Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Идеология
13.09.2016 09:00

Уроки Курбан-байрама: опасно ли строить новые мечети?

В понедельник мусульмане всего мира отметили один из своих главных религиозных праздников – Курбан-байрам. Отмечали его и в России, где одними из главных центров празднества стали Москва и Санкт-Петербург. При этом уже традиционно во многих городах верующие, которым не хватило места для молитвы в мечетях, собрались на улицах, которые власти для этого заблаговременно перекрыли для проезда транспорта. Как следствие, всё это вызвало крайне неоднозначную реакцию среди местных жителей и других горожан, начиная от недовольства транспортной ситуации в районе мероприятий, заканчивая бытовой ксенофобией в адрес мусульман, большинство из которых являются мигрантами из стран Средней Азии.

В Москве центром празднеств стала крупнейшая в Европе Соборная мечеть на Проспекте Мира, открытая осенью прошлого года. Несмотря на то, что мечеть может вмещать до десяти тысяч верующих, она не смогла уместить всех пришедших к ней мусульман. Так, по данным столичных правоохранительных органов, к главной московской мечети пришли около 100 тысяч человек. Предвидя такое количество людей, столичные власти

заблаговременно перекрыли несколько улиц и переулков вокруг мечети, что, в итоге, позволило уместить всех желающих совершить намаз. Всего же по Москве, как сообщалось, участие в праздновании Курбан-байрама приняли порядка 150 тысяч человек, что больше цифр 2014 и 2015 года, когда количество принявших участие в религиозных мероприятиях мусульман по Москве оценивалось в 130 и 140 тысяч человек соответственно.

С размахом прошел один из главных мусульманских праздников и в Санкт-Петербурге. Там центром празднеств стала Соборная мечеть на Кронверкской набережной. Несмотря на внушительные размеры культового здания, вместить всех желающих оно также не смогло, поэтому верующие расположились для молитвы вокруг мечети, на прилегающих улицах, парках и площадях. Всего, как отмечают правоохранительные органы Северной столицы, по всему городу в мероприятиях в честь Курбан-байрама приняли участие более 40 тысяч человек, из них 30 тысяч – у Соборной мечети. 

При этом уже традиционно скопления молящихся мусульман на улицах двух столиц в той или иной степени вызвало возмущение горожан. Как москвичи, так и петербуржцы жаловались на осложнение в районах проведения молитвенных мероприятий транспортной ситуации, давки в близлежащих станциях метро, шумные толпы на улицах, мешающие проходу. Кроме того, вид многотысячных масс молящихся прямо на проезжей части смуглых мужчин взывал к жизни всевозможные ксенофобские высказывания в соцсетях и сравнения двух российских столиц с городами Средней Азии и Ближнего Востока. В очередной раз высказывалась критика в адрес городских и федеральных властей, допустивших «такой беспредел», озвучивались также предложения запретить молиться на улицах вокруг мечетей и некоторые другие «инициативы». В целом, реакция горожан на празднование Курбан-байрама в очередной раз оказалась довольно прохладной и неприветливой.

Между тем. мусульмане в обеих столицах отмечают острую нехватку мечетей. Так, в более чем 12-миллионной Москве имеются всего лишь четыре мечети, одна из которых является мемориальной: Историческая мечеть на Большой Татарской улице, Соборная мечеть на Проспекте Мира, Мечеть Ярдем в районе Отрадное и культовое здание на Поклонной горе. В Петербурге же на данный момент действуют всего лишь две мечети - уже упомянутая Соборная, а также Коломяжская мечеть на северной окраине города.

При этом численность мусульман в двух российских столицах продолжает расти. По некоторым данным, в Москве их количество уже превысило два миллиона человек (одна шестая населения города). Кроме коренных российских исламских этносов, таких как татар и башкир, в городе находится огромное количество трудовых мигрантов. Что касается 5-миллионного Петербурга, то мусульманская община в нем, опять-таки по приблизительным подсчетам, находится в пределах от 500 тысяч до миллиона человек, что, как в случае со столицей, составляет примерно одну шестую или одну седьмую часть населения. Точные цифры здесь назвать крайне затруднительно, поскольку количество мусульман в обоих городах постоянно меняется в связи с привлекательностью двух столиц для трудовых мигрантов из бывших советских республик.

Таким образом, очевидно, что мечетей в обеих столицах просто напросто не хватает, что и вынуждает людей совершать молитвенные обряды прямо на улицах, зачастую в самых неприспособленных и даже опасных для этого местах. У людей просто нет иного выбора. Каков выход из ситуации? Логично, что если мечетей не хватает, значит нужно построить еще. Тогда и огромные толпы молящихся исчезнут с улиц наших городов, а недовольных этим горожан станет значительно меньше.

Об этом неоднократно просили и сами мусульмане, неоднократно обращавшиеся к руководству обеих городов с просьбой выделить участок земли для строительства новых культовых зданий. Так, несколько лет назад мусульмане Подмосковья обратились к губернатору области Андрею Воробьеву с просьбой разрешить построить мечети в наиболее крупных и населенных городах региона – Балашихе, Подольске, Люберцах, Железнодорожном. Неоднократно обращались мусульмане и к московскому руководству. Еще во времена прошлого мэра Москвы Юрия Лужкова Центральное духовное управление мусульман России попросило градоначальника построить небольшие культовые здания шаговой доступности в каждом округе столицы. Таким образом, количество мечетей в Москве увеличилось бы до 10. Тем не менее, положительной реакции у мэра Москвы эта инициатива не вызвала. То же и с нынешним столичным градоначальником Сергеем Собяниным, который не так давно заявил, что в новых культовых зданиях для мусульман нет необходимости: «У нас в Москве много мигрантов, также очень много их живет в Подмосковье. Но создавать для них дополнительные возможности для религиозных праздников, чтобы они концентрировались все в Москве, мне кажется, было бы неправильно». 

Против и сами горожане. Так, несколько лет назад группа жителей московского района Митино выступила против строительства мечети неподалеку. Активистов поддержало абсолютное большинство жителей Митино и соседних с ним районов. В итоге после серии скандалов, разбирательств и обращений в судебные органы, власти города отменили строительство мечети. То же самое произошло и в другом московском районе - Текстильщики, где планировалось построить исламский гуманитарный центр. После тех двух случаев власти побоялись строить в городе новые мечети. Исключением стала лишь Соборная мечеть на Проспекте Мира, но она была построена на месте уже существовавшего здания.

Похожая ситуация и в Петербурге, где о планах построить новую мечеть было объявлено еще в 2010 году. Предполагалось, что финансирование в размере одного миллиарда долларов возьмут на себя Объединенные Арабские Эмираты. Было объявлено даже место строительства культового центра – Невский район в восточной части города. Однако после прихода в 2011 году нового губернатора Георгия Полтавченко, городские власти отменили строительство мечети. Глава города заявил, что строительство мечети может привести к недовольству горожан и протестам среди них. По всей видимости, Полтавченко явно учитывал опыт Москвы и решил не испытывать судьбу, тем более что новоявленному губернатору было необходимо заручиться народной поддержкой.

Причины, по которым люди выступают против строительства новых исламских центров, довольно очевидны. Во-первых, имея перед глазами пример Европы, люди на подсознательном уровне видят в строительстве новых мечетей явный признак исламизации, что, в свою очередь, прочно ассоциируется с нелегальной миграцией. Во-вторых, сама мечеть является центром притяжения для мусульман, которые были бы не прочь жить рядом с ней. Это может привести к складыванию своеобразных гетто, куда будут селиться трудовые мигранты. В свою очередь, создание компактных районов их проживания приведет к осложнению криминогенной обстановки, а также создаст почву для конфликтов на этнической почве. В-третьих, не секрет, что некоторые мечети становятся пристанищем для радикалов, проповедующих подобные идеи среди своей уммы, прежде всего мигрантов, которые в силу тяжелого положения и плохих жизненных условий больше других мусульман восприимчивы к подобного рода деструктивной пропаганде. Весьма показателен случай московской мечети Ярдем, имам который был задержан в июле этого года. Священнослужителю было предъявлено обвинение по статье 205.2 УК «Публичные призывы к терроризму», а в ходе обысков в самой мечете, а также в квартире задержанного оперативники обнаружили запрещенную в России радикальную исламскую литературу.

Мечеть Ярдем

Таким образом, получается замкнутый круг. Людям не нравятся молящиеся на улице многочисленные толпы мусульман. И это вполне справедливо, хотя бы в плане того, что это действительно создает массу неудобств местным жителям. С другой стороны, чтобы решить проблему, нужно больше мечетей. Однако люди не хотят строительства новых исламских культовых зданий. Власти же, как в столицах, так и в других российских городах, явно не горят желаниям удовлетворять просьбы местных мусульманских сообществ, вполне резонно полагая, что дав разрешение построить мечеть, они растеряют львиную долю своего зачастую итак не слишком высокого рейтинга среди местных жителей.

Тем не менее, проблема существует, и выходить из этого замкнутого круга всё равно как-то придется. В России более 20 миллионов мусульман и далеко не все они живут в тех частях страны, где ислам исторически является наиболее распространенной религией, например, в Татарстане, Башкирии или на Кавказе. Между тем мусульмане - такие же граждане страны, как и те, кто исповедует другие религии, у них такие же права, как и у остальных. Конечно, очень много и трудовых мигрантов, в том числе нелегальных. Однако они тоже живут и работают в России, многие остаются здесь вместе со своими семьями. Да и вообще в целом, надо признать, рождаемость в мусульманских семьях гораздо выше, чем в русских. Посему увеличение количества мусульман в общем составе населения страны, в том числе в двух главных её городах – естественный процесс, от которого никуда не деться. Поэтому проблема не только останется, её значимость будет нарастать, а голос мусульманского сообщества в пользу постройки мечети в том или ином городе будет всё громче. И игнорировать эти голоса местным властям будет всё сложнее.

Речь не идет о массовых строительствах мечети. В принципе, их можно даже не строить, отдав мусульманам на время праздника любое подходящее для массовых намазов места. Например, стадионы или любые другие открытые пространства. Ислам говорит, что важна сама молитва, а не место, в котором она произносится. Это было бы вполне неплохим компромиссным вариантом, которое, с одной стороны, успокоило бы местных жителей, а с другой, удовлетворило бы потребность мусульман.

Как бы то ни было, но власти вместе с мусульманами и гражданами других религий должны сообща найти какой-то общий консенсус вместо запретов, порицаний, недоверия и откровенной ксенофобии, которую исповедуют некоторые наши «патриоты». Подобная атмосфера взаимной ненависти лишь усугубит раскол в обществе, придав ему, помимо всего прочего, еще и национальный оттенок, что, в свою очередь, может привести к серьезным проблемам в национальных республиках и стать угрозой территориальной целостности России. Вряд ли наши враги откажут себе в удовольствии сыграть на чувствах «угнетенных мусульман», пропагандируя среди них ненависть к властям и гражданам другой религии, сознательно натравливая друг против друга представителей двух крупнейших религиозных конфессий России.

Иван Прошкин

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"