Евросоюз отказался финансировать молдавскую демократию
Официальный Брюссель не будет финансировать реформы в Молдавии до формирования в республике нового правительства, что в условиях местной политической специфики представляется отнюдь не быстрым процессом.
Вслед за недовольством Еврокомиссии по поводу коррупции и отсутствия реформ на Украине спустя полтора года после госпереворота, аналогичная ситуация начинает повторяться и в отношении Молдавии.
Однако эксперты-международники по-разному трактуют резкие шаги Евросоюза в отношении потенциальных союзников. Так, эксперт института Гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер полагает, что решение Брюсселя носит технический характер и связано лишь с формальным отсутствием главы кабинета министров страны.
По мнению Брутера, временное прекращение западного финансирования не успеет как-то отразиться на экономике Молдавии, поскольку правительство будет создано уже в течение месяца.
При этом эксперт признает, что в Молдавию приходят не свободные инвестиции, рассчитанные на длительную перспективу, а спекулятивные деньги, создавая республике ареал коррумпированного и инвестиционно непривлекательного региона.
Пока исполняющая обязанности главы правительства Наталья Герман призвала готовится к худшему: бюджетные структуры сократить расходы. До утверждения нового правительства финансирование бюджетных организаций ограничится только тратами на социальные пособия и зарплаты, а также обслуживание государственного долга.
Напомним, предыдущее праволиберальное правительство под руководством предпринимателя Кирилла Габурича подало в отставку 12 июня 2015 года после того, как сам премьер оставил должность, будучи уличенным в подделке документов об образовании, что впоследствии не подтвердилось.
Между тем затяжные политические кризисы не являются для Молдавии редкостью. Так, на муниципальных выборах примара (мэра Кишинева) в 1998 году потребовалось больше пяти туров выборов, чтобы избрать градоначальника, а сама процедура затянулась более чем на год.
Очередной политический вакуум образовался осенью 2009 года после ухода с должности президента, лидера Партии коммунистов Владимира Воронина. Победившая тогда праволиберальная коалиция порядка двух с половиной лет не могла согласовать между собой кандидатуру на пост президента, учитывая, что в республике он является номинальной фигурой и не избирается всенародно.
Наконец, последние на сегодняшний день парламентские выборы в декабре 2014 года завершились победой евроатлантистов, которые также вели затяжные переговоры по составу коалиционного правительства. В результате страна получила новый кабмин под руководством Габурича только к февралю 2015 года, и оно продержалось чуть более ста дней. Поскольку Габурич отказался продолжать работу в качестве и. о. главы кабинета министров, 22 июня 2015 года его место заняла министр иностранных дел и европейской интеграции Наталья Герман.
В свою очередь, глава представительства Всемирного банка в Молдавии Алекс Кремер отметил, что коррупционные скандалы насторожили зарубежных инвесторов. «Было бы опрометчиво направить денежные средства акционеров в бюджет через «парадную дверь», пока существует риск того, что еще более крупные суммы государственных средств утекут через «черный вход», – отметил он.
Политическая нестабильность, которая, очевидно, нарастает в Молдавии в связи с коррупционными скандалами, не может не сказываться на уровне доверия по отношению к Молдавии со стороны финансовых институтов. Тем не менее волноваться по этому поводу в Кишиневе не собираются, поскольку это не отражается ни на краткосрочной ни на среднесрочной перспективе функционирования экономики.
В этом году доходы госбюджета предположительно составят 30,3 миллиарда леев, а расходы – на 4 миллиарда леев больше. В пересчете на доллары эта разница составляет 211 миллионов долларов, которые страна и планирует получить из европейского бюджета.