Не пить — Родину сгубить?
Спустя пару месяцев после прихода в кресло генерального секретаря партии Михаила Горбачева, в мае 1985 года, было принято постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма и искоренению самогоноварения». По словам пропагандировавших антиалкогольную кампанию партийных чиновников, решительные меры по борьбе с пьянством были предприняты на основании многочисленных обращений граждан в парторганы на местах. Однако благая, казалось бы, инициатива по нравственному и физическому оздоровлению советского общества из-за грубейших просчетов руководителей страны потерпела в итоге полный крах, отчасти предопределив конец могущественной державы.
Стоит отметить, что бороться с алкогольной зависимостью в России начали еще в царской России, однако монополия государства на производство вино-водочных изделий в начале 20 века давала о себе знать — «пьяный бюджет» и экономическая целесообразность производства большого количества алкогольной продукции мешали развернуть по-настоящему активную борьбу с этим явлением. Тем не менее, с началом Первой мировой войны в 1914 году Николай Второй решил ввести в стране сухой закон. «Я уже предрешил навсегда воспретить в России казенную продажу водки», — сказал тогда монарх. Изначально народ поддерживал монаршью инициативу, тем более что закрытие казенных винных лавок и запрет на торговлю крепким спиртным заметно снизили преступность, уменьшили количество несчастных случаев на производстве, увеличили производительность труда, а также улучшили общую социальную атмосферу в обществе. Однако вскоре больницы начали переполняться отравившимися всевозможными суррогатами. А тяготы и трудности войны, нарастание депрессивных и панических настроений в обществе естественным образом снижало количество сторонников сухого закона, а значит, и плохо влияло на популярность царской семьи.
Пришедшие к власти большевики начали действовать также радикально, практически уничтожив производство алкоголя в стране. Впрочем, в 1923 году административный запрет на производство горячительных напитков был отменен. После этого попытки борьбы с пьянством предпринимались в 1929, 1958 и 1972 годах. Однако самой масштабная в российской истории борьба с пьянством началась в 1985 году.
Однако о необходимости новой антиалкогольной кампании говорил еще в 1983 году тогдашний генсек ЦК КПСС Юрий Андропов, проводивший политику по укреплению общественной дисциплины и морально-нравственных ценностей. К тому моменту, согласно официальной статистике, потребление спиртного в СССР достигло 10,5 литров на человека в год, при этом вместе с самогоноварением цифра достигала 14 литров. Разница по сравнению с временами 20-30-летней давности была колоссальной — так, в сталинские времена советский гражданин употреблял не более 5 литров алкоголя в год. К тому же в партийные органы обращалось огромное количество граждан (в основном женщин), требовавших от власти покончить с алкоголизацией населения. Общественный запрос и неутешительные цифры статистики потребления алкоголя в итоге склонили советское руководство к решительным мерам. Главными сторонниками антиалкогольной кампании стали Михаил Горбачев, а также члены политбюро ЦК КПСС Егор Лигачев и Михаил Соломенцев.
При этом последний, как утверждают современники событий, был самым радикальным сторонником борьбы с алкоголем, и к его мнению Горбачев тщательно прислушивался. «Пока водка будет стоять на прилавках магазинов, ее будут пить!» — заявлял Соломенцев, намекая на необходимость полного изъятия из продажи алкогольных напитков. При этом все доводы о том, что пьянство — это многостороння социально-экономическая и морально-нравственная проблема, а следовательно, действовать нужно максимально аккуратно, в расчет не брались. Доходило до смешного: так, по поручению Горбачева и Лигачева специалистами проводились серьезные исследования на тему того, может ли кефир являться алкогольным напитком или нет. В общем и целом, в итоге решено было бороться с алкоголем самыми радикальными методами. И если в 1917 году большевики провели так называемую «красногвардейскую атаку на капитал», мгновенно жесткими методами поставив под контроль все крупные финансовые учреждения страны, то Горбачев и компания с наскока провели «красную» атаку на алкоголь.
Да только времена были уже не те, да и коммунисты, откровенно говоря, тоже. Кстати говоря, пикантности ситуации добавляет тот факт, что у жены Михаилы Горбачева Раисы был брат — поэт и писатель Евгений Титаренко. Родственник «первой леди СССР» страдал хроническим алкоголизмом, неоднократно пытался лечиться в соответствующих учреждениях, но бестолку, постоянно возвращаясь к недельным запоям. «Брат — одаренный, талантливый человек. Но его дарованиям не было суждено сбыться. Его талант оказался невостребованным и погубленным. Брат пьет и по многу месяцев проводит в больнице. Его судьба — это драма матери и отца. Это моя постоянная боль, которую я ношу в сердце уже больше тридцати лет. Я горько переживаю его трагедию, тем более что в детстве мы были очень близки, между нами всегда была особая душевная связь и привязанность… Тяжело и больно», — как-то заявила в одном из интервью Раиса Максимовна. Естественно, видя пример брата, Горбачева была сторонницей антиалкогольной кампании, причем в самых решительных её формах. Вполне может быть, что именно её позиция стала определяющей для находившегося под сильным влиянием жены Горбачева. Так или иначе, но жесткая кампания вскоре началась.
Вскоре после издания указа «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма и искоренению самогоноварения» от 16 мая по всей стране начали закрывать продающие спиртное магазины, а оставшиеся точки могли продавать спиртное всего лишь несколько часов в дневное и вечернее время — с 14.00 до 19.00. Было запрещено распивать алкогольные напитки в парках, на бульварах, в поездах и других общественных местах. При этом попавшихся за этим занятием с большой долей вероятности могли уволить с работы, а если человек состоял в партии, то с позором исключить из неё.
Началась также вырубка виноградников, а также сокращения финансирования оставшихся насаждений. В одной только Молдавии из 210 тысяч гектаров виноградников было уничтожено 80 тысяч. На Украине вырубили 60 тысяч гектаров. И это при том, что, по словам экс-секретаря компартии УССР Якова Погребняка, доходы от винодельческой отрасли составляли порядка 20 процентов бюджета республики. В России же за пять лет площадь виноградных насаждений сократилась с 200 до 168 гектаров. Уже после провала антиалкогольной кампании Горбачев и Лигачев принялись взаимно обвинять друг друга в уничтожении сортов винограда. По словам тогда уже президента СССР, вырубка этой культуры была шагом партийных чиновников против него.
Вместе с тем, кампания сопровождалась навязчивой пропагандой абсолютной трезвости. С экраном телевизоров выступали ученые, рассказывавшие о вреде употребления спиртного. Тогда еще могущественной советской цензурой перефразировались или просто вырезались тексты литературных и музыкальных произведений, где был упомянут алкоголь или его потребление. Более того, алкогольные сцены удалялись из фильмов, театральных постановок. Жесткие требования по отказу от алкогольной продукции предъявлялись и к членам партии, в том числе её высшим чинам. Сам Горбачев в результате всех этих манипуляций получил прозвище «минеральный секретарь».
Из-за повального сокращения объемов продажи алкогольных напитков поднялась и их цена. Так, бутылка водки в 1986 году стоила уже более 9 рублей и это при средней тогдашней зарплате по стране в 190 рублей. По сути, за одну бутылку горячительного напитка гражданин вынужден был отдать одну двадцатую часть своей зарплаты. Тем не менее, граждане страны советов отказываться от потребления алкоголя и не думали, перейдя с «официальных» спиртных напитков на самогон и всевозможные спиртосодержащие суррогаты, что привело к массовым отравлениям и летальным исходам, количество которых до сих пор точно не
подсчитано.
Помимо этого, уменьшение продаж алкогольных напитков нанесло серьезный ущерб по бюджетной системе СССР — доходы государственной казны сократились на 16 миллиардов рублей. Вместо прежних 60 миллиардов рублей пищевая отрасль Союза принесла лишь 35 миллиардов рублей дохода в 1987 году. До начала перестройки алкоголь давал 25 процентов поступлений в советский бюджет от розничной торговли, при этом за счет довольно высоких цен на алкогольные напитки удавалось успешно дотировать, а значит, и держать на относительно невысоком уровне цены на хлеб, масло, сахар, молоко и другие важнейшие товары. После резкого падения доходов от продажи спиртного дотировать их уже не представлялось возможным. Недопоступления в бюджет от алкоголя совпали с резко просевшими мировыми ценами на нефть, что и отправило бюджет СССР в глубокий нокаут, из которого он так и не смог выбраться.
Другим печальным итогом стало появление масштабной системы нелегального производства и продажи алкогольных напитков. По сути, целая отрасль «ушла в тень». Советские спиртовые заводы тогда производили огромное количество неучтенного официальной статистикой спиртного. В одну смену производства трудились для, собственно, официальной статистики, а в оставшееся время производили «серый спирт», который не отражался в отчетности, снабженный липовыми документами отправлялся на склады. Затем и легальная, и нелегальная продукция отправлялись на реализацию. Доходы, соответственно, также делились на «белые» и «серые». Последние, естественно, распределялись между участниками незаконной схемы.
В итоге антиалкогольная кампания, которая должна была морально оздоровить советское общество, привела к совершенно другим результатам, и в народе воспринималась как совершенно абсурдная инициатива, направленная против «простых людей». При этом для партийно-хозяйственной элиты по-прежнему был доступен самый разнообразный алкоголь, что в очередной раз подтвердило всю пропасть между обычными гражданами и партийной элитой, усердно провозглашавшей в официальных речевках близость к простому народу.
Кстати говоря, в прошлом году Горбачеву хватило честности всё-таки признаться: «Считаю, что антиалкогольная кампания все-таки была ошибкой в том виде, как она проводилась. Это перехлесты с закрытием магазинов, особенно в Москве. Огромные очереди. Рост самогоноварения. Сахар пропал из магазинов. Надо было проводить не кампанию, а планомерную долгосрочную борьбу с алкоголизмом. Вытрезвление общества нельзя проводить наскоком. На это нужны годы. И бороться надо непрерывно, постоянно. Думаю, и сейчас надо бороться с алкоголизмом. Если мы забросим это, будет еще хуже».
Тем не менее, вся глупость партийного руководства и лично Горбачева очевидна. Не были просчитаны элементарные экономические последствия столь серьезного шага. Именно антиалкогольная кампания стала первой фишкой домино, которая обрушила всю цепочку советской экономики, приведя затем к падению само государство.
Иван Прошкин