«Променяли православие на деньги»: В Греции готовятся к восстанию из-за закона о смене пола
«Греция променяла православие на деньги!» – уже которую неделю этот лозунг звучит и внутри страны, и за ее пределами. Христианский мир всерьез обеспокоен принятым в Греции законом, разрешающим гражданам с 15 лет менять пол. Жители Греции – православного государства – готовятся к худшему, обвиняя премьер-министра страны Алексиса Ципраса в потакании Берлину и Брюсселю. Об этом пишет Антон Скрипунов в статье для РИА «Новости».
Жительница Афин Александра вспоминает, как она, будучи подростком, услышала в церкви слова священника о том, что геи «плодят других геев», что распространение гомосексуализма сделает страну «крайне уязвимой для возможного нападения Турции». «Но сейчас я, сменившая пол лесбиянка, чувствую себя свободной и гордой. Церковь может видеть вещи по-своему, но ее взгляды не должны влиять на основные права человека в единой Европе», – утверждает она.
Однако большая часть сограждан Александры ее мнения не разделяют. Многие греки встали на сторону Церкви, обладающей в стране большим авторитетом. В конституции статус православия закреплен как «господствующей в Греции религии». К нему себя причисляют более 70% граждан.
В стране действуют Константинопольская (север страны и острова) и Элладская православная церкви, последняя фактически является государственной – ее духовенство получает зарплату из госбюджета, напоминает автор статьи.
Однако, несмотря ни на что, законопроект был принят, хоть и с мизерным перевесом голосов. Обсуждение документа было жарким: в дебатах участвовали все самые влиятельные персоны Греции. Так, в ответ на упрек спикера парламента Никоса Вуциса в том, что Церковь «слишком активно выступает против», патриарх Афинский и всея Греции Иероним призвал не разграничивать политику и религию.
«Вы спрашиваете, какова роль Церкви не только в Европе, но и во всем мире? Отвечаю: наша Церковь может предложить больше, чем все посольства Греции», – осадил патриарх своего оппонента.
Действительно, возможности у Церкви в Греции колоссальные. Она объединяет миллионы этнических греков как внутри страны, так и за ее пределами. Греческое духовенство имеет доступ даже в Белый дом. И именно при ее посредничестве Ципрас завязал дружбу с исламским миром, начав с проекта реставрации часовни над Гробом Господним, спонсором которого выступила Иордания.
Между тем греческое духовенство давно выдало Ципрасу «черную метку». В 2015 году Греция стала первой в мире православной страной, узаконившей гей-браки. Тогда влиятельные епископы практически единодушно прокляли премьер-министра, пожелав ему «гореть в аду».
Тот в ответ не стеснялся публично заявлять, что не верит в Бога. Теперь же речь идет уже о политической судьбе премьера. Но до последнего момента политик уверенно держался в своем кресле.
«Я прошу политиков, которые голосовали за закон, прекратить посещать церкви и обманывать нас, чтобы получить голоса на выборах. Зачем они нам нужны?» – заявил в одной из проповедей митрополит Феотидский Николай.
Еще более радикально и последовательно против политики Ципраса выступают афонские монахи. Святая Гора фактически является государством в государстве, и ее «граждане» имеют огромный вес в общественной жизни страны. Афонские монахи разъезжают по всей Греции с проповедями, выступают на телевидении и даже ведут ток-шоу. К их мнению апеллировали во время дебатов по закону даже члены «Независимых греков» – партнеров премьерской СИРИЗЫ.
«В нашем православном отечестве законодательно и неприкрыто бросают вызов божественному закону», – Священный Кинот (управляющий орган) Афона предрек Греции «катастрофу».
А простые монахи называют греческих политиков иудами – за то, что те выменяли у ЕС скандальный закон на финансовую помощь. И заявляют, что будут «до конца отстаивать» многовековое правило: на Святую Гору допускаются только мужчины.
Впрочем, Элладская церковь официально ведет себя в лучших традициях легендарной византийской дипломатии: то высшее духовенство ругает Ципраса, то на следующий день может пожелать ему «больших успехов во внешней политике». Такое «виляние» раздражает не только Афон, но и простых верующих. А некоторые эксперты даже заговорили о большом церковном расколе.
«Теоретически возможность такого раскола вполне вероятна, потому что подобные законы очень часто ставят Церковь перед очень серьезным выбором – продолжать общение с этой властью или нет. На самом деле вся история взаимоотношений Церкви и государства во все времена была историей нравственного выбора. … К сожалению, в Элладской церкви и Константинопольском патриархате подобные расколы возможны», – считает председатель византийского клуба «Катехон» при Институте философии РАН, политолог Аркадий Малер.
Интересно, что в 2016 году монахи Афона с радостью приняли Владимира Путина, но не пустили с ним на Святую Гору Ципраса. И если в российском президенте православные Греции видят блюстителя «традиционных ценностей», то свой премьер-министр для них уже «политический мертвец».
«Тот факт, что его (Путина) пустили на Афон, говорит об очень высокой оценке его деятельности и очень хорошем отношении к российскому государству. То, что на Афон не пустили Ципраса – это совершенно логично. Если на Афоне знают о политической деятельности человека, который хочет туда прибыть, то она изучается, а затем принимается решение. Уже того, что Ципрас является левым политиком, ставя секулярные ценности выше религиозных, достаточно для запрета на посещение Святой Горы», – подчеркивает Малер.
Православное духовенство уже предприняло «яркий политический демарш» – несколько дней по всей стране в знак возмущения звонили колокола. Кроме того, отмечает политолог, в Греции есть православные общественные движения, которые «играют определенную роль в политике и социальном служении, защищая консервативные ценности».
«Так или иначе, православное большинство Греции посылает в Брюссель и Берлин четкий сигнал: если ЕС ударит православных по правой щеке, другая подставлена не будет. Будут баррикады», – заключает автор статьи.
Фото ria.ru