Глазьев: При грамотном планировании возможен рост российской экономики до 10% в год
Советник президента России, академик РАН Сергей Глазьев в своем выступлении на Совете Торгово-промышленной палаты по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России рассказал о ключевых проблемах и желаемых переменах в отечественной экономике.
«Прежде всего, нам мешает неверие в свои силы. То, что нам предлагает правительство в ближайшее время, это экономический рост от 0% до 2%. Это просто если ничего не делать, если не будет ухудшаться экономическая конъюнктура, наверно, так можно жить еще довольно долго.
Прогрессивно мыслящие экономисты считают, что может быть рост и 4% – если просто создать нормальные условия для роста производственного сектора. А оптимисты, которые ратуют за долгосрочное стратегическое планирование, говорят о темпах роста до 10% в год. И тут можно согласиться с Евгением Максимовичем Примаковым – на практике переход к экономическому росту возможен за два года.
Нам стыдно признать, но сейчас в большинстве отраслей высокотехнологического сектора у импортеров льготные условия по сравнению с нашими производителями. Возьмем авиапром – за счет льгот по НДС иностранные товаропроизводители косвенно, за счет субсидирования импорта, за счет того, что наши банки вложились в лизинг иностранных самолетов, по сути, за счет российского государства получили субсидию за последние 5-7 лет порядка 5 млрд. долларов. Сколько можно было произвести наши самолетов на эти деньги?
Ключевую роль в экономическом росте играет научно-технический прогресс. Поэтому мы должны поддержать нашу науку в тех отраслях, в которых наша страна сильно отстает.
Нам необходим переход к прогрессивной шкале подоходного налога, главными налогоплательщиками должны быть не промышленники, а наиболее богатые слои населения, как в развитых странах. У нас сейчас главным центром деловой активности сегодня стала Московская международная валютная биржа, где объем операций вырос до 150 трлн. рублей в квартал. Эти роботы-манипуляторы, бесконечно играющие с курсом рубля, вполне могли бы приносить в бюджет около трех трлн. рублей в год без всякого ущерба для экономической активности.
Исходя из теории денег, надо понимать, что для экономики всегда существует какое-то оптимальное количество денег, обеспечивающее воспроизводство. И здесь велика роль кредита и роль процентных ставок. Деньги сегодня – не товар, как думают монетаристы, это инструмент кредитной поддержки экономического развития. Главной функцией ЦБ должно являться создание условий для увеличений инвестиционной активности.
Нам надо сегодня увеличивать денежную массу, но ключевой вопрос – как? В последние годы те средства, которые шли на стимулирование кредитной активности банков, уходили на валютный рынок. Нам нужны низкие процентные ставки при целевом использовании кредитных ресурсов. Также необходим валютный контроль против спекулятивных атак, с последствиями которых мы до сих пор пытаемся разобраться», – отметил Глазьев.