Болгарский синдром: власти тянутся к Западу, а народ – к России
Президент Болгарии Росен Плевнелиев заявил, что «есть много признаков того, что Россия якобы финансирует антиевропейские партии и средства массовой информации в Болгарии и других странах Европы, стремясь таким образом подорвать ЕС изнутри». Подобное мы уже слышали из уст Обамы и провалившегося кандидата в президенты Хилари Клинтон, пишет советник директора РИСИ Игорь Пшеничников в своей колонке для РИА Новостей.
Председатель болгарского общественного движения «Русофилы Болгарии» Николай Малинов услышав это заявление Плевнелитева, отметил, что президент ведёт себя, как попугай, повторяя шаги своего американского патрона, президента Обамы.
«Тот своими последними речами и распоряжениями пытается всячески осложнить работу будущему президенту Дональду Трампу. Теперь и наш уходящий президент Плевнелиев пытается ставить палки в колёса избранному президенту Румену Радеву, который победил на выборах 13 ноября этого года», – сказал Милинов.
На днях болгарский информационный портал «Гласове» сообщил, что американский «Фонд за Болгарию» заплатил Болгарскому национальному телевидению и частной болгарской телестанции БТВ, соответственно, 30 600 долларов и 26 500 долларов за освещение избирательной борьбы между Клинтон и Трампом в «правильном ключе».
Заявление президента Плевнелиева вполне вписывается антирусскую политику болгарских властей, которая стала традиционной чуть ли не с конца XIX века. Исключение составляет только период после Второй мировой войны. А в Первую и во Вторую мировые войны Болгария воевала не на стороне спасшей её когда-то России, а против неё. Но это поведение болгарской элиты постоянно конфликтует с братскими чувствами между народами Болгарии и России.
Конечно, в начале 90-х годов, когда Россия не занималась своими бывшими союзниками, растерянная Болгария вошла в сферу влияния Запада. За этим последовало её вступление в ЕС и НАТО. Но братство между нашими народами никто не отменял. Однако время прошло, и сегодня Россия другая. И когда Москва предлагает Болгарии взаимовыгодное экономическое сотрудничество, она сталкивается с поведением, которому трудно найти адекватное объяснение — и прежде всего на фоне традиционной дружбы русских и болгар.
Думаю, еще долго мы будем вспоминать отказ болгарских властей от согласованного уже проекта по строительству газотранспортной системы по дну Чёрного моря. Известно, что Болгария это сделала в ущерб себе под давлением ЕС и США. Теперь Россия решает этот вопрос с Турцией. Еще можно вспомнить и отказ Болгарии (также под давлением ЕС) от совместного с Россией проекта строительства АЭС в Белене, в результате чего Болгария только на компенсации в пользу российского «Атомстройэкспорта» потеряла 620 млн евро.
Вероятно, любовь, благодарность и историческая память — это не категории из области дипломатии, политических и экономических интересов. Но эти категории присущи людям, народу. А политика делается не сама собой, её делают люди.
И болгары надеются, что избранный президент Болгарии Румен Радев (он вступит в должность 22 января 2017 года) сможет изменить ситуацию, при которой болгарские власти долго не слышали свой народ. Ведь Радев был избран от коалиции политических сил, которые своей главной задачей называют защиту национальных интересов. Как это можно сделать, оставаясь в составе ЕС и НАТО, знает, вероятно, только болгарская политическая элита.
Фото: AP