Россия перекрывает Литве финансовые потоки
Прибалтийские страны рискуют оказаться на грани выживаемости, если Белоруссия откажется от транзита нефтепродуктов в пользу России
Экспорт белорусских нефтепродуктов с помощью российских железных дорог и портов может быть стратегически опасным и экономически невыгодным для Минска, заявил премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис. Свои опасения политик связал с тем, что российские порты якобы замерзают и это особенно чувствительно, когда речь идет о перевозке нефтепродуктов. Почему-то литовский политик не уточнил, что российский порт Усть-Луга, который находится в 600 км от литовского порта Клайпеды, остается незамерзающим 326 дней в году. Остальные дни осуществляется ледовая проводка грузов.
Ранее Владимир Путин заявил о намерении увязать поставки российской нефти на белорусские НПЗ с транспортировкой выработанных нефтепродуктов через Россию. Путин подчеркнул, что поскольку белорусские НПЗ загружаются российской нефтью, ее поставки должны осуществляться с учетом использования белорусами российского транспорта при экспорте в Европу. До сих пор Беларусь отдавала приоритет литовской инфраструктуре, несмотря на существенные скидки, представленные российской стороной.
Вряд ли стоит соглашаться с мнением литовского премьер-министра, потому что явных глобальных рисков для Белоруссии не видно, считает эксперт Высшей школы экономики Дмитрий Болкунец. Как пояснил собеседник газеты «Колокол России», в данном случае Литва сильно беспокоится, что может лишиться львиной доли доходов из-за отказа Белоруссии от транзитных услуг литовского порта. Для маленькой страны, где очень мало градообразующих предприятий, которые приносят хоть какой-то доход в бюджет страны, уход белорусского партнера будет значительной потерей для всей экономики. Плюс ко всему, кроме российских нефтепродуктов, латвийский порт занимается еще транзитом белорусских калийных удобрений, что делает инфраструктуру порта крайне зависимой от белорусских партнеров.
«Если Белоруссия полностью отказывается от литовских портов, власти прибалтийского государства начнут активно торговаться и спекулировать на различные темы. Вильнюс на всех международных мероприятиях заявляет о своих опасениях относительно строительства Белорусской АЭС, которая якобы представляет серьезную угрозу для безопасности всего региона. Ранее президент страны Дали Грибаускайте выступала с не совсем адекватным заявлением, обвинив Москву в том, что та использует нетрадиционное оружие против Литвы. При этом никто из местных политиков не вспоминает, что на месте ранее действовавшей литовской АЭС хранятся отработанные радиоактивные материалы», - напомнил эксперт.
Между тем литовский премьер Сквернялис заявил, что «в восточных государствах» политические решения зачастую принимаются без учета экономических интересов. Однако почему-то политик ничего не сказал, что Литва в угоду политических настроений и в ущерб собственной экономики, пытается отказаться от более дешевого российского трубопроводного газа в пользу сжиженного газа из Норвегии и США, при этом поддерживая санкции США против «Северного потока-2».
С практической точки зрения РФ посчитала правильным для себя зафиксировать в контракте поставки нефти на белорусские НПЗ факт, что Минск обязуется использовать при транзите нефтепродуктов российскую инфраструктуру. По мнению собеседника издания, если Россия пропишет в документах такой пункт, то белорусским партнерам ничего не останется, как выполнять условия договора. Минск может оказаться в достаточно некомфортной для себя ситуации: перед Лукашенко появляется реальная угроза потерять российскую нефть, а значить, и огромную часть дохода в бюджет. При этом если Минск откажется от услуг прибалтов, он рискует побывать под жесточайшим политическим прессингом.
По мнению политолога Дмитрия Болкунца, российская сторона не откажется от своих требований и будет жестко настаивать на своей позиции. Во-первых, это загрузка российских железных дорог, даже с учетом того, что РЖД предоставляет Минску скидку, российский бюджет на этом все равно выиграет. Плюс ко всему – это загрузка порта и создание новых рабочих мест. Также это позволит РФ максимально избавиться от конкурентов и отвязаться от соседних стран на фоне далеко не дружественных отношений; таким образом, «наказав прибалтийские страны» за антироссийскую политику.
«Балтийским странам, с учетом того, что у них крайне ограниченное количество партнеров по загрузке портовых мощностей, белорусские товары обеспечивают максимальную загрузку инфраструктуры, через которые товары транзитом уходят на внешние рынки. РФ уже отказалась от услуг прибалтийских портов, минимизировав там свое присутствие. Учитывая, что прибалтийские страны небольшие по населению и объему рынка, для собственной выживаемости им приходится работать на соседние страны. Поэтому, даже с учетом той скидки, которую дает РФ Белоруссии, вероятнее всего, балтийские порты предоставят свои услуги значительно дешевле, чем российский порт. В первую очередь, в стоимость закладывается близость литовской инфраструктуры, плюс ко всему, некоторые белорусские компании инвестировали в модернизацию литовских портов», - пояснил Дмитрий Болкунец.
В случае прекращения с 2018 года Россией экспорта нефтепродуктов через Литву, Латвию и Эстонию и переориентации на собственные порты, по некоторым данным, страны Балтии потеряют более 1 миллиарда евро постоянной прибыли.
По данным за январь-октябрь 2016 года Белоруссия отправила только в Нидерланды около 3−3,5 млн тонн нефти. Эти объемы прошли, скорее всего, через порты Прибалтики. Кроме Нидерландов, есть и другие страны, куда Белоруссия отправляет нефтепродукты. В январе – июле 2017 года объемы перевозки грузов по железным дорогам Литвы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 6,5% до 28,99 млн тонн. Из них транзит нефтепродуктов через Клайпедский порт составил 1,224 млн тонн.
«Еще один немаловажный момент в транзите белорусских нефтепродуктов через российскую территорию заключается в том, что РФ хочет контролировать объем нефтепродуктов, который белорусская сторона поставляет через порты на внешний рынок. Несколько лет назад был случай, когда в ходе проверки удалось вскрыть махинацию белорусских компаний, поставлявшие через прибалтийские порты нефтепродукты под видом растворителей, в результате чего российский бюджет недополучил около двух млрд долларов, однако позже Минск все же компенсировал их в российский бюджет», - рассказал собеседник «Колокола России».
Сложно не согласиться, что сегодня Белоруссия является неким инструментом в новой транзитной политике России в Прибалтике. Учитывая непростые переговоры Москвы и Минска в энергетической сфере, РФ может дать комфортную цену на нефть и газ для белоруссов. В свою очередь Россия будет влиять на Минск, чтобы тот постепенно отказался от транзита своих грузов через прибалтийские регионы. Все это может поставить на грань выживаемости эти государства.
Анатолий Молчанов