Саммит ЕС отдалил Украину от единой Европы
Прошедший накануне в Киеве саммит Украина – ЕС, ставший для страны 17 за 21 год ее переговоров о добрососедстве и партнерстве с единой Европой, в очередной раз завершился без каких-либо видимых результатов для постсоветской республики.
Прибывшие в республику президент Европейского совета Дональд Туск и глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер ограничились традиционными словами о поддержке проевропейского выбора Украины, посоветовав Киеву сосредоточиться на проведении реформ в стране. Показательно, что в этой части европейские лидеры повторили призыв главы дипломатии ЕС Федерики Могерини, которая, кстати, второй раз подряд манкировала приглашение в украинскую столицу.
В свою очередь, Киев рассчитывает после завершения реформ подать заявку на полноправное членство в Евросоюзе. Программа реформ президента Украины Петра Порошенко предполагает подачу заявки на членство уже к 2020 году. Однако пока от ЕС не поступило четкого сигнала, который бы указывал на то, что Европа гарантирует Украине подобное развитие событий.
Власти республики рассчитывали получить безвизовый режим с Европой по итогам предстоящего в мае саммита «Восточного партнерства» в Риге, но представители Евросоюза вновь увязали этот вопрос с результатами реформ в стране. Как следствие, введение безвизового режима также откладывается, как минимум, до 2016 года, передает телеканал «112 Украина» со ссылкой на посла по особым поручениям МИД Украины Дмитрия Кулебу.
Европейской полицейской миссии в зоне конфликта на Донбассе, на чем упорно настаивал Порошенко, также не будет. Вместо этого мониторить ситуацию с перемирием на юго-востоке будет гражданская миссия ЕС, которая выступит помощником уже развернутой в буферной зоне миссии ОБСЕ.
Единственное, что точно пообещали представители ЕС – это выделение в середине года третьего транша макроэкономической помощи, получение которых было уже анонсировано ранее. Украина планирует получить от западных кредиторов порядка 11 миллиардов евро на проведение ключевых реформ в сфере энергетики, торговли, транспорта и обустройства восточной границы.
Кроме того, Киев получил подтверждение начала действия зоны свободной торговли (ЗСТ) с 1 января 2016 года. Лоббистские усилия Москвы, пытавшейся продлить действие временного соглашения о ЗСТ до 2017 года, не увенчались успехом. Чуть более чем через полгода российский рынок придется окончательно закрыть с целью недопущения реэкспорта на него дешевых европейских товаров через Украину.
По мнению главного редактора газеты «Киевский телеграф» Владимира Скачко, завершившийся саммит только подтвердил те две причины, по которым Украина в ближайшей перспективе полноправным участником процессов в единой Европе.
Во-первых, соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС банально не предусматривает членства в союзе.
Во-вторых, после замаскированного под Евромайдан госпереворота новые украинские власти не выполнили ничего из перечня требований, который они некогда выдвигали к прежним руководителям республики.
Как справедливо замечает Скачко, «нет ни рыночных реформ, ни демократии. Наоборот, страна погрязла в еще большей коррупции и внешних долгах, оказалась на грани международного дефолта и внутреннего олигархического передела собственности, а повсеместный политический террор, расправы над инакомыслящими стали нормой жизни.
Не говоря уже о том, что «национальное возрождение Украины» подменяется строительством этнократии – «украинской Украины» с возрождением неонацизма, ксенофобии и расовой нетерпимости».
Еще больше ее заокеанских партнеров разочаровывает неспособность Киева решить военные задачи по ликвидации провозглашенных ДНР и ЛНР и втянуть Россию в региональный конфликт, что ставит под удар западные санкции, введенные против Москвы заочно, под негласные ожидания того, что «Кремль обязательно ошибется» на Донбассе.
Таким образом, ожидаемый Порошенко и его единомышленниками прорыв в отношениях с Брюсселем возможен только в весьма отдаленной перспективе, приближать которую предстоит самой Украине, не требуя от ЕС поспешных шагов навстречу.