Попытка поджечь Кавказ сорвалась
В Ингушетии предотвращено покушение на известного салафитского богослова.
Накануне в Назрановском районе Ингушетии в селе Али-Юрт местными жителями был задержан и передан правоохранительным органам подозреваемый в подготовке покушения на исламского религиозного авторитета – шейха Ису Цечоева. Его сообщникам удалось уйти, в настоящее время с целью их поимки в республике введён план «перехват».
Согласно сообщениям СМИ, подозреваемый был задержан прихожанами мечети, где шейх говорил проповедь. Он уже дал признательные показания, что должен был передать информацию о перемещениях Цечоева сообщникам, намеревавшимся убить шейха.
Отметим, что салафитов на Северном Кавказе довольно часто называют ваххабитами, однако они сами считают такое наименование некорректным. Предполагается, что наряду с «джихадистским» салафизмом, призывающим к безусловной войне с «неверными» и «лицимерами», есть и мирное течение данного учения, предполагающее «очищение» Ислама ненасильственным путем. Считается, что к последнему принадлежит и шейх Иса Цечоев.
Тем не менее, он пользуется авторитетом не только среди мирных сторонников салафии, но и среди участников террористического бандподполья. Что лишний раз показывает насколько тонка грань, разделяющая эти два направления.
К деятельности шейха не раз возникали вопросы. Так, в 1998 году решением властей республики в Малгобеке было закрыто возглавляемое им медресе под названием «Спецшкола арабского языка и мусульманского права» под патронажем «Всемирной ассоциации мусульманской молодежи» (WAMY) – саудовской структуры, возглавляемой Абдуллой бен Ладен, братом всем известного Усамы бен Ладена. WAMY на территории Дагестана спонсировала террористическую группу Багаутдина Мухаммада, которая действовала в селе Первомайское Хасавюртовского района. Впрочем, на сегодня у правоохранительных органов республики претензий к шейху нет.
Сообщается, что это уже вторая попытка убийства салафитского проповедника. В августе минувшего года был обнаружен заминированный автомобиль около мечети в селе Али-Юрт, где он находился.
Примечательно, что местные правозащитники, которых часто обвиняют в работе на бандподполье, поспешили, не дожидаясь результатов расследования, объявить, что следы готовящегося преступления ведут в Чечню.
«Основанием» для таких обвинений стала критика в адрес салафитских проповедников со стороны властей Чечни. Жители этой республики, испытавшие на собственном опыте, что такое власть сторонников «чистого Ислама», крайне негативно относятся к носителям этого учения. Что и выразилось в соответствующих заявлениях должностных лиц.
Так, глава республики Рамзан Кадыров в феврале этого года призвал чеченских суфиев воздержаться от любого общения с салафитами, а последним категорически запретил проповедовать свое учение в Чечне.
А недавно советник главы Чечни по делам религии Адам Шахидов указал, что ряд ингушских имамов, в числе которых он упомянул Ису Цечоева, распространяют среди мусульман «враждебные заблуждения». Если учесть не только географическую, но и этническую близость чеченцев и ингушей, озабоченность Шахидова проповедью ингушских салафитов вполне понятна.
Едва ли есть основания квалифицировать данные выступления Кадырова и Шахидова как «угрозы богословам». Еще более нелепо предполагать, что это было прямое указание расправиться с салафитами, да еще и террористическими методами, вроде подрыва машины, начиненной взрывчаткой у мечети.
Другая не менее «состоятельная» версия, интенсивно распространяемая в соцсетях – за покушением могли стоять республиканские правоохранительные органы.
Можно не сомневаться, что эти «версии» целенаправленно вбрасываются в общественное сознание теми, кто и пытался уничтожить шейха. Их задача – спровоцировать возмущение злодейским убийством и обратить его на республиканские власти, на соседнюю Чечню, на «федералов». Причем, зная местный менталитет, можно предположить, что это преступление, если бы организаторы и исполнители сумели бы его совершить, всколыхнуло бы не только последователей Цечоева, но и многих жителей республики, не являющихся салафитами.
Дестабилизировать ситуацию на Северном Кавказе, подорвать доверие населения к властям, спровоцировать антиправительственные выступления и приток молодежи в бандформирования – вот главная цель террористов, и стоящих за ними спецслужб Запада.
К этому можно прибавить, что Иса Цечоев, который прямо не призывает идти «на джихад», лесными ваххабитами все же не рассматривается как полностью «свой». Да и «полностью своего», как показывает практика, в случае необходимости «джихадисты» не задумываясь приносят в жертву.
Следует так же отметить, что возможность дальнейшей легальной проповеди салафитов под вопросом. Напомним, что год назад, в декабре 2015 года, муфтий Ингушетии Иса Хамхоев и муфтий Чечни Салах Межиев договорились вместе бороться с ваххабизмом.
А совсем недавно в Татарстане авторитетный богослов, руководитель центра исследований Корана и Сунны муфтий Фарид Салман призвал законодательно запретить на территории России деятельность салафитов и ваххабитов. Эту позицию разделяет большинство мусульманского духовенства страны. И очень велика вероятность того, что власти России наконец услышат этот призыв. После чего перед салафитскими проповедниками встанет перспектива – вернуться к традиционному Исламу, уйти в подполье или эмигрировать. А для дела «всемирного джихада», как известно, гораздо полезнее иметь «мученика», убитого «кафирами и мунафиками», нежели еще одного эмигранта.
Поэтому очень велика возможность новых попыток убить шейха Ису Цечоева или какого-то другого салафитского имама, с тем чтобы попытаться поджечь Ингушетию, а через нее – весь кавказский регион России.
Борис Джерелиевский