Мыслители «Русской миссии» ждут от будущего президента суверенных реформ
Патриотическая общественность в Москве представила сценарии будущего России и поделилась ожиданиями от политики президента-2018.
В годовщину столетия революции и в преддверии грядущих президентских выборов Россия вновь оказывается на распутье, перед цивилизационным выбором, от которого зависит будущее каждого из нас. Дальнейшее движение великой страны по маршруту «копировать (у Запада) - вставить», которым вот уже более 25 лет руководствуется элита во власти – не просто тупиковый путь, а прямая дорога к краю пропасти. Критики по поводу происходящего сегодня доносится предостаточно – как из либерального, так и из консервативного лагеря. А вот конкретных предложений, основанных на аналитике и понимании глубинных геополитических и внутрироссийских процессов – кот наплакал. Представители сообщества «Русская миссия», неформальным лидером которого является известный духовный деятель, протоиерей Всеволод Чаплин, попытались исправить ситуацию.
Накануне актив «Русской миссии» представил в Москве ряд программных документов, ставших плодом годовой интеллектуальной работы: «Чего мы ждем от президента-2018?», «Сценарии конца десятилетия» и «Сценарии XXI века». Подробно ознакомиться с их содержанием можно на сайте РМ, мы же остановимся на ряде ключевых тезисов и приведем наиболее яркие комментарии с презентации.
Основой первого пункта предложений грядущему президенту России стала «Новая демографическая доктрина России», представленная о. Всеволодом и единомышленниками в Общественной палате ровно год назад (подробнее – см. материал «Колокола России»). Тогда либеральные СМИ, только заслышав предложение Чаплина о снижении брачного возраста, о предоставлении домов и участков многодетным семьям, а также о правдивых, наглядных рассказах про аборты старшеклассникам и студентам, подняли галдеж, наперебой обзывая инициатора то «дикарем», то «педофилом», а то и вовсе «маньяком».
Журналистам удалось благополучно заболтать тему и не поднять на поверхность ключевую идею «двухэтажной России», включающую в себя широкую господдержку традиционных семей, создание из них целых кластеров на селе – агрогородов нового поколения, сети родовых поместий с развитой инфраструктурой. «Русская миссия» открыто заявила о кризисе индустриализации и трагедии урбанизации, о мегаполисе как главном факторе, ограничивающем рождаемость, о необходимости государственного противостояния разводам и детоубийству, запрете пропаганды всевозможных извращений в интернете, обрушивающейся на головы несовершеннолетних. Все эти тезисы и стали основой «наказа» грядущему национальному лидеру.
«Офисная культура уходит в прошлое. Сегодня начальник, который желает видеть людей на постоянном рабочем месте только чтобы вызвать их на ковер – не начальник, а дурак. Люди могут более эффективно трудиться, находясь в любой точке мира. В том числе – на отдалении от больших городов. «Двухэтажная Россия» на самом деле является лучшим способом разрешения демографической проблемы, в то время как иные способы, предполагающие рост населения на 1-2% – как мертвому припарка. Мы должны прежде всего лишить проблему гиперурбанизации страны», – отметил о. Всеволод.
В области национальной и внешней политики «Русская миссия» предлагает перейти к исключительному наименованию страны – «Россия», отказаться от «Российской Федерации», которое сегодня официально считается основным.
Пункт седьмой предложений РМ гласит: «Внести в Конституцию поправки, отражающие государствообразующий статус русского народа, а также историческую роль Православия в создании и развитии российской государственности, при уважении культуры, языка и образа жизни всех народов, населяющих страну, а также всех традиционных религиозных общин».
«Об этом много лет говорят представители различных общественных организаций, партий. Очень жаль, что до сих пор эти слова остаются без внимания. Совершенно очевидно, что именно русский народ как государствообразующий должен иметь соответствующий статус в Конституции. Точно также историческая роль и значимость православия следует закрепить, как и уважение русской культуры, языка и образа жизни. Надо прописать в Конституции необходимость приоритетной поддержки на государственном уровне православия, а также особой поддержки традиционных именно для России форм ислама, буддизма и иудаизма.
Во внешней политике нам надо исходить из признания разделенности русского народа и необходимости госзащиты его представителей в любом месте, чего бы это ни стоило. Разделенный народ имеет право на воссоединение. И тот факт, что в наших внешнеполитических декларациях сегодня нет такого заявления – это странность, которую пора исправить. Необходимо упростить процедуру получения российского гражданства для бывших граждан СССР и всемерно содействовать процессу возвращения русского народа на историческую Родину.
Нам надо вести внешнюю политику таким образом, чтобы «западные партнеры» помнили – современная Россия является продолжателем традиций Российской империи и СССР. Необходимо сказать, что мы считаем бывшие территории исторической России зоной своей ответственности, особенно это касается мест проживания русского народа, который нуждается в защите, и не нужно этого стесняться», – рассказал о ключевых пунктах политической повестки о. Всеволод.
***
В сфере экономики (которая в тексте РМ справедливо названа «национальным хозяйством») и социалки будущему президенту предлагается вернуть понятие кооперативной собственности, которая была широко распространена в дореволюционной России и затем частично реанимирована в СССР. Также необходимо сделать акцент на определяющую роль общества при принятии государством стратегических экономических и социальных решений.
РМ говорит о важности постепенного исключения ростовщического (банковского) капитала из экономики, о развитии хозяйственного планирования в регионах, где параллельно больше полномочий должны получать органы местного самоуправления. Сами регионы при этом необходимо делать бездотационными, увеличивать их роль в макроэкономике России. И все это, разумеется, с сохранением целостности государства, ведением эффективной оборонной политики.
«У нас сегодня очень часто получается, что основные экономические решения принимаются сторонниками рыночного фундаментализма в Москве – без учета интересов и мнений, желаний людей, которые работают на местах. Необходимо, чтобы экономическая повестка формировалась людьми, которые являются реальными субъектами экономической деятельности», – отметил о. Всеволод.
Особого внимания заслуживает пункт 17, который наверняка найдет поддержку как у правого лагеря, так и у сторонников сохранения социалистических завоеваний. Да и вообще – трудно сказать, какой нормальный гражданин, мечтающий жить в благополучной стране, от него откажется:
«Покончить с философией «услуг» в сфере здравоохранения, образования и культуры. Закрепить в качестве обязанности государства заботу о здоровье и сбережении народа. Перейти на профилактическую медицину, основанную на комплексной системе «упреждающей» диагностики. Медики должны получать деньги за количество здоровых людей, а не за количество «пролеченных» пациентов. Вернуть в систему образования процессы воспитания и развития духовности, раскрывающие способности ребенка, помогающие ему сформировать целостную картину мира и стать гармоничной личностью – гражданином и патриотом России».
В сфере культуры «Русская миссия» считает важным запретить порнографию (под ней подразумевается демонстрация половых органов) и матерщину в публичном пространстве, а также защищать от поругания государственные, национальные и религиозные символы.
Наконец, последним пунктом в проекте значится формирование модели достойного будущего России путем начала в 2018 году общенационального диалога об оптимальных формах устройства государства и экономики, раскрепощения участия народных масс в политическом процессе.
***
Что касается ближайшего будущего страны с учетом текущего курса, авторы документа рисуют не самую радужную картину. Застой, имеющий место сегодня, может обернуться либо революцией, хаосом, распадом с последующим введением в России внешнего управления, либо диктатурой ограниченного круга лиц, которые смогут подавить или возглавить революцию.
«Самым вероятным сценарием для страны, увы, становится застой, связанный с несменяемостью некоторых ведущих фигур политической и экономической жизни. Известно, что экономическая и социальная политика России до сих пор определяется фигурами из 90-х – это буквально несколько человек, которые считают себя вправе давать указания всем министерствам и ведомствам. Замена губернаторов и ожидаемая смена ряда министров не решают этой проблемы.
В общественной жизни нет драйва, нет энергетики. Застой всегда чреват сценарием революции, хаоса, распада. А за революцией и хаосом почти всегда приходит внешнее управление. Альтернативой ей может быть диктатура, что также не является абсолютным благом для народа. Известно, что даже самые светлые личности, оказавшись в роли диктаторов, начинают реализовывать самые потаенные темные желания. В условиях абсолютной власти пороки диктатора и примкнувшей к нему команды многократно усиливаются», – подытожил о. Всеволод.
Избежать диктатуры и революции, выйти из хаотического состояния, по мнению Чаплина, можно посредством общенационального диалога и «перенастройки» политической системы. Сделать это можно только после выслушивания всех экспертов, общественников, народных лидеров, предлагающих различные пути развития страны – от монархического до радикально левого.
Впрочем, коллега Чаплина, историк, общественный деятель и антрополог Федор Шелов-Коведяев немного успокоил собравшихся: «Не надо находиться в апокалиптическом состоянии всеобщего краха. Мы полагаем, что преодолеем вся тяжести века. Просто необходимо понимать, что стратегическое планирование, которое сегодня используется в России, не дает никакого целеполагания, а направлено на решение текущих экономических вопросов.
Сегодня о поиске смыслов говорить стало более модно, но зачастую люди, пытающихся их формулировать, сами не понимают значений используемых слов. Мы же попытались в своей работе рассмотреть христианскую, православную парадигму, в рамках которой становится абсолютно логичной и осознанной как внешняя, так и внутренняя политика и пути развития государства».
***
Программа развития России в XXI веке от «Русской миссии» как раз относится к целеполагающим документам. Авторы последовательно разбирают сценарии «материального благополучия» (аналог «американской мечты») и попытки построения «абсолютно справедливого общества» на Земле (аналог «Царства Божия») и аргументированно отметают их как несостоятельные, при всех имеющихся привлекательных моментах.
Вывод, к которому приходят эксперты, поразительно совпадает с тезисами, высказанными не так давно профессором Валентином Катасоновым в интервью «Колоколу России». Позволю себе повторить заголовок того материала: «Настоящая экономика – это Божий Закон любви и справедливости». Вот и мыслители РМ говорят: во всех своих действиях надо руководствоваться любовью к ближнему и стремиться через дела в этом мире стяжать Царствие Небесное.
На самом деле мы немного слукавили. Совпадение тут, конечно же, не случайное. Дело в том, что главный автор данного текста методолог Сергей Нехаев является активным участником Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, в котором председательствует Катасонов.
«Исследованиям материальных элементов нашего мироздания за последние 200 лет посвящено 95% всех работ традиционной науки. Нематериальным – соответственно, лишь 4%. А человеку остается лишь 1%, хотя именно человеческий фактор является определяющим в социально-экономическом развитии.
Мы не достигнем результата, обращаясь со своими проектами к власть имущим, у которых совсем другие законы и принципы. Поэтому надо широко доносить наши идеи до как можно более широкого круга людей – только так мы сможем претворять их в жизнь», – подчеркнул Нехаев.
***
Рассуждая о системных ошибках в построении Государства Российского, участники дискуссии назвали среди главных проблем текущего кризиса – стремление нашей политической элиты во всем подражать Западу. Причем эта тенденции прослеживается не с «лихих девяностых», и даже не с конца 19 века, а как минимум начиная с реформ Петра Первого. Вероятно, процесс был запущен даже ранее – с церковной реформы царя Алексея Михайловича Романова, разделившей русский православный народ на «старый» и «новый» обряд.
«Советский союз – это тоже изначально западный проект, плод западной мысли. Многие из нас искренне полагали, что надо просто адаптировать под российские реалии те механизмы, которые работают на Западе – а больше ничего и не требуется. Но сейчас мы понимаем, что мир устроен куда сложнее. Пора изменить сам образ общественного мышления, потому что большинство во власти продолжают думать соответствующим образом: просто берут чужую модель и переносят к нам, совершенно не задумываясь о последствиях.
Сама система принятия решений сейчас построена таким образом, что даже очень талантливый, способный человек с собственными гениальными идеями не сможет ничего изменить. Система либо пережует его и выплюнет, либо подстроит под себя», – заметил о. Всеволод.
***
В конце обсуждения другие участники «Русской миссии» обозначили важные поправки и дополнения, которые были оперативно учтены составителями. В частности, своим мнением поделился сопредседатель всероссийского движения «Народный собор» Владимир Хомяков.
«Мне кажется, надо было начинать рекомендации президенту с раздела «создание модели будущего», а не переносить его в самый конец документа. И давно пора начать работу над государственной идеологией. Ее отсутствие неизбежно приводит к потере идеологического суверенитета, а этот вакуум немедленно заполняется чужими ценностями.
Демография также очень важна – в качестве главной задачи политики страны должны быть названы рост численности населения, духовное и физическое развитие народа. Если этого нет – значит, власть нефункциональна, какими бы красивыми терминами в своей деятельности она ни прикрывалась. Если система мешает изменить ситуацию, надо менять систему. А если ее не дают поменять конкретные люди – естественно, сначала надо поменять этих людей.
Отдельное предложение – поставить на общественную дискуссию вопрос о неравнозначности бездетных и многодетных семей. Последние должны получать регулярное солидное пособие от государства, а также полный спектр реально бесплатных медицинских и образовательных услуг, вплоть до бесплатного высшего образования выпускников школ в лучших вузах страны.
Необходимо максимально ограничить деятельность в России некоммерческих организаций – как иностранных, так и отечественных – деятельность которых в области семейной политики противоречит нашим традиционным ценностям.
Кроме того, роль православия я бы назвал не исторической, а культурообразующей – таково его огромное значение для России. Также я считаю, что отдельным пунктом надо указать, что мы понимаем сегодня под «русским народом». Полагаю, что это как минимум великороссы, белороссы и малороссы, и не вижу никаких оснований не считать таковыми людей русских по духу и культуре. Именно таково должно быть современное понимание русских – чтобы всем было ясно, кого мы защищаем и чьи права отстаиваем.
Если мы введем статус государствообразующего русского народа в России, то русские впервые в постсоветской истории обретут национальную государственность на территории нашей страны. Уже 25 лет как у русских нигде в мире вообще нет своего государства, так что сегодня мы, по сути, не имеем даже морального и юридического права отстаивать права русских за рубежом. Когда нам задают вопрос: «А на каком основании вы называете себя лидерами русского мира, если русские в России в правовом отношении – никто?», – нам просто нечего ответить. А вот когда, к примеру, Германия защищает немцев или Израиль – евреев, – ни у кого подобных вопросов не возникает», – отметил Хомяков.
***
Мысль Хомякова поддержал и развил лидер общественной организации «Русь Триединая» Сергей Моисеев, прямо заявив о важности «собирания русских земель».
«Чего мы ждем от будущего президента России? Он должен во внешней политике исходить из того, что Россия – не просто страна, а целая цивилизация. В противном случае мы признаем, что остались инвалидом без рук и ног, готовы жить в искусственно созданных нам извне политических реалиях после развала СССР. И собирание русских земель для нашей цивилизации должно стать приоритетной задачей. Прямо признающих себя русскими за бортом страны осталось около 20 миллионов человек, а «заблудших», павших жертвами западной пропаганды – примерно 40-50 миллионов. Но это все равно русские люди, пусть они временно и забыли о своем происхождении.
И думаю, что даже многие бандеровцы в конце концов переболеют идеей украинства и вернутся в лоно братского русского народа. Кстати, большинство из них не приемлют гей-парады, трансгуманизм, поддерживают традиционные ценности и уже начали разочаровываться в «новой европейскости» киевской власти. Надо вести идейную борьбу за русский народ», – подытожил Моисеев.
***
Идеи «Русской миссии» заслуживают широкой публичной дискуссии и, думается, вполне способны получить одобрение подавляющего большинства россиян. Если их возьмет на вооружение или даже внесет в свою предвыборную программу кандидат в президенты-2018, он наверняка от этого только выиграет. Так или иначе, авторы инициатив намерены и далее распаковывать проблемы страны, нуждающиеся в общественном обсуждении, озвучивать конкретные предложения, расширять свое сообщество и приглашать к сотрудничеству всех неравнодушных. Их цель –предупреждение катастрофы, которая вполне может подкрасться к нам незаметно – на фоне спячки народного сознания и самоуверенности либеральной элиты во власти.
Иван Ваганов