Архив материалов
Духовные скрепы
27.01.2015 14:48

Архитекторы-храмоздатели объединяются

В Москве обсудили проблемы православного храмостроительства

В либеральных полуатеистических кругах бытует расхожее мнение: вот раньше храмы были настоящие — их строили долго, деньги собирали всем миром и они стояли века. А теперь? Мол, строят быстро, на ворованные деньги (не уточняя, кто и у кого своровал), новые церкви — не произведения искусства, а типовые строения, новодел-скороспел. Такой взгляд человека, который, не останавливаясь, едет по России на автомобиле, время от времени бросая скучающий взгляд на купола новых и строящихся храмов. Но вот если остановиться и приглядеться к каждому внимательно...    

В Москве в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоялась конференция «Храмовое зодчество. Традиции и современность», где обсуждались проблемы православного храмостроительства.

Началась она с выставки проектов смотра-конкурса лучших проектов и построек православных храмов. Смелость экспериментов архитекторов, профессионально работающих в области храмостроительства, поражает. Новые огромные храмы для новых районов мегаполисов и деревянные скиты на берегах озёр, храмы-памятники, часовни на святых источниках, молодежные центры православной культуры — и для каждого здания найдена единственная и неповторимая форма в камне или в дереве.

Вечно актуальный для архитекторов вопрос — как реставрировать или полностью восстанавливать храмы, разрушенные в годы безбожной власти. Воссоздавать на прежнем месте и в первоначальном виде, «точка в точку»? На прежнем месте, освященном месте — несомненно, к этому нужно всеми силами стремиться. А вот по поводу копирования древних образцов у профессионалов есть свое мнение.

Современный храм вовсе не должен в точности повторять «канонизированные» веками формы и тиражировать образцы прежних эпох. И уж тем более не следует стремиться к имитации материала, игнорируя современные материалы и технологии.  

«Возраст, то есть древность объекта во многом определяет его уникальность, а следовательно, и невозможность повторения, — считает член Московского союза архитекторов, председатель комиссии СА РФ по культовым сооружениям М. Кеслер. — К тому же, со временем представления человека о красоте меняются, в том числе и о красоте церковной... И дело не только в старении материалов: безвозвратно уходит в прошлое сложная система смыслов, планов, значений, заложенных создателями древних храмов. Мы должны искать свои формы, наполненные смыслом...» 

И, действительно, архитектурного канона православного храма в принципе не существует. Большинство архитекторов-храмоздателей против искусственного консерватизма и считают, что здание храма должно быть созвучно историческому времени жизни Церкви.

При этом на конференции подчеркивалось: храм — это не поле для экспериментов, и современное храмовое зодчество должно опираться на историческую традицию и лучшие образцы. Примером такого подхода являются многие работы творческого коллектива под руководством Заслуженного архитектора России Андрея Анисимова, представившего на конкурс много уникальных, и уже воплощенных по всей России, проектов.

Например, новый каменный храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца в Нижнем Новгороде соединил в себе мотивы  древнерусской архитектуры и смелые новаторские идеи. В его неповторимом облике угадываются черты Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире, храма Покрова на Нерли, но одновременно он имеет свое неповторимое лицо. Не менее удивительно, что этот красивейший храм был построен всего за девять месяцев! Его строительством занималось «Товарищество реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова», росписи и иконы выполнены мастерами иконописной мастерской «Ковчег» под руководством Алексея Анциферова, столярные изделия изготовлены в «Соборных мастерских» Нижнего Новогорода. Мастера в небывалые строки сообща сотворили нечто в своем роде уникальное и неповторимое. 

Еще одна задача, озвученная храмоздателями, которая особенно волнует приходских священников — создание малобюджетных и быстровозводимых храмов, сохраняя для них при этом высокие критерии художественного и строительного уровня. 

Прозвучало предложение — провести конкурс на создание серии «образцовых» проектов с привлечением профессиональных архитекторов-храмоздателей, создать единую общую базу и использовать их во всех епархиях с доработкой. Одобренные проекты могли бы иметь специальный гриф, подобный тому, который ставится Издательским советом Московской Патриархии на печатной продукции.

В январе прошлого года было создано профессиональное сообщество людей, занимающихся строительством православных храмов —  Гильдия храмоздателей, в которую вошли известные архитекторы, иконописцы, авторитетные искусствоведы, священники, имеющие архитектурное или художественное образование, попечители.

«Архитектура — это застывшая музыка, — убежден председатель правления Гильдии храмоздателей Андрей Анисимов, — но зачастую этот образ применим только к шедеврам прошлого. Мы с своей стороны стремимся собрать специалистов, мастеров и коллективы в единый оркестр для создания современных симфонических произведений церковного искусства».  

Конференция стала еще одной большой репетицией «оркестра» российских храмоздателей по поиску универсальных форм-символов духовности и святости.

 По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла,

«Церковь сегодня своими силами, народными силами созидает на нашей земле Божии храмы не для того только, чтобы восстановить прекрасные архитектурные сооружения, не только для того, чтобы ландшафт обрел свою совершенно особенную, ни с чем не сравнимую в мире красоту. Церковь Христова созидает храмы и осуществляет свою проповедь, чтобы, подобно тому, как преображаются порушенные и оскверненные храмы, так же преобразовались бы человеческие души, чтобы они озарялись внутренним светом, красотой, Божией правдой».

Ольга Клюкина

 

 

 
 
 
comments powered by HyperComments
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"