«Бессмертный Путин» в оценках западных СМИ
Пока Владимир Путин беседует на вечные и насущные темы с российскими журналистами, их западные коллеги также не забывают нашего президента. Британский таблоид The Telegraph, известный своими не вполне серьезными расследованиями, заинтересовался темой возможного бессмертия Путина. В качестве примера были приведены фотографии молодых красноармейцев 1920 и 1941 годов, внешне весьма напоминающих российского лидера. Самое время не только улыбнуться вместе с автором этой заметки, но и оценить, как изменился образ Путина в ИноСМИ за последнюю пару лет.
Британская журналистка, конечно, не заявляет о бессмертии Владимира Путина на полном серьезе, а вот сторонники различных теорий заговора настроены более решительно. Они умудрились разглядеть лик президента РФ даже в «Джоконде» Леонардо да Винчи, и теперь на конспирологических сайтах можно прочитать пассажи о том, что Путин – «всемогущее бессмертное существо, обитающее на нашей планете сотни, если не тысячи лет». Допускаются версии и о «изобретении русскими машины времени».
Смех смехом, но подобные темы всплывает в популярных общественно-политических западных СМИ довольно часто – в связи с активной внешней политикой Путина и четко выраженной позицией в ней «рука Кремля» видится ангажированной прессе повсюду. Число упоминаний первого лица России в западных печатных и сетевых изданиях зашкаливает, каждое его телодвижение в геополитическом театре влечет за собой ангажированные публикации. И в данном случае мы видим одно из проявлений подобной истерии – между прочим, очень безобидное по сравнению с другими. В свете последних событий наши противники отчаялись подчинить Путина своей воле, потому им остается лишь придумывать для себя нелепые оправдания в виде его бессмертия или всесилия.
Тем более, что европейская и американская общественность почти по всем пунктам поддерживает действия Путина и оставляет на информационных ресурсах соответствующие комментарии. В приведенном выше примере The Telegraph даже пришлось раньше времени закрыть свой шуточный интернет-опрос – около 70% читателей проголосовали за сравнение президента РФ с Дунканом Маклаудом, многие при этом высказывались в его поддержку.
Решительные антитеррористические действия России в Сирии, и неоспоримый факт удара Путина по радикальным исламистам, недавно устроившим страшный теракт в столице Франции, забрали козыри у западной пропаганды. Теперь заголовки вроде «Кто остановит Путина?», «Кровавый Владимир», «Публичный враг Запада номер один» или «Путин объявил нам войну», которыми кишела зарубежная пресса в прошлом году, сняты с повестки дня (возможно, на время). Им на смену пришла мягкая критика «докрымского» периода, упор делается на затраты России в сирийской войне, вероятные последствия этих затрат в экономике страны. А еще по традиции поднимается крик о бомбежках ВКС России мирного населения вместо боевиков. Весь этот набор штампов можно найти, к примеру, в октябрьском номере британского журнала The Week (в материале с заголовком «Война Путина. Цена поддержки Асада»).
Смелость и уверенность президента РФ и слабость европейских политиков на его фоне последовательно подчеркивается в немецком журнале Der Spiegel. Обложка и заголовок «Путин атакует» (см. заглавное фото – прим. ред.) даже призваны расположить читателя к герою материала. Ранее немецкие журналисты уже сравнивали политический вес российского лидера с главами других влиятельных государств, и фигуры президента США Барака Обамы, федерального канцлера Германии Ангелы Меркель и премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона получились у них значительно меньшего масштаба. Как говорится, США мне друг, но истина дороже.
Параллельно с этим периодически повторяются вбросы на тему Путин – кровавый диктатор, общество по проверенным методичкам пытаются зацепить сравнениями Путин = Гитлер или Путин = Сталин. Один из относительно свежих «шедевров» подобного рода опубликовал на своей странице в Facebook российский, между прочим, журналист Антон Красовский. Здесь же была обыграна и крымская история.
Что ж, поклонникам Сталина такая картинка однозначно придется по душе, а всем остальным думающим людям она вряд ли покажется остроумной. От нехватки креативности Запад и «пятая колонна» в рупорах своей пропаганды продолжают делать ставку на давно отыгранный образ «империи зла» эпохи первой «холодной войны». Им остается играть на том, что огромная страшная «красная империя» еще не покинула умы американцев и европейцев, поэтому современную Россию надо сравнивать исключительно с ней. Ни территории, ни социально-экономическая ситуация, ни военная доктрина нашей страны уже давно абсолютно не соответствуют историческому советскому строю, но это мало кого волнует. Главное, воссоздать яркий образ в голове у читателя, нарисовать для него на обложке армаду российских танков и самолетов, добавить красного цвета, одеть Путина в буденовку, и дело в шляпе. Обложки иностранной прессы 2014 года явили собой квинтэссенцию подхода в духе «назад в СССР», который на сегодня почти себя исчерпал.
Кстати, очень странно, что ИноСМИ крайне редко сравнивают внешнюю политику нынешней России с действиями Российской империи. Здесь можно было бы провести куда больше параллелей, но тогда сразу же возникнут неприятные для Запада вопросы, на которые местные журналисты, понятное дело, отвечать не планируют. Если Россия борется с русофобией, то где находится ее главный источник, кто ее спонсирует? Если Россия защищает интересы своих соотечественников, то кто и почему их нарушает? Если Россия стоит за традиционные семейные ценности, кому выгодно уничтожать институт семьи, пропагандировать гомосексуальные отношения и т.д.? Тогда исследователям вопроса придется озвучить и тот факт, что западная цивилизация стала чужда православию как мировоззрению и даже прямо или косвенно объявила ему войну. Но посвящать своих читателей в такие тонкости явно не входит в планы пропагандистов. Им нужно доступно указать на первопричину зла в России - и она легко находится в виде «кровавой» путинской диктатуры. Как видим, от Хусейна к Ким Чен Ыну, Каддафи и Асаду логика атлантистов эволюционировала не сильно.
Критика путинской власти имела место с самого начала ее установления, но вначале она была осторожной, вкрадчивой. Хотя бы потому, что от преемника первого президента РФ Бориса Ельцина ожидали полной покорности и несамостоятельности как во внешнем, так и во внутреннем курсе страны. Тем временем западные журналисты старательно выбирали незащищенные места в новой России, куда можно ударить побольнее – сырьевая модель экономики, коррупция и преступность среди чиновников и бизнесменов, чрезмерные полномочия определенных близких к власти олигархов… И когда Россия начала своевольничать в геополитике, в эти точки ударили от всей души.
Отчаявшись настроить своих граждан против Путина, журналисты западных стран естественным образом подтвердили его значимость как политика, его огромное влияние, в том числе на идеологических и экономических недоброжелателей. И скрывать это было уже невозможно. Первой ласточкой здесь стала историческая мюнхенская речь президента РФ в 2007 году, после которой журнал Time признал его человеком года. Но тогда мы успешно противостояли разгоравшемуся финансовому кризису и не ввязывались в прямое противостояние с США и сателлитами. Поэтому более важно сказать о том, что уже три года подряд (2013–2015 годы) Путин признается самым влиятельным человеком года по версии американского издания Forbes, а в 2013 году он снова победил в аналогичном хит-параде Time. Видимо, присваивать победу нашему лидеру ежегодно местные редакторы просто считают моветоном, хотя по всем свежим читательским рейтингам Путин лидирует, что характерно, опережая даже поп-идолов типа леди Гаги. В этом году эксперты Time для разнообразия решили отдать пальму первенства Ангеле Меркель, что, откровенно говоря, вызывает лишь иронию.
Иностранная пресса вольно или невольно постоянно участвует в повышении рейтинга нашего лидера, будь то черный или белый пиар. Медиамагнаты, являющиеся рупором западных элит и «хозяев денег», признают его харизму, но по понятным причинам не могут с ней смириться. Потому их бессилие и одержимость Путиным выливается в такой вот странной, порой даже извращенной форме – на передовицах всевозможных СМИ. Кстати, что-то пока не видно в России крупных общественно-политических или деловых изданий, для которых нормой было бы выдавать по 5–6 ярких обложек в год с карикатурами на известных западных политиков. В этом смысле нам есть к чему стремиться.
Иван Ваганов