Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Политика
16.05.2016 17:46

Евровидение: некультурная провокация

Может ли победа Джамалы развязать новую Крымскую войну?

Никогда ещё политика так не вредила самой себе, искусству и общечеловеческим ценностям, как это случилось на прошедшем конкурсе Евровидения.

Он стал вершиной жанра политической, а не культурно-эстетической провокации (куда там бородатой Кончите Вурст), направленной своим острием в сторону России. С целью осуществления этой невиданной по своим масштабам, циничности и ничем не прикрытой несправедливости впервые за всю историю существования конкурса был изменён порядок оценки исполнителей. А именно – чтобы манипуляционно влиять на результаты народного голосования, в систему оценки ввели так называемое «профессиональное жюри», ангажированность которого сразу же проявила себя во всей красе. Для этого же на конкурс впервые была выставлена песня откровенно провокационного и конфликтного характера, позволяющая комментаторам, обходя формальный запрет и якобы разъясняя слушателям её контекст, провести блиц-политическую антироссийскую агитацию в привязке к современным событиям. Затем, используя новый порядок оценки, Россию откровенно засудили, а её политических оппонентов всячески и всецело возвеличили. Музыка и исполнительское искусство были откровенно отодвинуты на второй план. Конкурс как творческое мероприятие и шоу девальвирован.

Во главу угла же были поставлены принципы доминирования тотальной власти и вытекающие из них принципы тотальной оценки. Они проявились не только в отношении нашего исполнителя, но и в отношении коллеги из Польши, в 2013 году победившего на Фестивале русской песни в Зеленой Гуре, где Михал Шпак исполнил песню «Очи черные». Несмотря на зрительскую симпатию в 222 пункта, Михал занял на Евровидении-16 только восьмую строчку в общем результате конкурсантов. Заправилы всего этого чёрного политического спектакля, по всей видимости, дают недвусмысленно понять: все, кто имеют дело с Россией, пусть даже через русские песни, русскую культуру, русский язык – будут наказаны.

Сегодня интернет, медийное и информационное пространство просто взорвались возмущенными комментариями со всех сторон. Первый независимый сайт отзывов Украины Otzyv.ua публикует данные, согласно которым большинство украинцев отрицательно оценивает результаты конкурса: 54% - ужасно, 9,5% - плохо, и лишь 21,1% ставит ему отличную оценку.

В глобальной сети также появились сразу две петиции с требованием отменить результаты голосования. Англоязычная версия получила 17 тысяч голосов и продолжает набирать популярность. На странице с петицией сообщается, что когда её подпишут 25 тысяч пользователей, она будет направлена в Европейский вещательный союз и организаторам Евровидения. «В этом году победил не тот, кто действительно должен был одержать победу в конкурсе. Мы не сомневаемся в справедливости и конфиденциальности Евровидения, вот почему мы считаем, что есть необходимость пересмотреть результаты голосования», – говорится в обращении.

Российские поклонники Сергея Лазарева подготовили и разместили отдельную петицию, где требуют не просто отменить результаты откровенно притянутого голосования, но и привлечь к ответственности ангажированных судей, специально занизивших оценки российскому участнику. В случае отказа выполнить эти требования пользователи призывают бойкотировать следующий конкурс, который в 2017 году пройдет на Украине. Эту более жесткую версию петиции подписала уже почти тысяча человек.

Украинский политический вертеп реагирует прямо противоположно. Он естественно испытывает глубокое удовлетворение от происходящего. Мало того, воспринимая, подобно Гитлеру, потакание и всяческую поддержку со стороны западных демократий своим действиям, он идёт дальше. Лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко и экс-премьер Арсений Яценюк призвали провести финал конкурса в 2017 году в Крыму, подразумевая, что он к тому времени будет являться территорией Украины. Вот так одна провокация рождает другую. О том, что всё это не случайно – и песня про депортацию (точнее – переселение) крымских татар победительницы Евровидения украинской певицы Джамалы, и её подстроенный и распиаренный триумф, и последовавшие заявления известных украинских политиков по поводу Крыма – говорит и другой, малоизвестный широкой публике факт.

Буквально накануне майских праздников, в США конгрессмены от обеих партий (демократ Элиот Энгел и республиканец Адам Кизингер), проявив удивительное единодушие, внесли на рассмотрение Палаты представителей законопроект о сохранении санкций в отношении России, пока Крым снова не войдет в состав Украины. Документом в частности предлагается отвергать любые (де-юре и де-факто) формы признания самого Крыма, воздушного пространства над полуостровом и его территориальных вод частью России. «Для США пришла пора подняться и напомнить, что мы не потерпим российскую агрессию», – заявил Адам Кизингер. Если данный законопроект будет принят, то американцы таким решением для себя, а значит, и для своих союзников автоматически переведут Крым с прилегающим воздушным и морским пространством полуострова в разряд спорных территорий. То есть они не станут признавать российской юрисдикции и будут считать себя в праве, с формального разрешения украинских властей, нарушать территориальное пространство нашей страны в районе Крыма. Чем это чревато, понятно уже сейчас. Госсекретарь Керри и Пентагон заявили, что будут «адекватно» отвечать на облёт нашими самолётами своих военных кораблей. Ну а если они нарушат наши границы в районе Крыма, мы что, неадекватно будем смотреть на это? Так что провокация Евровидения – это составная часть хорошо продуманной и подготовленной череды провокаций направленных против нашей страны!

В сегодняшних российских комментариях, во всяком случае, пока, обозначились два подхода. Первый – бойкотировать украинский этап конкурса в следующем году. И второй – предлагающий послать на него лидера и солиста группы «Ленинград» Шнурова, с, возможно, не менее, а ещё более провокационной песней и манерой исполнения.

Бойкотировать или послать кого-то «круче варёного яйца», чтобы ответить надлежащим образом, в стиле «мы принимаем бой», решать надо не сегодня. А когда улягутся страсти. С холодной головой и трезвым расчётом, как того требует реальная политика, которая подменила собой искусство.

В российской истории уже был чем-то похожий эпизод. Произошел он в середине XIX века. Документальных свидетельств не сохранилось, но, по обрывочным воспоминаниям современников, дело было так. Во Франции, издеваясь над Россией, сочинили и поставили в Императорском театре пьесу о любовных похождениях императрицы Екатерины II (Великой), не секунды не смущаясь того, что на троне в Санкт-Петербурге сидел её внук, император Николай I. Узнав о похабном лицедействе, Николай, который и без того не жаловал пришедшего недавно к власти путем околодемократического плебисцита, а не по рождению, императора Наполеона III, как утверждают, написал ему письму примерно следующего содержания: «Дорогой брат! (так по этикету друг к другу часто обращались монархи – прим. авт.). Нам стало известно, что на подмостках Вашего Императорского театра идет пьеска скабрезного содержания, порочащая честь и достоинство Нашей августейшей бабки. Предлагаем оную пьеску снять и впредь к показу запретить. В противном случае пришлем Вам миллион зрителей в серых шинелях, дабы оную освистали. Николай». По слухам, получив письмо, Наполеон был вне себя. Метался по залам дворца, размахивая посланием и крича: «Да как он смеет мне указывать! Я этого не потерплю! Франция не будет исполнять ни чьих ультиматумов, тем более этого солдафона!».

Через неделю пьесу к показу запретили, а оскорблённый в своих «высоких» чувствах любви к искусству Наполеон затаил страшную обиду, начав против нашей страны общеевропейскую интригу. Менее чем через год началась Крымская война. Тогда, как и сегодня, именно Крым оказался в центре событий. И культурная провокация, в общей череде антироссийской политики, тоже оставила свой заметный след.

Комментируя нынешнюю ситуацию, развивающуюся вокруг результатов Евровидения, аналитики немецкого журнала Der Spiegel заявили, что в «такие напряженные времена» просто невозможно представить, чтобы столь крупное мероприятие прошло без политических высказываний. Таким образом, признав всё происходящее частью войны против России. Войны пока холодной. Но, распаляя чувства, играя на нервах, попирая справедливость, унижая и оскорбляя, можно и не заметить, как дойти на этом поприще до рубежа горячей стадии противостояния. Ведь когда общественное мнение обеих сторон будет разогрето и возбуждено до крайности, достаточно первой, пусть и случайной, крови, и чувство мести «за все обиды и несправедливости» будет уже не остановить никакой политикой и никакими музами. Заговорят пушки. А это становится всё более реальным сценарием.

Депутат Верховной рады Украины Антон Геращенко уже заявил, что на «Евровидение-2017» не смогут попасть представители России, высказывающиеся «в поддержку российской агрессии против Украины». По его словам, участие в конкурсе смогут принять только те исполнители, которые, в частности, не поддерживают воссоединение Крыма с Россией. Ну, это ладно. Допустим, нежелательных деятелей искусств они отсеют заранее. Не пустят в свою замечательную страну и всё. А зрители и фанаты? Если их там начнут бить или, не дай Бог, убьют кого-то, ведь терпение людей в России тоже может лопнуть! Вот о чём речь.

В целом же всё происходящее показывает: ситуация вокруг Крыма целенаправленно нагнетается. Россию и русских умышленно и изощренно травят по всем направлениям – от спорта до культуры. От экономических санкций до откровенно провокационных учений и наращивания военного присутствия у наших границ. Всё это необходимо рассматривать в контексте и в соответствии с этим контекстом реагировать. Спокойно, сдержанно, адекватно, но вразумляюще мощно. «Евровидение» показало, что для достижения своих целей эти люди готовы себя вести как слон в посудной лавке, не оглядываясь ни на что и ни на кого.

Вадим Бондарь  

Фото: orest.com.ua

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"