«Казачьему карнавалу» в России приходит конец
Госдума взялась за так называемых «ряженых» казаков, своими действиями порочащих честь истинного казачества
Не так давно стало известно о том, что депутат от фракции КПРФ в нижней палате российского парламента Валерий Рашкин готовит законопроект о запрете ношения специальных казачьих знаков отличия для тех граждан, кто не состоят в официальном государственном реестре казачьих войск. По мнению парламентария, это поможет справиться с теми недобросовестными гражданами, кто использует казачью форму в своих собственных корыстных целях. Несмотря на то, что законопроект находится лишь в стадии разработки, думается, что шансы на его принятие достаточно высоки, поскольку проблема «ряженых» казаков уже давно стоит на повестке дня.
Стоит отметить, что на данный момент в России существуют два типа казачьих организаций. Первый из них – это официальное реестровое казачество. Оно делится на 10 войск, среди которых Всевеликое войско Донское, Кубанское войско, Сибирское, Терское, Оренбургское, Иркутское и другие. Казаки этих войск состоят на официальной государственной службе, чаще всего занимаясь охраной государственной границы России и борьбой со всякого рода правонарушениями. Второй тип казачьих объединений – это общественные организации, члены которых по тем или иным причинам не желают вступать в реестр. По официальным данным, на данный момент в России насчитывается более тысячи таких групп. Разрабатываемый коммунистами законопроект предполагает регулирование ношения казачьей формы именно представителями общественных организаций. Согласно проекту нормативно-правового акта, «общественники» лишаются права носить знаки казачьего отличия, в том числе форму, оружие, награды, звания и прочее. Такое право останется лишь у представителей реестрового российского казачества.
Сам Валерий Рашкин в комментарии для «Колокола России» заявил, что к разработке соответствующего документа его сподвигло поведение представителей нереестрового казачества, бросающее тень на других представителей этого служилого сословия. «Очень часто казачью форму носят те, кто к казакам вообще никакого отношения не имеет», – отметил депутат. В пример парламентарий привел уличные рынки, где нанимают так называемых казаков, которые, по мнению Рашкина, могут на самом деле являться кем угодно – хоть обычными бандитами, прикрывающимися формой, но только не представителями казачества. «Берут непонятно кого с улицы, надевают на них форму и отправляют творить беспредел. А они то пьяные, то еще в каком невменяемом состоянии, при этом ни законов, ни этики эти «казаки» не знают», – говорит коммунист.
По мнению депутата, это лишь дискредитирует казачество в глазах российского общества. «В нашей стране ведь всегда в народе было уважительное отношение и высокое доверие к форме, будь то прокурор, милиционер или военный. А эти «ряженые» граждане просто пользуются этим доверием», – утверждает он. Опасность здесь в том, отмечает Рашкин, что такие «казаки» не имеют ни прав, ни обязательств, они – самые обычные граждане, однако надетая казачья форма дает им ощущение того, что они могут превышать полномочия гражданина, используя форму как инструмент давления. «Это противозаконно, поскольку правом принуждения обладает только государство, и тот факт, что кто-то надел казачью форму не должен давать ему никаких преимуществ перед остальными», – уверен парламентарий.
Кроме того, он отметил, что всевозможные «ряженые» уже неоднократно становились поводом для шуток и спекуляций, которые отбрасывают тень на настоящее казачество и портят его имидж в глазах людей. «Очень часто все эти организации, имеющие в большинстве случаев ярко выраженный полувоенный характер, участвуют в политических мероприятиях. Более того, неоднократно эти деятели принимали участие в мероприятиях откровенного нацистского характера», – говорит депутат.
В то же время он полагает, что законопроект никоим образом не нарушит права настоящих казаков, которые по тем или иным причинам не желают вступать в реестровые войска, поскольку повседневная казачья одежда, но без знаков различия может использоваться ими без каких-либо ограничений. «Всё это можно прописать в законопроекте. Мы не возражаем, если есть культура, традиции. Но такие люди всё равно должны иметь свои обязанности», – утверждает депутат. По его словам, КПРФ намерена обсудить разрабатываемый законопроект с представителями казачьих общин. «Их мнение в любом случае будет учитываться, без обсуждения с казаками вносить законопроект на обсуждение в нижнюю палату парламента мы не будем», – сказал «Колоколу России» Рашкин.
Валерий Рашкин
***
Стоит отметить, что представители нереестрового казачества отнеслись к инициативе депутата-коммуниста весьма прохладно. А некоторые из них даже пригрозили «наказать» парламентария. Так, представители организации «Кавказская казачья линия» пригласили Рашкина лично приехать и сорвать погоны с «воевавших казаков». «Казаки вас в разведку возьмут, но вернутся уже без вас. А по малому – выпорют где-нибудь под гипсовым Ильичем», написали они в своем обращении, достойным известного письма турецкому султану, процесс написания которого отображен на знаменитой картине Ильи Репина.
Впрочем, в подобном, прямо скажем, дерзком обращении ничего удивительного нет. Представители нереестрового казачества неоднократно делали всякого рода неоднозначные заявления, вызывавшую резкую критику, неприятие или просто насмешки со стороны общественности. Появившиеся в «лихие» 90-е всевозможные псевдопатриотические казачьи организации с нелепо обвешанными сомнительными медалями полковниками, есаулами и прочими «казаками», уже давно стали притчей во языцех, а члены этих сборищ – героями баек и анекдотов. И было бы смешно, если бы не было так грустно, поскольку подобные персонажи очень любят прикрываться в своих действиях традициями, верой и патриотизмом.
Так, в ноябре представители нереестровой петербургской казачьей организации «Ирбис» присвоили избранному президенту США Дональду Трампу звание есаула (майор) и пригласили его к себе в гости. По словам главы объединения Андрея Полякова, казачье звание американскому политику и миллиардеру было вручено за его желание наладить взаимоотношения с Россией. Кроме того, членов организации обрадовало его «нежелание кормить НАТО». «Дорогой Дональд Трамп, от лица российского казачества поздравляем вас с уверенной победой на выборах президента США. Желаем вам успеха в ваших миротворческих начинаниях и приглашаем вас и вашу семью с визитом в Россию, Санкт-Петербург, на хутор атамана Полякова», – говорилось в обращении этих деятелей.
Андрей Поляков
Другой недавний случай произошел в городе Камышин Волгоградской области. Там местные предприимчивые «казаки» открыли массажный салон в помещении, которое власти предоставили им на безвозмездной основе для ведения патриотической работы. Остается только догадываться, какими вещами занимались в этом «массажном салоне». Ясно одно – до патриотизма там вряд ли кому-то было дело.
Еще один резонансный случай произошел буквально на родине российского казачества, Кубани. Там активисты общественной организации «Новые казачьи маги» поставили на берегу реки Кубань памятник британскому оккультисту Алистеру Кроули. Как объяснили сами члены организации, Кроули предвидел коронацию кубанского казачества и неоднократно заявлял, что кубанская земля «пропитана огнем святости и эротизмом казачьих мистерий». «Это ли не есть торжество духовности, о котором грезят российские политики?» – утверждают представители общества.
Помимо увлечений геополитикой, массажем, оккультизмом и прочими интересными вещами, нереестровое казачество не брезгует поклоняться нацистским преступникам. Так, еще в 2007 году в станице Еланской Шолоховского района Ростовской области по инициативе местных казачьих обществ был поставлен памятник сотрудничавшему с нацистской Германией атаману Всевеликого войска Донского, а по совместительству бригадефюреру СС Петру Краснову. При этом инициаторы установки монумента в пользу его защиты заявляли, что главный элемент памятника – это православный крест, который Краснов держит в руке. Это якобы символизирует приверженность казаков своей вере.
Симпатией к нацизму отметились также представители нереестрового казачества Сергиево-Посадского района Московской области. В 2014 году они провели мероприятие под названием «Казачий крестный ход», которое в дальнейшем вызвало интерес со стороны правоохранительных органов. Причиной этого стала используемая «казаками» символика, очень напоминающая нацистскую, а также аналогичные вскидывание правой руки – так называемое римское приветствие, использовавшееся в гитлеровской Германии. Симпатией к нацизму отметились также представители Псковского казачьего войска, на официальной странице которого в социальных сетях можно обнаружить славословия в честь нацистских преступников и соответствующие лозунги.
***
Таким образом, складывающаяся в нереестровом казачестве ситуация действительно требует вмешательство государства. Необходимо предотвратить весь тот беспредел и клоунаду, которую устроили прикрывающиеся знаками отличия псевдоказачьи организации. Манипулируя в своих корыстных целях традициями, религией, символами и исторической памятью о прошлых казаках, обрядившиеся в лампасы, медали и папахи «нереестровые казаки» бросают тень на ту часть казачества, которая даже в нынешних непростых временах верой и правдой служит своему Отечеству.
Другое дело, что на Дону до сих пор сохраняется немало населенных пунктов, жители которых, хоть и не входят в официальный реестр, но всё-таки являются истинными потомками казаков. Многие из них, кстати говоря, состоят в неофициальном общественном объединении «Всевеликое войско Донское», возглавляемое небезызвестным атаманом Николаем Козицыным, в 2014 году со своим отрядом казаков участвовавшего в боях на Донбассе. Как утверждал в своё время сам атаман, его движение официально зарегистрировано в Минюсте еще в 1994 году и объединяет более 600 хуторов и станиц, при этом живущие там казаки зарабатывают на жизнь сельским хозяйством, а не занимаются провокационной и компрометирующей казачество деятельностью.
В этом случае хочется лишь надеяться, что слова Валерия Рашкина о намерении учитывать интересы реальных казачьих общин будут воплощены в жизнь. Во всяком случае, государство должно бороться с теми, кто приносит казачеству вред, а не с теми, кто честно работает, трудится и не порочит честь казацкого мундира.
Иван Прошкин