Россиян массово лишают права на жилье
Несколько дней назад в Совете при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (Совет по правам человека, СПЧ) состоялось заседание, целью которого было обсуждение проблемы незаконного лишения россиян их мест в очереди на улучшение жилищных условий. Участники заседания заявили об имеющихся фактах массовых махинаций чиновников с квартирами, а также обсудили пути выхода из создавшегося положения. Очевидно, что происходящее в очередной раз демонстрирует, что до решения пресловутого жилищного вопроса в нашей стране еще очень далеко.
По словам принимавшего в заседании участие главы комиссии СПЧ по миграционной политике Евгения Боброва, за последнее время значительно увеличилось количество случаев, когда чиновники на местах без законных на то оснований снимают нуждающихся граждан с жилищного учета. При этом Бобров одобавил, что беззаконие продолжает происходить даже после того, как Генеральной прокуратурой были выявлены сотни фактов нарушения прав граждан на улучшение жилищных условий.
Стоит отметить, что в очереди на улучшение жилищных условий на данный момент только по Москве находятся порядка 400 тысяч человек. При этом всего по России, по информации председателя Комитета по социальной политике Совета Федерации Валерий Рязанский, в дополнительных квадратных метрах нуждаются более 140 тысяч многодетных семей. А многодетная семья в России – это семья с тремя или более детьми, для которых проблема нехватки жилплощади является одной из основных.
Вообще, право малоимущих на получение дополнительной жилплощади прямо обозначено в статье 40 Конституции РФ. Первый пункт статьи 40 основного закона гласит, что каждый имеет право на жилище. А статься третья заявляет: «Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».
Сами нормы прописаны в статье 51 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с ней, все очередники, нуждающиеся в улучшении жилищных условий подразделяются на три категории: во-первых, те, кто проживает в ветхих и аварийных домах, во-вторых, люди, проживающие в семье, где кто-то из родственников имеет хроническое заболевание и, в-третьих, нуждающиеся в улучшении жилищных условий в связи с нехваткой квадратных метров на человека исходя из наличия квадратных метров жилплощади и количества членов семьи. И если первым двум категориям получить новое жилье довольно просто: им предоставляют дополнительные квадратные метры вне очереди, то третьей категории приходится тяжелее всех.
Дело в том, что в России существует определенная норма квадратных метров на одного человека, причем она может различаться в зависимости от региона. Так, в Москве нормой считаются 10 «квадратов» на человека для отдельных квартир, в Воронеже – 14, а в Ярославле и вовсе 17. Возьмем, к примеру, ситуацию в Москве. В столице, чтобы улучшить свои жилищные условия, семья, предположим, из трех человек должна жить в квартире не менее 30 квадратных метров (довольно небольшая по размерам «однушка»). На семью из четырех человек должно приходиться уже не менее 40 «квадратов». Ну и так далее. Если площадь жилья меньше – вы имеете право на бесплатное предоставление новой жилплощади от государства. Помимо этой нормы, семье необходимо соответствовать понятию «малоимущая», которая определяется специальной формулой исходя из суммы ежемесячного дохода, прожиточного минимума и количества членов семьи. Основным же критерием является всё-таки недостаточность общего места для проживания.
Соответственно, возможность получить от государства дополнительные квадратные метры при наличии одного или нескольких условий – конституционное право российского гражданина, которое чиновники всех мастей обязаны блюсти как зеницу ока.
Тем не менее, действия должностных лиц в отношении очередников иначе как беспределом не назовешь. К примеру, чиновники могут снять человека с очереди на жилье или попросту признать его не нуждающимся в случае, если супруг или супруга очередника имеет квартиру в другом регионе. И хотя супруг не имеет на эту квартиру законного права, поскольку это жилье состояло в собственности одного из супругов еще до брака, подобная квартира признается, в том числе, имуществом очередника. А это значит, что количество его квадратных метров «увеличивается», и сам он перестает быть нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, при подсчете квадратных метров на одного отдельно взятого человека, чиновники порой учитывают всевозможные нежилые помещения, такие как садовые дома, земельные участки и прочие объекты, непригодные для постоянного проживания. И это при том, что российское законодательство довольно четко определяет, что подобные объекты не могут учитываться в качестве жилых «квадратов». И подобные нарушения фиксируются Прокуратурой постоянно, однако должностные лица в своем упорстве продолжают лишать людей права на законные квадратные метры от государства.
И это при том, что жилищное строительство в России за последние годы переживает настоящий бум. Так, по всей России в прошлом году было возведено более 83 миллионов квадратных метров жилья. И хотя это несколько меньше цифр 2014 года (84,1 миллион), однако же значительно больше показателей 2000 года (30 миллионов) и 2010 года (57 миллионов). В целом же, за последние 15 лет темпы строительства нового жилья в России увеличились в три раза. Одним из лидеров здесь ожидаемо является Москва, в которой, по словам столичных чиновников, только в этом году будет возведено более трех миллионов квадратных метров жилой недвижимости.
И на фоне бума отечественного жилищного строительства, желание чиновников лишить людей их законного права на дополнительные квадратные метры смотрится, как минимум, весьма подозрительно. Впрочем, если вспомнить недавние дела по махинациям должностных лиц с квартирами, то мотивация чиновников становится уже более прозрачной. Так, к примеру, в июле этого месяца Черемушкинский районный суд Москвы признал виновным группу столичных чиновников, которые по поддельным документам присвоили себе около 30 квартир. Впрочем, ничего удивительного, своё материальное благо этим деятелем гораздо важнее, чем «какие-то там очередники». Ничего, и так проживут.
Тем не менее, проблему необходимо решать. Этому во многом мешает достаточно нечеткое, размытое и гибкое российское законодательство, через которое можно найти кучу нужных лазеек. В случае с лишением очередников из законного права, было бы весьма нелишним создание свода четко прописанных критериев, в соответствии с которыми человек может быть лишен права на улучшение жилищных условий.
Помимо этого, весьма нелишними представляются здесь внесения в Уголовный и Административный кодексы. Суть этих изменений в том, что если должностное лицо совершает правонарушение, по которому уже имеется сложившаяся судебная практика, то на основании этого его и можно будет привлечь к ответственности. Как административной, так и уголовной. И лучше к последней, поскольку чиновник, которому грозит дисквалификация, запрет занимать должности на госслужбе или реальное лишение свободы за свои действия против очередников, еще сто раз подумает, прежде чем нарушать законные права граждан.
Иван Прошкин