США приманивают среднеазиатов
На фоне информационной горячки сирийских событий как-то незаметно протекает нарастающая атака США на «мягкое подбрюшье» России – бывшие среднеазиатские республики СССР. С многих точек зрения это крайне важный для нас в стратегическом плане район. Здесь, как 100 и 200 лет назад, тесно пересекаются и конкурируют между собой геополитические, экономические и цивилизационные интересы России, западного (прежде всего, англосаксонского) мира, а теперь еще и Китая.
Проживающие в данном регионе этносы уже около 200 лет активно вовлечены в орбиту развития «Русского мира». Для большинства русский язык является не только средством межэтнического, делового и рабочего общения, но давно стал родным или почти родным. Здесь проживает немало этнических русских и представителей других русскоговорящих национальностей. И все эти люди воспринимают Россию, не как прочие иностранные государства, а как нечто близкое и родственное, пусть и отделенное формальной границей. Похожим образом данный регион воспринимается и в нашей стране. Пуповина Российской империи и СССР, связывавшая нас в рамках единого государства, не утратила своего значения и сегодня. Это касается не только межличностных отношений и человеческой среды. Сохранились и после непродолжительного периода шокового охлаждения продолжают развиваться межгосударственные, приграничные и трансграничные экономические связи и проекты, как на двухсторонней, так и на многосторонней основе в рамках форматов различных организаций.
Все пять республик региона (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан), несмотря на различный уровень экономического развития, имеют потенциал для роста, тесно связаны с Россией и друг другом.
Казахстан, Узбекистан и Туркменистан располагают значительными запасами природных ресурсов, причем не только углеводородов, но и драгоценных, а также редкоземельных металлов. У этих стран, помимо добывающей, есть целый ряд развивающихся и модернизируемых отраслей промышленности. Две другие страны такими стратегическими запасами не обладают, хотя у Таджикистана есть экспорт алюминия, а у Киргизии – золота. Экономическое значение горных Киргизии и Таджикистана определяется тем, что они занимают верховья основных рек Центральной Азии Амударьи и Сырдарьи и, благодаря расположенным на этих реках и их притоках гидроузлам, могут регулировать сток и обеспечивать полив сельскохозяйственных земель в Узбекистане и Казахстане в период вегетации хлопчатника и других культур. По территории региона проходят стратегически важные пути и коммуникации различного характера и назначения.
Немалое значение данные страны имеют и с военной точки зрения. Это своеобразное азиатское предполье, отделяющее нас от расположения откровенно враждебных сил и группировок. В том же Афганистане.
Среднеазиатские республики – отличная площадка для развития российско-китайских отношений в самых различных областях. От фундаментальных проектов типа «Нового Шелкового пути» до создания совместного антитеррористического пояса безопасности, в котором заинтересованы все.
Именно в силу этих причин Соединенные Штаты Америки проявляют к данному региону повышенный интерес. На фоне происходящего усиления России, повышения ее авторитета, влияния и привлекательности на международной арене, а также растущей мощи Китая США пытаются переформатировать свои отношения со странами Средней Азии, которые в последнее время заметно охладели. Конечная цель этого переформатирования заключается в том, чтобы включить максимально возможное число стран региона в ось государств как минимум негативно настроенных к России и Китаю, а также усилить собственную позицию и создать плацдарм в важном геополитическом регионе Евразии.
Проводимой политикой американцы пытаются торпедировать любое возможное сближение государств этого региона с кем-либо и без своего участия, а также всячески помешать созданию и укреплению союзов, основанных на цивилизационной общности (ОДКБ, ЕЭП, ШОС).
США стремятся любыми путями разрушить российско-среднеазиатские цивилизационные скрепы, заменив их проектами, в основе которых лежит американская доминантная платформа. Своими комбинациями они всячески стараются поставить в зависимость от себя местные элиты, чтобы внушить им мысль: положением и властью вы обязаны лишь Соединенным Штатам. Аналогичное комбинирование активно проводилось и у нас в России в приснопамятные 90-е годы.
***
Заходя на цель, американцы сразу же обозначают расклад, правила игры, расставляют акценты и приоритеты. В конце сентября госсекретарь США Джон Керри на встрече с министрами иностранных дел Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана в Нью-Йорке, инициировал новый формат для дискуссий по региональным вопросам между собой и приглашенными. Глава пресс-службы госдепартамента Джон Кирби поспешил окрестить новый формат С5, очевидно намекая на его постоянное существование и дальнейшее развитие.
«Госсекретарь и руководители МИД стран С5 обсудили, как Соединенные Штаты и страны региона могут работать вместе, чтобы реагировать на общие вызовы в сферах безопасности и экономического развития», – сказал Кирби. Вот так. Соединенные Штаты и страны региона вместе, а всех остальных – побоку.
Главных «заманух», которые Керри через глав МИД стран региона транслировал их руководствам, две. Первая – экономическая. Госсекретарь напомнил, что с 2012 года США активно разворачиваются в Азиатско-Тихоокеанском направлении. Лепят там всевозможные торгово-экономические союзы с внутренними преференциями и льготами. Кроме того, могут поспособствовать развитию экономических связей со своими детищами и их отдельными участниками. А кому надо чем-то помочь в Европе – тоже, пожалуйста. В ней США послушают, как никого. Франция с «Мистралями» наилучший тому пример.
Вторая «замануха» – военно-политическая. Американское командование с союзниками по НАТО разрабатывают новые планы вывода войск США из Афганистана. Но американцы не могут совсем покинуть такой стратегически важный для себя регион в Евразии. Поэтому тема для размышления министрам и их правительствам прозвучала недвусмысленно: мы открыты к сотрудничеству в вопросах безопасности. У вас есть интересные нам территории, у нас есть всё остальное, что было бы интересно вам. Торг открыт. Давайте разговаривать.
Однако в американо-среднеазиатских отношениях не все так гладко, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, американцы пытаются неким образом выстраивать отношения с существующими руководителями, с другой стороны, всячески ухудшают репутацию и подрывают власть среднеазиатских «диктаторских режимов». К примеру, прошедшим летом американский Госдепартамент наградил киргизского «правозащитника» Азимжана Аскарова (приговорен на родине к пожизненному лишению свободы за разжигание межнациональной вражды, организацию массовых беспорядков и соучастие в убийстве сотрудника милиции) премией «Защитник прав человека». На фоне подобных маневров у местных управленцев растет понимание угроз для стабильности обществ и территориальной целостности своих государств, которые таит в себе слишком близкое сближение с США и следование в фарватере их политики. Ведь для Соединенных Штатов нет постоянных союзников, есть лишь постоянные интересы. И в процессе их достижения, если это будет нужно для дела, они перешагнут через любых друзей. Как это уже было неоднократно. Тем паче, что Евразийство и Атлантизм коренным образом отличаются не только с философской и геополитической, но и с ментальной точки зрения. А люди другого цивилизационного мира как представители рода человеческого никогда не имели для американских руководителей какой-либо ценности.
Вадим Бондарь