Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Власть
24.11.2016 11:49

Госдума возвращает свое значение в государстве

Руководство Государственной думы седьмого созыва всерьез озаботилось поднятием влияния парламента и престижа депутатов.

Главный законодательный орган России функционирует в обновленном составе и с новым руководством 50 дней. И если граждане пока не успели оценить работу своих избранников, то сами депутаты уже в полной мере ощутили новые тенденции, заданные председателем Госдумы Вячеславом Володиным и его командой. Главная задача — поднять роль и вес Госдумы в управлении государством. Другая задача — улучшить дисциплину депутатов в обмен на повышение их имиджа и участия в законотворческой деятельности.

В Госдуме разработаны конкретные изменения регламента работы, контролирующие дисциплину и грозящие участникам заксобрания реальными санкциями. Одна из главных очевидных претензий к депутатам – они манкировали пленарные заседания. Иными словами – сачковали, использовали высокий статус и полномочия в собственных интересах. Они могли неделями греть свои тела где-нибудь на Гавайях или продвигать бизнес в родном регионе, делегировав полномочия коллеге по фракции, который за них голосовал.

Любой гражданин имел возможность воочию убедиться в ответственности заседателей, открыв прямую трансляцию заседаний Думы в интернете. С начала 2000-х годов и до недавнего времени «пленарки» зачастую посещало 50-70 человек. И это при 450 депутатских креслах! Зияющая желтая пустота (а кресла в ГД, как известно – желтого цвета) ничуть не мешала оставшимся принимать все важнейшие законы. Достаточно было просто собрать карточки «работающих в регионах», бодро пробежаться по рядам и подавить кнопки…

Свое возмущение систематическими прогулами народных избранников в 2010 году выражал и «временный» президент России Дмитрий Медведев:

«Как гарант Конституции, я не могу не сказать, что меня самого удивляет картинка из зала заседаний Госдумы, когда там сидит 10-15% от списочного состава. Я обращаюсь ко всем партиям: и к партии, которая имеет «контрольный пакет», и к другим партиям. Надо что-то с этим делать. Это в конечном счете оскорбление тех, кто голосовал за партии. Пусть ходят на заседания, а те, кто не ходят… Давайте изменим законодательство – пусть гуляют в другом месте», – заявил Медведев.

Тогдашнего президента не услышали, дел за этими словами не последовало, и все оставалось по-прежнему.

Низкая явка на заседания естественным образом породила и другие проблемы – минимальное публичное обсуждение непродуманных законопроектов и постановка их принятия на поток. В обиход вошло смачное, но точное обзывание Госдумы «бешенным принтером». Чередой шло принятие непопулярных законов, вызывавших негативную реакцию в обществе и СМИ.

Если «Госдума по-грызловски» увековечена в истории как «не место для дискуссий», то Госдума Нарышкина стала имитацией дискуссионного клуба, все решения по законопроектам по-прежнему продолжали приниматься преимущественно келейно руководством партии и фракции «Единой России», депутатам же оставалось право участия в консолидированном голосовании. Поэтому стимула посещать Думу и участвовать в ее работе у депутатов не было. В результате авторитет и влиятельность российского парламента  упали до неприличного уровня.

Необходимость масштабных изменений в Госдуме стала очевидна для всех. И это, видимо, осознал и президент. Поэтому он и решил делегировать в парламент первого заместителя руководителя своей администрации Вячеслава Володина, много лет до этого проработавшего в Думе на разных должностях. Он снова прошел горнило выборов и вывел свою межрегиональную группу кандидатов партийного списка на первое место по процентам голосов в России.

Зная деятельную натуру Володина, не было сомнений, что он начнет кардинальные изменения в Госдуме. И реструктуризация работы парламента, действительно, началась сразу же после избрания седьмого созыва.

Основные инициативы Володина – лишение депутатов права голосовать по доверенности, три недели пленарных заседаний в месяц вместо двух, обязательная параллельная работа в профильном комитете – все это заметно оживило обстановку в Думе. При этом введены контроль за посещаемостью и штрафы за прогулы.

Так, депутат, прогулявший пленарное заседание без уважительной причины, будет наказан вычитанием шестой части месячной зарплаты (это более 60 тыс. руб.). Также строго регламентируются уважительные причины отсутствия депутата на заседании. К таковым отнесены болезнь, командировка в составе официальной делегации и согласованные с главой фракции служебные поездки. Пропускать пленарные заседания разрешается руководству Госдумы – спикеру, вице-спикерам и руководителям фракций – если в это время они обязаны участвовать в мероприятиях других органов власти.

Есть и иные изменения, пока существующие в виде устных распоряжений – заявление об отъезде депутата в командировку теперь должно заверяться подписью главы или замглавы фракции, использование служебной машины разрешается только в радиусе 50 км от здания Госдумы. Приоритет в поездках по международным связям отдан странам СНГ, а цели визитов в дальнее зарубежье теперь придется тщательно обосновывать. Эти, на первый взгляд, малозначительные новшества закроют множество лазеек любителям злоупотреблений из числа народных избранников.

 «Я приветствую все поправки в регламент, они повышают эффективность и качество работы Думы. Другими методами мы просто не сумеем поднять уважение к парламенту, рассказал «Колоколу России» парламентарий Николай Валуев. — Различные СМИ всеми силами стремились превратить Госдуму в страшилище, которое ничего не делает. Какими только ярлыками и эпитетами ее не награждали, при чем порой навешивая на депутатов вину за действия глав муниципалитетов и членов правительства. Но что касается нарушений, у нас действительно могли быть случаи, когда депутат, например, якобы находился на работе в регионе, а на самом деле отдыхал заграницей».

***

Но Володин не намерен останавливаться на перечисленных выше изменениях. В начале следующего года руководство Госдумы презентует новую систему оценки эффективности депутатов. Предполагается оценивать работу народного избранника по трем критериям: посещаемости заседаний, работе в регионе и участии в деятельности профильных комитетов и комиссий. В случае неудовлетворительных оценок по всем трем пунктам может быть вынесен вопрос о лишении мандата члена заксобрания.

Тут надо заметить, что по логике вещей заявлять депутату свое недоверие должны бы в первую очередь его избиратели. Однако процедура отзыва мандата по воле народа в наших законах до сих пор не была прописана. Как следствие – депутатская неприкосновенность и неувольняемость. На практике конец карьеры депутата оформлялся только в двух случаях: при заведении уголовного дела или же после давления руководства фракции (если этот депутат был избран в Думу по партийным спискам).

Естественно, подавляющее большинство депутатов, у единороссов это число близко к абсолюту, публично чуть ли не с восторгом одобряют новые дисциплинарные введения. Хотя, безусловно, это осложняет их вольную, а порой и сибаритскую жизнь. Но есть и открыто недовольные. Они, в основном среди оппозиции. Одно из основных недовольств – запрет голосования за отсутствующего депутата по доверенности. 

Позицию депутатов, недовольных ужесточением регламента, «Колоколу России» высказал председатель Комитета по обороне ГД шестого созыва Владимир Комоедов. Владимир Петрович не смог избраться в новый состав парламента, от чего его мнение не является менее ценным.

«Думу нельзя превращать в казарму. И сам депутат должен быть подотчетен только своим избирателям. Надо дать право избирателям лишать мандата депутатов из своих регионов, если они плохо работают – не ходят на заседания, не голосуют и т.д.

А это просто какая-то попытка ввести подобие военной дисциплины в Госдуме: «Равняйсь, смирно, вольно!» и так далее… Это не тот подход, который нам нужен, таково мое мнение. Зачем это нужно силой заставлять избранного депутата работать, да еще и за такую высокую зарплату? Не стыдновато ли? Если он не способен к работе, пусть сразу уступает другому, а разбираться здесь должны его избиратели», – заявил Комоедов.

Можно согласиться с Владимиром Петровичем в той части, что народ безусловно должен иметь под рукой рабочий механизм отставки своего избранника. И очень странно, что такой порядок до сих пор не получил оформления на федеральном уровне. С другой стороны народу трудно контролировать работу депутата в Москве, люди не знают, чем он занимается. В своем регионе его иногда можно видеть на официальных мероприятиях, а пообщаться — в дни приема избирателей. Поэтому контролирующая система в комитете по регламенту и аппарате Госдумы оправдана — теперь избиратель сможет оценить дисциплинированность своего избранника и поставить ему оценку.

Да, возможно, депутатов вгоняют в стыд, заставляя их, как школоту, регистрироваться, отпрашиваться, оправдываться. Но иначе сложно собрать и заставить работать расслабившихся законотворцев.

Мы знаем, что в мае этого года президент Владимир Путин подписал поправки в закон о статусе депутата. Теперь член нижней палаты парламента или сенатор может лишиться мандата за неисполнение основных обязанностей в течение месяца и более. Так что новшества Володина кажутся революционными лишь на первый взгляд. На самом деле это логическое продолжение начатой ранее реформы.

***

В качестве ответной мотивации для активной работы депутатов в комитетах и пленарных заседаниях их призывают выступать на комитетах и даже на пленарных заседаниях. До этого выступления были негласно регламентированы. Как правило, выступали заранее отобранные представители фракции, в основном их руководители, замы или инициаторы законопроекта. Теперь любой депутат может выступить без согласования с фракцией. Это повышает значимость рядового депутата и вовлекает его в законотворческий процесс.

Но дисциплинировать будут не только депутатов, но и чиновников. Госдума обязала присутствовать на заседаниях комитетов представителей профильных министерств и ведомств не ниже заместителя министра или руководителя. Что так же зачастую игнорировалось. Правительство сбрасывало в парламент свои законопроекты и знало, что их прохождение по рабочим группам и комитетам будет беспроблемным — потому и приходить туда не надо. Теперь же высокопоставленные министерские мужи потянулись на Охотный ряд и вынуждены сидеть и слушать выступления депутатов по обсуждаемому законопроекту.

Тем самым резко был поднят статус и вес российского парламента. Он перестает быть «бешенным принтером» и становится открытой дискуссионной площадкой. Так же можно с уверенностью спрогнозировать, что в самой Госдуме будет рождаться больше ключевых законопроектов и в этом перехватываться инициатива правительства. Возможно, что и заключения министерств и ведомств по законопроектам больше будут носить рекомендательный характер, т.к. известно, что правительство пытается блокировать все неудобные и невыгодные чиновникам законы, даже если они выгодны и государству, и народу. Если эта практика будет применена в жизни, это еще больше усилит влиятельность Госдумы.

В итоге все проводимые Володиным структурные реформы вернут Госдуме то значение, которое и определено в Конституции. Это усилит ее роль в строительстве государства и поднимет престиж мандата.   

Иван Ваганов

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"