Стоит ли праздновать победу Оксимирона над Дизастером?
Англоязычный с переходом на русский словесный поединок российского рэпера Оксимирона (Мирон Федоров) и его американского оппонента Дизастера (Башир Ягами) вчера стал темой дня не только в узком субкультурном кругу. Ведущие федеральные СМИ не просто сочли встречу достойной освещения, они растащили слова участников на цитаты, подхватили записи в твиттере. И хотя по правилам победитель дуэли не был объявлен судьями, вердикт отечественной блогосферы и медиа получился едва ли не однозначным: россиянин выиграл.
РИА Новости называет событие «историческим баттлом», при этом отмечая, что для «отечественного хип-хопа — огромный шаг в изначально прозападную культуру».
«Лента.ру» в рубрике «Культура» опубликовала подробный репортаж, обильно печатая не запрещенные законом, но от этого не менее отборные ругательства, которыми стороны сыпали в адрес друг друга, и разъясняя неприятные для глаза обывателя «панчи» - задевающие оппонента речевые конструкции, чаще всего откровенно оскорбительные.
«Это было такое показательное выступление, которое закрепило Оксимирона в статусе звезды», - делает вывод автор текста на «Ленте» Алена Кожевникова.
Встречу осветили такие серьезные средства массовой информации, как РБК, «Известия», «Газета.ру». Нарезка, которую сделала для сюжета телекомпания Russia Today, получилась почти патриотической - в ней Мирон Федоров цитирует героя Сергея Бодрова из «Брата-2» («Скажи мне, американец, в чем сила?»), обличает американскую политику на Ближнем Востоке, в то время как его оппонент лишь грязно ругается. Посмотрев сюжет, испытываешь чувство гордости за представителя нашей страны.
Столь же широкой западной прессы встреча, конечно, не получила. Более того, большинство зрителей клуба, где она проходила, были русскоязычными, многие специально на нее прилетели из России. Даже соперник Оксимирона, прежде известный только своим единомышленникам Дизастер, вышел в футболке с рекламой российского спонсора. Дело в том, что на Западе культура рэп-баттлов, в которых упражняются в искусстве замысловатого унижения друг друга, является андеграундом и не интересна большинству людей. И в этом виде, не выходя в массы, она относительно безвредна.
Другое дело, когда потребителями данного продукта становится многомиллионная аудитория, как это происходит в России. Когда данный жанр легализуется публикациями ведущих изданий, отзывами маститых деятелей культуры (в том числе бывшего и действующего профильных министров), не говоря о скрытой рекламе в обзорах авторитетных блогеров, трендов YouTube, и прочих инструментов распространения информации. Очередные «окна Овертона» для очередных мерзостей.
Почему рэп-баттлы в России столь быстро набрали огромную популярность? Помимо изобретательной игры смыслов, жанр предполагает очевидное заигрывание с законом. Он несложным приемом обходит 282 статью УК РФ о разжигании ненависти и вражды. Те потоки грязи, которые каждый зритель принимает на свой счет, формально произносятся в адрес артиста - участника поединка. Но в отличии от своих поклонников, исполнители имеют «броню» - т.е. нечувствительны к оскорблениям себя и своих близких. Со временем такая «броня» (или, если хотите, толерантность), выработается и у постоянного зрителя, коими часто являются несовершеннолетние. И он примет реальное унижение достоинства за шутку и сигнал к общению. Вполне по логике трансгуманизма.
«Появился новый рэп — рэп, набитый чудовищным матом, сквернословием и весёлым тотальным нигилизмом. Этот рэп реализуется в новой форме, именуемой "рэп-баттл", то есть сражение рэперов, которые выходят один против другого, как это делают в деревнях частушечники, как делают бойцы без правил, и поливают друг друга весёлой страшной бранью: не без остроумия, остервенело, так, что у обоих вздрагивают семенники», - писал в статье публицист Александр Проханов, комментируя один из популярных поединков этого года.
«По существу, это почва для терроризма нового типа. Полагают, что террорист — это тот, кто взрывает фугасы в аэропортах, кто стреляет из винтовки из чердачного окна, кто давит грузовиками толпу на барселонских бульварах. Но терроризм, который реализуется в данной субкультуре, не менее страшен. Это — лингвистический терроризм. Матерные слова, частушки — это лингвистические бомбы, которые рэперы взрывают в стихии русского языка. Русский язык — это субстанция, которая превратила нас в русский народ. Это субстанция, которая позволила русским стать носителем высочайших райских смыслов. Это язык Достоевского, Толстого. Есенина, Блока, "Мира искусств", Твардовского. Это язык, который сражался во время войны, делал нас непобедимыми. И вот внутри этого языка рвутся страшные заряды — и язык оседает, как взорванное здание. Мы сталкиваемся с явлением, перед которым бессильна современная официальная культура, бессильна власть», - заключил он.
Псевдопобеда России по итогам баттла Оксимирона и Дизастера одержана над собой.
Игнатий Кудрин