Популярное деньнеделя месяц
comments powered by HyperComments
Архив материалов
Качество жизни
14.03.2016 10:25

Русское гетто: Подмосковье стремительно превращается в Шанхай

В середине февраля власти Подмосковья ввели мораторий на строительство новых жилых домов в Балашихе, Королеве, а также ограничили новое жилищное строительство в Химках. Все три города являются частью 17-миллионной Московской агломерации, которая праву считается не только крупнейшей в России, но и одной из самых крупных во всем мире. При этом рост агломерации, как в территориальном плане, так и в плане населения продолжается, что сопровождается проблемами нехватки инфраструктуры и перенаселенностью. А это, в свою очередь, делает столичную периферию похожей на гетто, которое не только стремительно маргинализируется, но и в перспективе может послужить благодатным местом для вызревания разного рода протестных настроений.

Стоит отметить, что инициатором моратория на новую жилищную застройку вокруг Московской кольцевой автодороги (МКАД), к которой и примыкают с севера и востока Химки и Балашиха, выступил губернатор Подмосковья Андрей Воробьев. По его словам, во время масштабной жилищной застройки этих городов в 2000-е годы было создано крайне мало соответствующей социальной инфраструктуры (поликлиник, детских садов, школ), дорог, рабочих мест и т.д. При этом застройку Балашихи губернатор охарактеризовал как «безбожную». «Дело даже не в том, что появились безумные каменные джунгли, а в том, что не создано сколько-нибудь значимых рабочих мест: около 150 тыс. человек из (Балашихи, – ред.) ездят в Москву на работу – 70% трудоспособного населения», – заявил чиновник.

Хорошо, конечно, что власти, наконец, озаботились строительным безумием вокруг Москвы. Плохо только, что так поздно, ведь в народе стремительно уплотняемые многоэтажными домами без какой либо инфраструктуры районы уже начали называть не иначе, как гетто. Вообще, классическое определение этого термина звучит так – это районы крупных городов, где добровольно или принудительно проживают этнические меньшинства. Однако в современной общемировой и российской действительности это слово приобрело несколько иное значение, которое заключается в том, что акцент в нынешней интерпретации этого термина перенесен с этнической составляющей на социально-экономическую. То есть современное гетто, по большей части, характеризуется социальной неустроенностью, отсутствием рабочих мест, инфраструктуры и тому подобными минусами.

Что же позволяет относить Подмосковье к «группе риска геттизации»? Во-первых, плотность застройки. Понятно, что в России, как и в своё время в СССР, несмотря на неплохие темпы строительства жилья, проблема обеспечения людей квадратными метрами стоит достаточно остро. Однако застройщики, стремясь выжать максимум из земельного участка, возводят на нем многоэтажные жилые комплексы, порой ставя дома слишком плотно друг к другу, буквально «окно в окно». При этом о строительстве хотя бы минимальной инфраструктуры алчный застройщик не заботится, ведь главное для него – получить деньги за возведенные квадратные метры, а что будет с районом через 10, 20 или больше лет его уже не волнует. Как говорится, после нас хоть потоп. Поэтому и получается, что домов построили много, а, к примеру, о детских садах не позаботились. Что остается делать жителям таких районов? Выхода два – отдавать ребенка в частный детсад за 15 и более тысяч в месяц или возить ребенка в Москву, пробираясь через дикие пробки в районе МКАДА. Большинство родителей выбирают второй вариант. И упрекнуть их в этом нельзя.

Кстати, о пробках. Масштабная жилищная застройка без развития дорожной сети на периферийных от Москвы направлениях привела к транспортному коллапсу ближнего Подмосковья. Катастрофичность ситуации в том, что каждый день в часы пик на основных магистралях из столицы в область выстраиваются гигантские пробки. И для того, чтобы более-менее успеть проскочить этот ад местные жители вынуждены выезжать на работу в Москву в 6, а то и в 5 часов. В противном случае, сомнительное удовольствие в виде 2, 3, а то и более часов в загазованной пробке гарантировано. Такая же картина и вечером, только уже в обратном направлении. Не лучше обстоит дело и с электричками, которые перестают справляться со всё более увеличивающимся пассажиропотоком. Уже сейчас на многих железнодорожных станциях Подмосковья практически невозможно зайти в вагон в часы пик. Если ты, конечно, не тренированный спортсмен со стальными нервами и крепким сердцем.

Весьма остро также стоит проблема большого дефицита парковочных мест в новых районах. Уже сейчас дворы таких районов представляют из себя сплошь заставленное автотранспортом пространство, передвигаться по которому не просто неудобно, а порой и опасно, в особенности для детей. Конечно, проблему могли бы в какой-то степени решить подземные парковки, однако застройщик, как правило, по подобным «пустякам» не заморачивается, так как паркинг требует дополнительных вложений и увеличивает сроки возведения объекта, а значит и на некоторое время отодвигает получение прибыли от реализации квартир. Про школы, больницы и тому подобные объекты и говорить не приходится. Порой единственное, на что могут рассчитывать жители новых районов – платная клиника. Однако про популярность и доступность платных услуг для стремительно нищающего населения говорить, думаю, излишне. Да и рабочих мест в застраиваемых районах тоже нет, поэтому каждый день в Москву из области на работу едут около 1,5 миллионов человек.

Немаловажной проблемой является и экология, которая стремительно ухудшается на фоне массовой вырубки лесных массивов под застройку. Ухудшение качества воздуха, обмеление водоемов и источников питьевой воды, застройка сельхозземель – всё это наносит непоправимый вред экологическому состоянию региона. Кстати говоря, необходимо также отметить, что Московская область является лидером по вводу так называемого «нового аварийного жилья», о котором «Колокол России» уже упоминал в одной из статей. Новые жилые комплексы в подмосковных городах начинают разваливаться уже после постройки, и на поддержание их в нормальном состоянии приходится тратить большие деньги. А что если денег на это перестанет хватать?

Эксперты отмечают, что Подмосковье, по сути, стало придатком Москвы. «Дешевое по сравнению с московскими ценами жилье, близость к Москве и относительная транспортная доступность – все это привело к застройке региона и использованию его как спального района Москвы. Энергетика в регионе также находится не в лучшем состоянии, из-за чего происходят аварии, устраняемые в течение долгого времени. Проблема газификации решается только в последнее время», – констатировал генеральный директор энергетической компании Sintegro Зуфар Хакимов. Схожей точки зрения придерживается депутат Госдумы Юрий Липатов: «Было время, когда строители из Москвы пошли зарабатывать деньги в Московскую область по всему фронту МКАД. В результате за 7-8 лет построены огромные микрорайоны повышенной этажности. Жилье в Подмосковье стали покупать все желающие граждане России, имеющие деньги. Но прибывающие в наши города люди не обеспечены рабочими местами, потому что в одночасье создать такое количество новых рабочих мест невозможно. Многие вынуждены работать далеко от дома и ездить по области, часами простаивая в многочисленных пробках. Неразвитая дорожная инфраструктура с таким количеством транспорта не справляется».

В то же время руководитель КБ «Стрелка» Михаил Алексеевский отмечает, что если ситуация с инфраструктурой не улучшится, то более обеспеченные люди уедут из этих районов, и останутся те, кто переехать из них не может или не хочет, а это уже прямой путь к полноценному гетто. «В последние годы с развитием ипотечного кредитования основными покупателями квартир в новых микрорайонах стали не богатые люди, а представители среднего класса, для которых огромное значение имеет стоимость жилья. В Москве гетто сейчас появиться не могут, потому что здесь слишком высокие цены на жилье и слишком низкая мобильность населения. А вот в новых микрорайонах, которые строят в чистом поле на окраинах городов-спутников, это вполне возможно», – констатировал он. При этом Алексеевский отметил, что это может быть хороший вариант для этнических мигрантов, поскольку они готовы терпеть бытовые неудобства, задешево покупая или снимая квартиру вскладчину.

При этом если обратиться к сухой статистике, то можно увидеть, что плотность населения на один квадратный километр в прилегающих к Москве городах уже выше, чем в азиатских мегаполисах. Так, в Одинцово этот показатель составляет 7215 человек (наравне с Сингапуром), в Красногорске – 5364, в Балашихе – около 3 тысяч. Однако уверенное лидерство в этом антирейтинге занял Реутов с плотностью более 10 тысяч человек на квадратный километр. Для сравнения, плотность населения крупнейшего китайского мегаполиса Шанхая – 3809 человек на квадратный километр. Разве что Гонконг выбивается вперед – более 7000 человек, однако до сверхуплотненного Реутова ему всё-таки далеко. Последний, кстати говоря, по плотности населения равен крупнейшему мегаполису США Нью-Йорку (10 650 человек).

Вполне естественно, что жители Подмосковья начали протестовать против дальнейшего варварского уплотнения своих родных городов. Так, в Красногорске в 2013 году группа инициативных граждан создала общественное движение «Спасем Красногорск», которое организует пикеты и акции протеста против уплотнительной застройки города, а также организует сбор подписей за соответствующие петиции и обращения к региональным и федеральным властям.

Новый облик некогда тихого Красногорска

Так, по словам председателя Совета московского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Евгения Соседова, последние годы жители столицы Подмосковья вынуждены жить на одной большой стройке. «Город и район бездумно застраиваются многоэтажками (до 45 этажей), нарушаются все возможные градостроительные нормативы. ...Отсутствует транспортная инфраструктура — существующие дороги не справляются с потоком автотранспорта, район практически круглосуточно стоит в пробках, чтобы доехать до работы в будний день жители вынуждены выезжать в пять и шесть утра. ...В час-пик практически невозможно войти в электрички – люди проталкиваются туда с разбега. Эти проблемы никак не решаются, только усугубляются. Например, одобренный губернатором проект строительства «МортонГрада» Ильинское-Усово предлагает завозить на уже перегруженную платформу Красногорская еще 50 тысяч человек», – констатировал Соседов.

Похожие инициативные группы возникают и в Одинцове, Балашихе, Химках. При этом Балашиха, пожалуй, за всё время безумной сверхуплотнительной застройки эпохи нефтяного благополучия «нулевых» пострадала больше всего. Ярким примером безответственности и алчности застройщика, а также наплевательского отношения властей региона к его будущему является балашихинский микрорайон «Новое Измайлово». Изначально застройщик обещал две школы, многоуровневые гаражи, игровые площадки для детей, поликлинику, новую дорогу и много зелени вокруг. В итоге вместо поликлиники люди получили платный медицинский центр. Ну а новой дороги из района и многоуровневых гаражей нет вообще. Также и с зеленью, вместо которой пустые, продуваемые ветром пространства, заставленные автомобилями.

«Новое Измайлово» в Балашихе

Недовольны положением и жители Химок, которые также пытаются всеми способами достучаться до властей. «Мы, жители района Новокуркино, Химки, задыхаемся от незаконной застройки, катастрофической нехватки объектов инфраструктуры, от коррупции местной администрации, бездействия чиновников и органов правопорядка. Наш район стремительными темпами превращается в гетто, нас лишают права на жизнь в человеческих условиях, мы пытаемся бороться, но остаемся неуслышанными», – заявила одна из местных жительниц Елена Носова. По её словам, местные жители уже несколько месяцев пытаются остановить незаконное строительство многоэтажных жилых домов в их районе. И это при том, что 40-тысячный район Новокуркино и так испытывает катастрофический дефицит объектов инфраструктуры. «Наполняемость детских садов, школ, поликлиник Химок и ближайшего района Москвы достигла критических пределов. Катастрофической остается и продолжает усугубляться ситуация с парковками», – отметила активист.

Таким образом, становится очевидно, что дальнейшая бездумная застройка Подмосковья продолжаться не может. Несомненно, что запрет на новое строительство в некоторых подмосковных городах - шаг в правильном направлении. Однако даже если подмосковные власти наконец поняли и осознали весь масштаб проблемы, то хватит ли у них сил, возможностей и желания бороться с крупными застройщиками, имеющими серьезное лобби во властных коридорах столичного региона? Ответ на этот вопрос даст лишь время. Ну а пока жители ближнего Подмосковья вынуждены каждый день чувствовать на своей шкуре уже наступивший коллапс. И благодарности к региональным и федеральным властям за нерешенные проблемы они явно не испытывают.

Иван Прошкин

 
 
 
comments powered by HyperComments
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"