Дороги станут еще более платными?
Вслед за скоростными автомагистралями и пресловутым «Платоном», дань за проезд смогут вводить даже муниципалитеты.
На днях в Госдуме был зарегистрирован правительственный законопроект «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Если этот документ получит путевку в жизнь, региональные и местные власти обретут право вводить временное ограничение или прекращение движения транспортных средств в целях обеспечения эффективности организации дорожного движения. И это «временное ограничение» может обернуться банальным взиманием платы за движение по дорогам.
Разумеется, с «замещающими» или «компенсирующими» мерами типа повышения качества работы регулярных маршрутов, открытия новых маршрутов перевозок или увеличение провозных возможностей действующих, организация парковок или обеспечение альтернативного проезда, а также… развитие инфраструктуры для движения велосипедов!
Ладно бы ещё крупные города, где налажена работа общественного транспорта, а как быть там, где этого нет? Что до велосипедов – это отлично. Например, в Нидерландах они используются активнейшим образом. Но в стране, где две трети территории являются северными или приравненными к ним, где зима длится до семи-восьми месяцев в году, с учетом расстояний, это просто нонсенс. Да и о каких альтернативных маршрутах проезда можно говорить, если многие города даже Центральной России задыхаются от перегруженной улично-дорожной сети, которую никак не объехать! Скажем, во Владимире уже несколько лет не могут достроить Лыбедскую магистраль, которая разгрузила бы исторический центр города. В Иванове весь транзитный транспорт идет через центр в отсутствие окружных дорог. А в Туле десять лет назад сдали Восточный обход в 2 раза у́же запроектированного, и теперь, кажется, он способен собрать пробку даже в восемь утра 1 января.
То есть правительство, не желая поискать деньги в карманах «жирных котов» за счёт прогрессивной шкалы налогообложения или хотя бы введением налога на роскошь, решило залезть в и без того тощие кошельки россиян, которые уже несколько лет оплачивают платные участки нескольких федеральных автодорог. А с середины ноября начались еще и поборы системы «Платон».
Первая платная дорога в России появилась в ноябре 1998 года – обход населённого пункта Хлевное на федеральной автодороге М-4 «Дон». Но она проработала не слишком долго, а на широкую ногу процесс был поставлен с созданием госкомпании «Автодор» (не путать с Федеральным дорожным агентством – Росавтодором – прим. авт.) в 2009 году. Уже через год она шаг за шагом забирала в управление трассы М-1 «Беларусь», М-4 «Дон», М-3 «Украина», а также строящиеся М-11 «Москва – Санкт-Петербург» и ЦКАД.
Пока скоростные участки на М-4 прокладывались параллельно Старокаширскому шоссе или старому направлению автодороги «Москва – Воронеж», всё было просто и логично: едешь бесплатно, но медленно через города и деревни со всеми светофорами, узкими участками с запретом на обгоны, заторами и так далее или платишь и мчишься с ветерком. Но уже в Воронежской области «Автодор» в качестве бесплатной альтернативы трассы «Дон» видит гигантский крюк через Семилуки, Острогожск, Каменку, Россошь и Кантемировку. То есть даже не намекая, а прямо убеждая водителя: забудь про «бесплатно», отстегни и лети! Дело в том, что закон позволяет (лоббисты постарались) обеспечивать бесплатную альтернативу платному участку не длиннее, чем в три раза. То есть, если скоростной отрезок маршрута имеет протяженность 100 км, то обычный и бесплатный может растянуться на 299 км, и всё будет в рамках закона.
После появления шлагбаумов и пунктов взимания платы на реконструированном обходе Воронежа, уплотнились пробки на улицах Остужева, Хмельницкого, Панфилова, Куйбышева, Калининградской и Планетной, Ленинском проспекте, по которым водители объезжают платный участок окружной дороги. А значит, растёт количество ДТП, погибших и травмированных в них, ухудшается экологическая ситуация в городе. Но все эти издержки оплатят воронежские налогоплательщики и местные власти, в то время как госкомпания «Автодор» будет посчитывать барыши от платного проезда по окружной. А так сегодня построены многие приближенные к власти крупные бизнесы: убытки национализируются, а прибыли приватизируются.
Ближайшим летом что-то подобное заработает и в Тульской области. Там под эксплуатацию на платной основе готовят 108-километровый участок «Дона», не имеющий параллельного бесплатного дублера. В постановлении правительства РФ на сей счет предлагается альтернативный маршрут длинной в 167 км через многочисленные города преимущественно по региональным и межмуниципальным дорогам, а также с использованием улично-дорожной сети населённых пунктов региона. Непонятно, как быть жителям деревень и дачных посёлков, которые связаны с «большой землёй» только этой автодорогой. Будет ли «Автодор» строить для них бесплатную параллель, интегрированную в местную сеть? Это вряд ли.
А транзитники… Как и в случае с воронежским участком, расчет сделан на то, что большинство водителей не будет заморачиваться проездом по неудобному и более протяжённому маршруту, а молча заплатят и поедут по «Дону». Скорее, многие из них предпочтут пока бесплатную и менее загруженную автодорогу М-2 «Крым», которая до 177-го км имеет статус автомагистрали, но дальше-то узкая второй категории дорога со всеми «засадами» и рисками. Так что уход части потока на «Крым» существенно нагрузит эту трассу, осложнит ситуацию с аварийностью и прочей статистикой увечий, смертей и других происшествий. Зато «Автодор» получит деньги!
Скандальная история вышла и с участком скоростной автомагистрали М-11 от МКАДа до Солнечногорска. Тарифы на этом направлении задрали так, что автомобилисты просто объявили бойкот дороге, предпочитая, как раньше, простаивать в химкинских и зеленоградских пробках! То есть сама философия «быстро, безопасно, комфортно» провалилась – по крайней мере, на этом отрезке пути. В ситуацию вынуждено было вмешаться высшее руководство страны, но это мало что изменило: параллельная и бесплатная М-10 «Россия» по-прежнему регулярно окрашивается в красный цвет, и не только в «часы пик».
С «Платоном» – отдельная тема. На самом сайте системы честно написано, для чего затевался проект: «…обеспечить достижение целевых параметров программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» (подпрограмма – «Автомобильные дороги») при снижении нагрузки на государственный бюджет». Словом, недостающие в казне деньги чиновники решили содрать с налогоплательщиков. Да-да, за «Платон» раскошеливаются не только дальнобойщики, но и все те, кто вынужден отстегивать больше за товары и услуги из-за введения платы с дальномеров. Причём, вводить дифференциацию в зависимости от массы транспортного средства, степенью её загрузки, правительство, похоже, не собирается, пойдя на уступки лишь в вопросе льготного тарифа.
Да и собираемость платежей пока чуть ли ни вдвое ниже против расчётной: по словам министра транспорта РФ Максима Соколова, в 2016 году его ведомство рассчитывает получить с «Платона» около 20 млрд рублей вместо первоначально заявленных 39,5 млрд. На многие ли проекты хватит этих денег? Вопрос риторический.
И аппетит, как известно, приходит во время еды. Это к вопросу о возможном ограничении проезда на дорогах регионального и местного значения, в том числе, в населённых пунктах. А глава президентской администрации Сергей Иванов несколько лет назад высказал тезис о необходимости изъять из законодательства требование об обязательном альтернативном бесплатном маршруте при открытии платных участков. Так что платных дорог в России будет всё больше, в этом можно не сомневаться. Вот только станет ли при этом лучше дорожная сеть России в целом?
Пётр Николенко