Белоруссия снабдит украинских силовиков АТО армейскими грузовиками
Военное сотрудничество Белоруссии с Киевом продолжает усиливаться. Вслед за тем, как год назад официальный Минск передавал украинским силовикам информацию о перемещении техники на российской границе, Белоруссия начинает сборку грузовики для карательной операции Киева в Донбассе.
Провал переговоров по созданию белорусско-российского холдинга «РосБелАвто» на базе МАЗа и КамАЗа, постепенная потеря рынка РФ на протяжении последних лет, заставили Минск устремить свои взгляды на Украину. В ситуации, когда МАЗ фактически банкрот и живет лишь за счет господдержки, контракт с Киевом представляется спасением. Однако неоднозначности сделке придает тот факт, что белорусские грузовики будут переданы Национальной гвардии и ВСУ для войны против жителей Донбасса.
Впрочем, у Минска уже был успешный опыт гасить скандал. В июле 2014 года СМИ написали о намерении украинской Нацгвардии купить 44 военных автомобиля МАЗ повышенной проходимости для перевозки личного состава, а также тягачей для транспортировки вооружений. После поднятой шумихи, испугавшись излишней политизации вопроса, Минск поспешил опровергнуть этот факт и заявил, что не поставляет технику напрямую украинским силовикам, а только своим дилерам на Украине. Хотя и белорусские граждане, и Москва прекрасно понимали, что МАЗы поехали в Донбасс.
На какое-то время Минск, не желая еще больше нагнетать обстановку, отказался от прямого участия в поставках техники Киеву. Тем более что в конце 2014 снова начались переговоры с Россией о возможном слиянии МАЗа и челнинского КамАЗа.
Однако Татарстан отказался от данного проекта, а в российском руководстве и вовсе заявили об отсутствии у Москвы интереса к белорусскому автопрому. Обида на это, похоже, стала поводом для открытого начала сотрудничества с Киевом.
И уже в декабре 2015 года 12-й отдельный мотопехотный батальон 26-й Бердичевской артиллерийской бригады получил новый МАЗ-5316. Это стало первым официальным представлением белорусских грузовиков, сделанных под заказ украинских силовиков.
Позже компания «Богдан», принадлежащая партнеру Петра Порошенко, первому заместителю секретаря СНБО Украины Олегу Гладковскому, заключила соглашение с МАЗом о создании грузовиков двойного назначения. Одна из модификаций такого грузовика – МАЗ 6317, уже используется в качестве платформы для реактивной системы залпового огня «БелГрад».
Примечательно, что не все на Украине поддерживают идею закупок белорусской техники. Так, лидер «Радикальной партии» Олег Ляшко потребовал СБУ расследовать «коррупционную аферу» Петра Порошенко по закупке 120 автомобилей марки Богдан-МАЗ для нужд ВСУ вместо украинских КрАЗов. Нардеп считает, что решение приобретать технику в Белоруссии связано с отмыванием денег. На что ему тут же наглядно продемонстрировали техническое состояние КрАЗов, которые имеют «696 поломок на 641 машину».
Минск же, судя по всему, окончательно перестал бояться реакции на такие спорные контракты, как внутри страны, так и со стороны Москвы. Какие реальные действия российских властей могут последовать в отношении Лукашенко, представить сложно. Но даже в случае негативной оценки Москвы, у Белоруссии есть оправдание – необходимость поднимать свой автопром даже за счет таких сомнительных заказов, как снабжение украинской армии.