Оборонный Шенген продлит оккупационную опеку США над ЕС
На саммите по обороне лидеры Евросоюза изобразят потребность в «самостоятельной армии».
Не будет преувеличением сказать, что завтрашняя встреча лидеров стран-членов Евросоюза в словацкой столице Братиславе станет важным для региональной политики событием. Эксперты прогнозируют, что в ходе саммита будут приняты ключевые решения в области обороны и безопасности, которые определят, есть ли для ЕС жизнь после Brexit.
После летней победы евроскептиков на британском референдуме главы оставшихся в Евросоюзе государств считают долгом показать, что несмотря на потрясение, стройная монолитность рядов объединения не только не дала трещину, но и демонстрирует невиданное доселе стремление развиваться в направлении дальнейшей интеграции.
По традиции, первыми главную тему предстоящего саммита обозначили ведущие европейские издания – немецкая Suddeutsche Zeitung и французская Le Figaro. Накануне оба авторитетных СМИ распространили информацию, что тематический жупел будут формировать местные силовики. По удивительному стечению обстоятельств, озвучивать интеграционные инициативы будут главы министерств обороны как раз Германии и Франции – Урсула фон дер Ляйен и Жан-Ив Ле Дриан соответственно.
Неискушенные в тонкостях евроатлантической политики СМИ молниеносно предположили, что франко-германская инициатива перезагрузить европейскую «оборонку» связана с ослаблением давления на ЕС из-за океана вследствие американских выборов и является первым шагом на пути к воплощению давней мечты Брюсселя о континентальной армии, появлению которой пока противятся в Вашингтоне.
На самом деле о том, что санкция на обсуждение идеи об «армии Евросоюза» заранее согласована, скорее, с американскими кураторами европейских структур НАТО, чем с брюссельской бюрократией, можно судить сразу по нескольким основаниям.
Во-первых, по содержательному наполнению плана Дриана – Ляйен. В шестистраничном докладе, который завтра официально презентует еврокомиссар по иностранным делам политике безопасности Федерика Могерини – сплошь общие моменты. Например, призывы обсудить создание системы спутникового наблюдения над воздушным пространством ЕС, материально-техническую модернизацию интербригад, несущих службу по периметру границ альянса, и тому подобные темы.
Во-вторых, задание проработать новые контуры оборонной политики ЕС Ляйен и Дриан негласно получили от руководства НАТО еще в июле – в рамках прошедшего в Варшаве очередного саммита Североатлантического альянса. К концу августа, по мере готовности плана, общественность Европы стали готовить к его презентации, акцентируя на теме безопасности передовицы влиятельных европейских изданий.
Читателя подводили к мысли, что ценностно-политический кризис Евросоюза после Brexit, подтачиваемый миграционными проблемами и терроризмом, неминуемо столкнется с новыми вызовами безопасности, поскольку многие члены объединенной Европы из-за кризиса не хотят увеличивать ассигнования на национальную оборону. В результате, сетовала европейская бюрократия, ЕС остро не хватает бюджетных инструментов для координации общих проектов, а значит, напряженность внутри и вокруг Шенгена будет нарастать.
Масла в огонь милитаристской истерии подливал сам Жан-Ив Дриан, налево и направо раздавая интервью, где выражал обеспокоенность своей бессонницей из-за «аннексии Крыма» и «массового перевооружения российской армии», которая якобы наращивает присутствие вдоль воздушных и морских границ ЕС, «прикрываясь необходимостью помогать Асаду».
Все это время интрига вокруг «оборонного Шенгена» сохранялась лишь в части того, позволят ли себе европейцы поставить перед американскими союзниками вопрос ребром и с появлением своих вооруженных сил высвободиться из-под НАТО, мотивировав это дублированием функций.
Этому вопросу была посвящена значительная часть вчерашнего выступления главы Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера. Чиновник резонно заметил, что усиление контроля над границами объединения предполагает появление аутентичной общеевропейской стратегии безопасности и обороны, которая не всегда может совпадать с приоритетами Североатлантического альянса и которую в состоянии обеспечить только местные военные специалисты, лучше понимающие обстановку на месте и способные к адекватному реагированию на нее.
Впрочем, убедить европарламентариев в полезности континентальной армии во главе с собственным генштабом, не зависимым от мнения командования военного главка США в Европе, Юнкеру не удалось. Его на редкость четкое предложение о едином штабе военных операций было дезавуировано последующими анонсами докладов глав оборонных ведомств ФРГ и Франции, которые поддержали президента ЕС только в части скорейшего создания фонда оборонных инвестиций Евросоюза.
Жирную точку на высказанных Юнкером «мыслях вслух» поставила реакция одного из авторов «оборонного Шенгена» – самой госпожи Ляйен. Находясь в гостях у литовских коллег, немецкий министр сняла все возможные до этого разговоры о расколе внутри ЕС, сообщив: «Пришло время взять курс на европейский оборонительный союз, который станет основой Шенгена обороны. Это то, что американцы ожидают от нас».
Попытка американских «ястребов» переложить финансовые издержки на плечи своих подопечных, не теряя при этом влияния, реализуется флагманами европейского единства, заинтересованными в сохранении лидерства – Германией и Францией. США на руку предвыборные амбиции фон дер Ляйен, которую называют возможной сменщицей «тефлоновой Меркель». За год до выборов глава немецкого Минобороны должна обратить на себя внимание Вашингтона «правильной» инициативой. Не отстает и социалист Дриан, следующий в фарватере угоднического курса своего президента, которого не смущает постоянное нахождение под колпаком у АНБ.
В этой связи инициативу Дриана – Ляйен можно связать с желанием США раз и навсегда закрыть обременительный вопрос ежегодно добиваться от европейских государств готовности увеличивать военные расходы в сроки, удобные дяде Сэму. В настоящее время за региональную безопасность отвечает НАТО, следовательно, основная нагрузка ложится на бюджет Соединенных Штатов, что уже стало одной из горячих тем в ходе предвыборных дебатов претендентов на Белый дом.
В остальном – сплошная риторика и пропаганда. Будут созданы некие центры обеспечения логистических операций и обмена «стратегическими активами» – подсобные склады НАТО в Европе, которые будут работать на деньги европейских налогоплательщиков. Речи о создании подобия европейской разведки не идет, соответственно, Ляйен и Дриан не дают гарантий, что из-за промаха национальных спецслужб на воздух снова не взлетит, например, аэропорт Брюсселя.
Зато план об армии Шенгена предусматривает появление «Еврокорпуса» – бутафорского подразделения в тысячу штыков спецназа, которое займется не военным планированием, а будет помогать Совету ЕС развертывать и сворачивать миссии «европейских бригад» – военных подразделений из состава национальных армий – за рубежом, в третьестепенных околовоенных операциях вроде ареста сомалийских пиратов или беженцев-подростков, бегущих из подожженной Западом Ливии. Словом, мир вскоре увидит показательную демонстрацию «военного европейского единства» в очередной (крайне важной для мировой безопасности) заморской экспедиции в Мали или Мавританию. Налицо отрепетированные разговоры про пятое колесо в телеге НАТО, призванное контролировать попытки ЕС выйти из-под продолжающейся после Второй Мировой американской оккупации.
Для подлинно эффективного военного союза Европе нужно создание независимой штабной системе планирования и управления войсками, которая необязательно должна быть интернациональной. Если избранная модель выстроена последовательно и без пятого колеса в виде натовского сопровождения, она способна быть полезной в нейтрализации стоящих перед Евросоюзом угроз и вызовов. Есть только одна загвоздка – высказанного Юнкером предложения о европейском генштабе в будущей армии Шенгена план Дриана – Ляйен не только не предусматривает, но и категорически отвергает.
Братиславский саммит лидеров ЕС загодя рассчитан на то, чтобы пустить пыль в глаза экзальтированной публике, которая удовлетворится «проактивностью» Старого Света в виде пустой инициативы Дриана – Ляйен. Хотя не сомневаюсь, эта идея завтра удовлетворит всех. Американцы будут спокойны: их военно-административному владычеству в Европе ничто не угрожает. Напротив, разрекламированные пропагандистские квазиинициативы о «независимой армии Европы» прочно защищают заокеанскую военно-политическую гегемонию от неудобных идей «снизу».
России волноваться также не о чем: от структурных перетасовок боевое значение потешного «Еврокорпуса» жандармов, неспособных обеспечить общественный порядок даже на футбольных мероприятиях, точно не пойдет в гору. Ожидания, что Европа все-таки собралась с духом для того, чтобы начать собственную политику и «развести» США, в очередной раз откладываются до лучших времен.
Александр Андреев
Фото: wartelegraph.ru