто указали саудиты, намеренно нарастившие добычу сырья) России не избежать масштабного кризиса банковской сферы. При этом роль государства, по мнению экс-министра, сегодня не будет такой уж спасительной, как это было на заре финансовых потрясений в 2008-09 году. Причиной этому, по мнению экономиста, является внешний фактор, выраженный невозможностью заимствования российскими предпринимателями низкопроцентных западных кредитов для развития своего дела. О том, что на протяжении семи лет благоденствия в 2000-08 годах Греф сознательно тормозил развитие реального сектора экономики, не давая возможности освоить импортозамещение задолго до санкций, бывший член правительства скромно умолчал, застращав напоследок представителей банковской сферы и среднего бизнеса. «Хорошо не будет, а так хорошо, как было, точно не будет», – заключил в своем выступлении Греф. В качестве возможной первоочередной панацеи от кризисных тенденций и улучшения инвестклимата глава Сбербанка назвал реформу сектора госуслуг и госаппарата в целом. Однако, в отличие от амбициозного неолиберала Кудрина, Греф в этом отношении проявил удивительную предсказуемость, в лучших традициях классиков либеральной теории, посоветовав начать реформы с правоохранительных органов и судов.
Впрочем, гораздо эффектнее, чем у других, выглядело выступление бывшего главы минфина Алексея Кудрина, финансовые рецепты которого во многом использовались нынешним руководством ЦБ во главе с Эльвирой Набиуллиной. Эксперт занял умеренную позицию, оказавшись где-то посередине между «переждем кризис 2-3 года» и «будем опускаться ко дну в ожидании социального взрыва». По мнению Кудрина, Россия сможет преодолеть кризис, при этом у нее получится сохранить Владимира Путина у руля государства и не отдавать свою цивилизационную колыбель в виде Крыма. Для реализации выше означенного глава Комитета гражданских инициатив предлагает возродить угасающий дух предпринимательства через создание фильтрационных барьеров между бизнесом и жадными до собственности госкомпаниями, кадровое обновление правительства и сокращение бюджетных расходов страны. Ответственным за реализацию плана Кудрин видит относительно самостоятельное в экономических вопросах правительство во главе с эффективным технократом, которым экс-министр, по-видимому, считает себя. Однако Кудрин не принял во внимание факт, что рекомендованный президентом к ограниченному использованию механизм «ручного управления» вряд ли сможет прижиться в предлагаемом Алексеем Леонидовичем плане спасения России. На это косвенно указали и представители государственной власти. Так, «Полит.ру» сообщает, что упущенные возможности применения инноваций для борьбы с кризисом и необходимость вмешательства государства в валютные процессы констатировал на одной из секций министр по «открытому правительству» Михаил Абызов. «Наша задача – предпринять те шаги и решения, которые через реализацию инноваций не позволят попасть в следующий кризис. Внедрение инноваций придется реализовывать в какой-то мере через ручное управление, ручное целеполагание», – заключил чиновник.
***
Показательным молчанием на тему реальных инструментов спасения банковской и всей финансовой сферы страны либералы фактически признали, что прогнозы консервативно-патриотического крыла российских экономистов оказались более подходящими для отечественной экономики, чем советы поборников американской школы монетаризма, не позволяющие стране по-настоящему развиваться последние два десятилетия. Об этом в беседе с Накануне.RU рассказал доктор экономических наук, руководитель Русского экономического общества Валентин Катасонов, комментируя итоги Гайдаровского форума. По его словам, мероприятие, изначально задумывавшееся как выставка триумфа либеральной экономической мысли в России, с наступлением эпохи «санкционной войны» постепенно утрачивает свое значение. В доказательство эксперт привел факт, что многие завсегдатаи форума из числа западных официальных лиц в этом году проигнорировали мероприятие, а без них Гайдаровский форум не будет продолжаться. Единственным чиновником из Европы стал министр из Монако, с которым провел рабочую встречу премьер Медведев, отмечает эксперт. При этом Катасонов находит явные противоречия в заявлениях представителей экономического блока правительства – апологетов либерального курса. Так, министр финансов страны Силуанов говорит о повышении налогов, что явно расходится с установкой президента Владимира Путина в послании Федеральному Собранию о необходимости обеспечить стабильные условия для работы бизнеса. «Силуанов хочет убивать экономику фискальными методами, Набиуллина делает это с помощью монетарных – складывается ощущение, что основной центр экономических санкций против России находится на Ильинке (министерство финансов РФ, - прим. «КР») и Неглинке (ЦБ РФ, - прим. «КР»), – резюмирует экономист. При этом Катасонова удивляет факт, что председатель правительства подтвердил готовность России в одностороннем порядке продолжать выполнять свои обязательства на фоне того, как Запад вводит против нас экономические санкции, не исполняя даже обещания, заключенные до охлаждения отношений (поставка французских Мистралей или прекращение кредитования российских банков).
Аналогичного мнения о несостоятельности текущего экономического курса и неготовности либералов признать свое поражение заявил сопредседатель социально-патриотического клуба «Сталинград», руководитель информационно-политического управления и идеолог партии «Родина» Федор Бирюков, комментируя выступления на Гайдаровском форуме. Единственным из числа руководителей финансово-экономического блока, кто откровенно заявил о важности смены государственной парадигмы в бюджетной политике, стал глава минэкономики Алексей Улюкаев. Причем признание было озвучено в весьма показательной форме, отмечает Бирюков. Так, рассуждая о текущем состоянии экономической политики России, Улюкаев посчитал уместным процитировать Ленина: «Эта эпоха благостного развития миновала безвозвратно, она сменилась эпохой гораздо более порывистой, скачкообразной, статичной, конфликтной». Обратив внимание на эти слова, эксперт замечает: «Забавно когда адепты невидимой руки рынка, как за последнюю соломинку, хватаются за томик Ильича… Кстати, эта фраза у Ленина имеет интересное продолжение: "Когда для массы населения типичным становится не столько "ужас без конца", сколько "конец с ужасом". Про "конец" и "ужас" Улюкаев красноречиво умолчал».
С коллегами согласился и директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, перечисливший основные недостатки нынешней модели: сокращение в ней социальных расходов, сохранение «убийственной ставки ЦБ», неизменность бюджетного правила (которое законодательно отправляет доходы от реализации сырья в американские и европейские банки), политика финансового накопления доходов в виде западных гособлигаций (т.е. поддержка инструмента, бьющего по нашей же экономике) и сохранение субъектности экономики (подразумевающее ее полную зависимость от внешних условий).
***
Стремление российских либералов эффектно попиарить себя на фоне общенациональных проблем при любом удобном случае уже выходит за рамки приличия. Россия начала масштабную кампанию по деофшоризации зарубежных активов, лишь столкнувшись с внешними ограничениями. А это значит, что многолетняя проводимая экономическая политика, ориентированная на максимизацию вывоза капиталов из страны, себя исчерпала. Потому что только в рамках такой политики можно годами раздавать банкам триллионные ассигнования без ограничений на валютные спекуляции и одновременно кошмарить бизнес проверками, а население – повышением тарифов. Потому что только в рамках такой политики можно получать безвозвратные деньги из Фонда национального благосостояния, плата за использование которых будет составлять одну сотую процента в ближайшие пять лет и менее 3% в последующем. И это при инфляции, которая стремится к двузначным процентным показателям.
С валютным кризисом либералам «повезло» – по поручению президента спохватились «еще вчера» и в ручном режиме чуть стабилизировали ситуацию, используя средства из Резервного фонда. «Гуманная» практика экономистов-либералов реагировать на события постфактум в изменившихся геоэкономических условиях явно показала, что Россия оперативно нуждается в альтернативной, патриотической модели экономического развития, нацеленного на опережение и устойчивость, а не на растрату резервов или непрогнозируемость.
Александр Андреев
Фото: ТАСС