Литва возмущена таможенным саботажем со стороны России
Литва пообещала обратиться в Еврокомиссию за поддержкой из-за ситуации на границе с Россией, возникшей после агрессивных заявлений президента страны Дали Грибаускайте в адрес Москвы. При этом Вильнюс, с одной стороны, не намерен отказываться от своих слов о «террористической России», с другой – возмущен таможенными трудностями при торговле с государством «со столь сомнительной репутацией».
Кризис вокруг таможенного саботажа в оформлении литовских грузов на границе России продолжает обостряться. На официальном интернет-портале Службы госдоходов Латвии сообщается, на КПП «Гребнево-Убылинка» с 25 ноября своей очереди на пересечение границы ждут около 80 грузовиков; ожидаемое время пересечения границы для них составляет до 14 часов. Аналогичным образом обстоят дела и на КПП «Терехово-Бурачки» - там 330 фурам предстоит провести в ожидании еще больше суток, при том, что они стоят в очереди последние 30 часов. При этом представитель литовской Пагегяйской заставы Аста Шимкувене указывает журналистам Delfi.lt на то, что фуры с российскими номерами с подобными проблемами не сталкиваются
Российская сторона объясняет эти действия сбоями в информационной системе Федеральной таможенной службы России (ФТС), которая, в свою очередь, 24 ноября опубликовала сведения о значительной доле фиктивно оформленного импорта, проходящего через литовско-российскую границу. Начальник управления по связям с общественностью ФТС России Александр Смеляков заявил: в ведомстве подозревают, что через Литву в Россию пытаются провезти запрещенную продукцию стран ЕС.
Вильнюс уже объявил протест против демонстративной политики России и заявил, что страна обратится за поддержкой к руководству Евросоюза. Однако, несмотря на явный урон, наносимый неосторожными высказываниями президента бизнесменам, большинство литовских политиков солидарны с политическим курсом Грибаускайте. Например, председатель Сейма Литвы Лорета Граужинене не стала комментировать реплику главы государства, ограничившись сухим официальным комментарием о том, что Литва как член Евросоюза должна говорить в унисон с остальными странами, тем более, что никакие выпады в адрес России «все равно не изменят ее политики». По словам Граужинене, единственным упущением Вильнюса в ситуации с Россией является то, что власти республики не подготовили ее к ожидаемо резкому ответу со стороны восточного соседа перед тем, как обострить отношения.
Безоговорочно поддержал президента лишь министр иностранный дел Линас Линкявичюс, де-факто заявивший, что дипломатический такт в отношениях с Москвой – излишняя любезность, которую в Кремле могут расценить как слабость Европы. Даже слабый протест литовской оппозиции, скорее, является инерцией, чем реальным протестом против недопустимого поведения в отношении другого государства. Например, лидер парламентской оппозиции, центрист Элигиюс Масюлис отказался высказать свое мнение по вопросу отношений с Россией и заявил, что агрессивных слов Грибаускайте не слышал. Депутат Сейма от «Союза зеленых Литвы» Линас Балсис тоже подчеркнул, что привык к «экстравагантному поведению госпожи президента».
В целом с политиками согласна и литовская общественность. Так, политолог Бернарас Ивановас считает, что только размещение военной инфраструктуры НАТО в Восточной Европе, намеченное на следующий год, способно заставить Россию стать менее агрессивной в отношениях с соседями. В интервью газете Ziniu radijas эксперт высказал мнение, что борьба между «ястребами » и «голубями» в российском руководстве со временем может стать предпосылкой гражданской войны в самой России.
Со своей стороны, российские маркетологи полагают, что рядовые литовцы продолжат поддерживать действия Грибаускайте до тех пор, пока это явно не скажется на их материальном положении и экономической ситуации в республике. Наиболее эффективная мера, которая может быть применена к Литве - это полный запрет экспорта из этой страны. Премьер-министр Литвы Буткявичюс считает такой сценарий развития события нереалистичным, однако добавляет, что в случае банкротства крупных логистических предприятий республики ее потери могут состаить 4% от ВВП. Между тем, местные экономисты прогнозируют скачок цен на бензин и промтовары уже до конца текущего года, когда люди традиционно совершают покупки в канун новогодних и рождественских праздников.
Однако до этого момента мнение социал-демократа Добиласа Кирвялиса, предложившего властям республики выстроить отношения с Москвой по примеру нейтральной Финляндии, где здоровый прагматизм возобладал над исторической обидой, воспринимается в Литве, скорее, как фантастическое измышление. Тем не менее, наступающий в воскресенье Адвент – месяц накануне католического Рождества, предполагающий рост покупательского спроса, может кардинально изменить позицию литовских политиков и побудить официальный Вильнюс все же сменить тональность в отношениях с Москвой.