Православие и ислам вместе укрепят евразийское пространство
Православная церковь в России (РПЦ), будучи одним из столпов духовной жизни общества, не может оставаться в стороне актуальных социально-политических тенденций современности. Так, следом за обращением вектора российской внешней политики на Восток РПЦ стала уделять внимание укреплению межрелигиозных связей с представителями мусульманского духовенства за рубежом.
В беседе патриарха Московского и всея Руси Кирилла с руководителем управления по делам религий Турции Мехметом Гёрмезом, которая прошла накануне в московской резиденции патриарха, русский первосвятитель в очередной раз призвал общество не поддаваться стереотипам и не приравнивать террористов к последователям какой-либо религии, особо коснувшись мифов об исламском характере мирового терроризма. Патриарх высказал турецкому чиновнику свои опасения, что появления радикальных военизированных сил в гражданской войне в Сирии и совершаемые ими публичные казни направлены на демонизацию ценностей традиционного ислама в глазах мирового сообщества.
Слова патриарха фактически повторили основные тезисы выступления председателя Совета муфтиев России (СМР) Равиля Гайнутдина на прошедшем X Международном мусульманском форуме в Москве. В своей речи муфтий много говорил об утрате европейским обществом своих духовных начал и его желании утвердиться в глобальном пространстве. При этом появление террористических наднациональных организаций вроде «Исламского государства» или «Аль-Каиды», а также гражданских войн и социальных потрясений Гайнутдин отнес к результатам утвердждения западной гегемонии по всему миру. В этой связи председатель СМР предложил российским последователям ислама «начать реализацию своего потенциала как представителей масштабной евразийской культуры», идя навстречу православию как основы русской духовной культуры, о чем месяц назад дискутировал Всемирный русский народный собор.
Напомним, что неделю назад глава Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин также раскритиковал западные ценности «псевдогуманизма» и догмат права силы над силой права, назвав западное общество потребления «цивилизацией греха». Альтернативу подобной порочности иерарх видит в совместном объединении усилий российских православных и исламских священнослужителей перед общими вызовами современности.
Хотя определенные спорные моменты в отношениях между двумя религиями сегодня так или иначе обсуждаются в общественном дискурсе, православие и ислам едины в неприятии социального беззакония и деструкции, в стремлении воспитать своих верующих в общих для обеих религий нравственных идеалах – в честности, благонамеренности и ценностях патриотизма.