Перекрытая Россией нефть станет для прибалтов прививкой от русофобии
Отечественные компании перенесут транспортировку нефти из Прибалтики в Россию.
Российская транспортная компания «Транснефть», много лет промышлявшая экспортом топлива через порты Прибалтики, намерена через два года перенаправить все объемы перекачки на отечественные порты, существенно увеличив их капитализацию.
Об этом решении руководства компании глава «Транснефти» Николай Токарев сообщил президенту России Владимиру Путину в понедельник, отметив, что загрузка российских портов на Балтике добавит Новороссийску, Усть-Луге и Приморску порядка 36 миллионов долларов выручки и увеличит общую перевалку нефтепродуктов на 6%. Это, в свою очередь, стимулирует логистическое развитие отечественных портов.
По словам Токарева, объем нагрузки на зарубежные портовые города, в частности, Ригу и Вентспилс, будет снижаться поэтапно. Так, если в прошлом году через Прибалтику перекачивалось около 9 миллионов тонн сырья, то в этом году транзит сократился на 4 миллиона тонн. Ожидается, что при сохранении заданных темпов объем экспортных нефтеперевозок снизится до нуля к 2018 году.
Таким образом, российские логисты отвели два года для того, чтобы подготовить инфраструктуру Приморска и Новороссийска к увеличению объемов перевалки. Токарев уведомил российского президента, что «Транснефть» как автор инициативы уже занялась реализацией двух инвестпроектов «Север» и «Юг», связанных с увеличением мощностей по прокачке нефтепродуктов на отечественные порты.
Если идея России перенаправить и избавиться от вынужденных услуг со стороны навязчивых латвийских операторов, то республика может недосчитаться около 33 миллионов долларов дохода, что в условиях сокращения объемов промпроизводства в небогатой Латвии способно подстегнуть новую волну финансового кризиса.
В этой связи интересно оценить дальнейшее поведение руководителей прибалтийских государств, которые скачут по всевозможным международным саммитам и то и дело называют Россию в числе основных угроз своей безопасности, даже находясь под американским военным сапогом. Поразительно, как эти же самые руководители при этом громче других кричат и продолжат кричать на весь мир о «российской агрессии», если Москва всерьез доведет до ума намерение отказаться от их посреднических услуг в экономике или транспортно-сырьевой логистике в дополнение к продуктово-торговому эмбарго.
В результате подобной двойственности противников Русского мира размывается идеологическое основание, отчего же русские такие плохие – от «неугасающего» желания захватить территории соседей либо все-таки потому, что не хотим травиться их канцерогенными шпротами, отравленным салом и всевозможными глюконатами.
Например, спорадические приступы маразма хунты на Украине, которая упорно не отдает России трехмиллиардный госдолг и при этом с обидой подсчитывает свои потери от разрыва отношений, которые, со слов президента Порошенко, достигли 15 миллиардов долларов.
Казалось, логика проста: честно раздай долги и будь прагматичнее в торгово-экономических связях, эпатажно пуская националистическую пуль в глаза страждущих большей свидомости внутри своей страны. Но Порошенко на прошлой неделе отметил, что многомиллиардные потери для Украины, оказывается благо. Мол, чем быстрее порвем с Россией, тем скорее заживем «как в Европе».
Вот только двусторонние отношения хунта рвет, прямо скажем, весьма своеобразно. Например, применительно к транзиту газа даже спустя два года после переворота хватает ума соображать, что это – беспроигрышный источник пополнения пустующей украинской казны, отказываться от которого сродни экономическому самоубийству.
С другой стороны, поразительно: от российского рынка отказываются с помпой и на камеру, а вот про любовь отечественным деньгам за транзит у хунты даже язык не повернется упомянуть всуе.
Похожую историю Россия наблюдает в Прибалтике всю четверть века независимости последней. Всякий раз заявления Москвы об отказе приобретать прибалтийские рыбные консервы вызывает бурную истерию, хотя откуда бы ей взяться? Если ты, пользуясь всяким удобным случаем, с помощью каждого утюга стремишься донести, «вежливые люди» готовят марш к берегам Рижского залива, как «агрессор» должен на это реагировать?
Но продукты – еще полбеды. В странах Балтии спустя десятилетие существования в ЕС смирились с невозможностью приспособиться к гастрономическим пристрастиям европейцев. Рассмотрим заявленную проблему транзита «черного золота» через регион.
Несмотря на политический дискурс, с момента распада Советского Союза порты на Балтике продолжили выполнять для России традиционную функцию перегонки нефти и нефтепродуктов в Западную Европу. Однако есть время терпеть связанные с транзитным присутствием неудобства и приплачивать за них, но, к счастью, приходит момент модернизировать собственную портовую инфраструктуру. Как результат – абсолютные цифры транзита топлива уже резко пошли на убыль, а через два года Россия полностью остановит прокачку нефти через Прибалтику.
По прогнозам Ассоциации морских торговых портов и экспертов рынка, мощностей Усть-Луги, Новороссийска и Приморска хватит для того, чтобы компенсировать потенциальные потери. Только возникает вопрос – готова ли Латвия, Литва или Эстония к подобному повороту событий? Безусловно, СМИ еще не раз покажут звучащую из уст прибалтийских политиканов риторику о том, что «свободные» от российских денег страны наконец-то вздохнут спокойно и займутся освоением собственной экономики. Один нюанс – от собственной экономики осталось не так много. Даже потенциальными «золотыми жилами» вроде придуманного эстонцами Skype Таллин не смог распорядиться правильно, некогда продав люксембургским бизнесменам права на популярный коммуникатор.
К началу 2020 года ситуация с транзитом нефти через скверных соседей на северо-западе для России будет напоминать украинскую историю, власти которой сегодня тоже очень грустят от перспективы остаться без отечественного транзита.
Следует ли прибалтийским гражданам, продолжающим беднеть от неадекватности собственных правительств, поискать виноватых в местных политических элитах – вопрос, пожалуй, риторический. Для России же среди возможных бонусов после отказа от транзита, возможно, следует ожидать смягчения позиции прибалтов по «Северному потоку-2», с неэкологичностью которого они так долго увязывали спасительные для себя денежные поступления от Москвы.
Юрий Дзахов