Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Среда обитания
21.06.2016 10:40

Экологический ад российских городов

Уничтожение зеленых массивов в наших городах сделает их непригодными для жизни.

В прошлую пятницу Госдума приняла во втором и третьем чтении инициированный Общероссийским народным фронтом (ОНФ) законопроект о «Зеленом щите». Смысл нормативно-правового акта в том, чтобы на законодательном уровне закрепить возможность создания вокруг крупных населенных пунктов зеленых лесопарковых зон, которые смогли бы противодействовать ухудшению экологической обстановки в больших российских городах. Особенно это актуально для Москвы, вокруг которой последние 20 лет ведется массовая жилищная застройка и вырубка зеленых массивов, что может стать причиной масштабной экологической катастрофы, из-за которой Московский регион станет непригодным для нормальной жизни.

Общественники из ОНФ отмечают, что принятие законопроекта о «Зеленом щите» – это большой успех. «Зеленый щит» – это огромный шаг вперед в развитии всего экологического права России, реальный механизм, который может помочь сохранить леса вокруг российских городов», – заявил один из инициаторов нормативно-правового акта депутат Госдумы Владимир Гутенев. Документ вводит в закон «Об охране окружающей среды» новую статью, устанавливающую правовой режим зеленого лесопаркового пояса. Отныне на тех территориях, где произрастает достаточное количество деревьев, может быть создан лесопарковый комплекс. Территория лесопаркового комплекса не может быть уменьшена и тем более на ней запрещается любое строительство, в том числе крупных жилых комплексов и объектов жилищной инфраструктуры, а также магазинов, торговых центров и прочих капитальных строений.

Принятие законопроекта весьма своевременное, поскольку экологическая ситуация в крупных российских городах уже довольно давно определяется многими экспертами столь не внушающими оптимизма прилагательными, как «ужасная», «катастрофическая» и так далее. Экологи из ОНФ заявили, что, к примеру, в Иваново территория парков и лесов сократилась за последние 10 лет на 30 процентов. Похожая ситуация и в Кемерово, где зеленые насаждения в самом городе и на окраинах вырубаются и отдаются под застройку. Неутешительная ситуация и в Иркутской области, где зеленые зоны на городских окраинах вырубаются под строительство крупных жилых и торговых комплексов.

Тяжелая ситуация также и в полуторамиллионном Екатеринбурге, который постепенно срастается со своими городами-спутниками – Верхней Пышмой и Березовским. По подсчетам экспертов, в районе Верхней Пышмы площадь лесов сократилась с 1987 по 2015 год почти в 5 раз – с 1,8 тысяч гектаров до 407. При этом Екатеринбург является крупным промышленным центром по производству металлургической продукции, более того, в городе действует Уральский завод тяжелого машиностроения (Уралмаш) – один из крупнейших российских предприятий, изрядно загрязняющих воздух в столице Урала и на прилегающей к нему территории своими выбросами.

Похожая ситуация складывается и в Северной столице России – Санкт-Петербурге, где сам город постепенно срастается со своими пригородами с юга, севера и востока – Колпино, Петергоф, Кудрово, Бугры. Территории между населенными пунктами освобождаются от зеленых насаждений, а затем застраиваются высотными жилыми комплексами и торговыми центрами. Это приводит к ухудшению качества воздуха в огромном 5-миллионном городе, что, в свою очередь, отражается на здоровье горожан.

***

Однако самая тяжелая ситуация в плане экологии складывается на сегодняшний день в столице России – Москве. Многомиллионный город за прошедшие 16 лет потерял почти 700 гектаров зеленых насаждений, в то же время прирост составил ничтожно малое по сравнению с потерями количество – 12 гектаров. Что касается территории вокруг Московской кольцевой автодороги (МКАД), большую часть которой еще несколько десятков лет назад занимали лесные насаждения, теперь из-за строительного бума на прилегающих к Москве территориях там выросли огромные жилые массивы. Зеленые леса между столицей и городами ближайшего Подмосковья – Химками, Мытищами, Балашихой, Реутовым, Люберцами, Видным, Одинцово и Красногорском были отданы во власть хищных девелоперов, которые уничтожили там зеленые насаждения, построив массу жилых комплексов и объектов торгово-развлекательной архитектуры.

По сути дела, окружавший когда-то Москву зеленый пояс, необходимый для поддержания более-менее комфортной экологической обстановки в огромном мегаполисе и близлежащих к нему городов, оказался практически уничтожен, а сама Москва и её спутники сливаются в один «мегагород», воздух и вода в котором становятся непригодными для человека и его жизнедеятельности.

При этом подобный неблагоприятный вариант развития Москвы и области был предсказан еще в 1930-е годы прошлого столетия, когда разрабатывался новый генеральный план реконструкции столицы. Итогом работы архитекторов стал Генеральный план 1935 года, в соответствии с которым практически половина территории города должны были занимать парки и лесопарки. Огромное значение придавалось так называемым «зеленым клиньям», которых на данный момент осталось только два - Лосиный остров и Битцевский лесопарк, остальные к настоящему времени уже застроены жилыми домами и сопутствующей инфраструктурой.

Кроме того, Генпланом предусматривалось сохранение и развитие зеленого защитного пояса. Только таким образом, по мнению разрабатывающих план развития столицы архитекторов, можно было сохранить безопасный микроклимат, умеренную влажность воздуха, комфортный температурный режим, а также приемлемое качество воздуха и водных ресурсов. И это при этом стоит отметить, что сталинский Генплан 1935 года предусматривал ограничение роста населения столицы пятью миллионами человек.

Советские ученые и архитекторы настаивали на сохранении «зеленых клиньев» и зеленого защитного пояса не только из эстетических, но и из чисто утилитарных потребностей. Дело в том, что «зеленые клинья» создают разрывы между городской застройкой, а зеленый пояс – между самой Москвой и её городами-спутниками. Смысл в том, чтобы выбросы предприятий из каких-либо городских районов или с подмосковных территорий оседали именно на территориях зеленых насаждений, а не шли прямиком на дома соседних районов. Деревья – очень эффективные биофильтры, которые берут весь «грязный удар» на себя, уменьшая количество пыли и вредных выбросов в городе.

Вся польза «зеленого щита» отчетливо осознавалась в советское время, а также в начале 90-х, когда на территориях московских промзон предлагалось разбить парки. К сожалению, эта идея была благополучно забыта в начале «нулевых», когда строительное лобби начало диктовать свою волю не только городскому, но и федеральному руководству. Более того, есть мнение, что именно с учетом его интересов Москва была расширена в два с половиной раза в юго-западном направлении. Почему именно туда? Просто потому, что там больше всего земель под застройку. При этом там еще сохраняются значительные зеленые массивы, которые, к сожалению, в большинстве своем будут уничтожены в течение ближайших 30 лет – то есть на период «переваривая» Москвой её новых территорий. А это значит, что «зеленый пояс» в Подмосковье с юго-запада может быть окончательно уничтожен. Тем не менее, хочется надеяться, что принятие нового законопроекта позволит отстоять перед алчными застройщиками хоть что-то.

На месте лесов в Подмосковье строятся огромные жилые комплексы

Кстати говоря, еще одну угрозу экологической безопасности Москвы и столичного региона в целом несет в себе Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), которая должна пройти на расстоянии 30-40 километров от российской столицы в её старых границах. Достроить новый суперпроект планируют к 2025 году. При этом в пределах ЦКАД находится 15 процентов всех лесных массивов Подмосковья, а его строительство в очередной раз простимулирует градостроительную активность в Подмосковье, так как улучшение инфраструктуры региона естественным образом приводит к увеличению объемов и масштабов жилищного и коммерческого строительства в нем. А раз так, то по требованию могущественного строительного лобби, привыкшего к сверхприбылям с каждого клочка московской и подмосковной земли, будут вырублены десятки тысяч гектаров леса, которые сейчас из последних сил обеспечивают более-менее устойчивое экологическое положение Москвы и слившихся с ней близлежащих городов.

Центральная кольцевая автодорога

Всё происходящее напоминает ситуацию со МКАДом. Когда его построили (40-50-е годы 20 века), Москва была еще очень далеко от его границ. Только лишь в 60-е годы она начала разрастаться своими жилыми массивами непосредственно к кольцу. Реализация проекта ЦКАД также приведет к тому, что новые огромные массивы спальных районов будут тянуться к новому кольцу, окончательно уничтожая оставшиеся леса, как это случилось в пределах МКАДа. Всё это окончательно может сделать Москву и область единым супермегаполисом, население которого через несколько десятков лет достигнет 30, а то и более миллионов человек. И это при том, что во всей России проживают 147 миллионов человек, а демографическая ситуация пока не дает нам особого оптимизма на внушительный естественный прирост.

Таким образом, существует реальная возможность превращения Москвы и прилегающих территорий в огромную «сковородку» – раскаленную от огромного количества камня и асфальта, грязную, пыльную и перенаселенную. Такая же участь, правда, намного позже Москвы, может ожидать Санкт-Петербург, Екатеринбург и другие крупные российские города, повторяющие негативный опыт столицы. Хочется надеяться, что новый законопроект сможет остановить неконтролируемое уничтожение «легких» наших городов, не дав им превратиться в некомфортное и опасное место выживания, а не жизни.

Иван Прошкин

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"