Популярное деньнеделя месяц
comments powered by HyperComments
Архив материалов
Духовные скрепы
08.04.2016 12:40

Какая идеология государства Российского должна быть приоритетной?

Вопрос, появившийся после принятия конституции России в 1993 году и ныне кажущийся риторическим, – нужна ли нашей стране государственная идеология – обсуждали в Москве участники клуба «Интеллектуальное сопротивление». Корреспондент «Колокола России» воочию убедился, что составляющие такой идеологии, ее целеполагание и реализация могут стать спасательным кругом для нашей державы.

Прежде всего, попробуем разобраться с терминами. Идеология происходит от слова «идея» – мысленного прообраза явления или принципа. По большому счету, идея лежит в основе любой созидательной деятельности. Если это не производное личных рассуждений субъекта, то человек вольно или невольно начинает работать по чужому плану, превращается в раба либо просто плывет по течению. Идеология в этом контексте больше всего похожа на коллективную идею, воспринятую и объединяющую группу субъектов.

Следует согласиться с организаторами дискуссии в том, что идеология состоит из набора ценностей, мотивирующих людей на определенные действия. Эти ценности позволяют формировать цели и намерения, становятся основой для мировоззрения человека.

«Государственная идеология запрещена Конституцией РФ, но общество не может сохранять целостность и трудиться, не имея идеологии совсем, поэтому стране были предложены идеологические суррогаты: абстрактный патриотизм и потребительство. Патриотизм в современной России не дает ответа на вопрос, какое государство мы строим и защищаем. Для начала нам необходимо понимать, что стоит за словом «государство», чем оно наполнено и к какой цели стремятся его граждане. Как раз для этого и нужна национальная идеология», – отметил публицист Александр Русин из Новосибирска. Добавим, что в нашей конституции все-таки указываются высшие ценности – это абстрактные «права и свободы человека».

С учетом частого подчеркивания первыми лицами их политориентации (вспомним хотя бы цитату из Владимира Путина от 2014 года: «я – настоящий либерал и придерживаюсь либеральных взглядов» – прим. авт.), а также беглой оценки состояния нашей экономики, справедливо предположить, что целеполагающей идеологией в нашей стране де-факто является именно либерализм.

Если государство самоустраняется от декларирования морально-нравственных ценностей, это ниша быстро заполняется капиталистами-либералами. Свободный рынок с удовольствием эксплуатирует и потакает «естественным, общечеловеческим потребностям», так как они лучше всего продаются. Это уровень трех основных биологических инстинктов животного – размножения, насыщения и самосохранения. Очевидно, следование таким высшим ориентирам не делает человека Человеком, а напротив – дегуманизирует. Последние социологические исследования показывают, что россияне (особенно молодое поколение), все больше погружаются именно в «античеловеческую» зону.

Один из участников дискуссии вспомнил недавние слова президента США Барака Обамы о том, что Россия является региональной державой. Их можно интерпретировать следующим образом: несмотря на самую большую в мире площадь суши, мощную армию, богатство натуральными ресурсами и огромное культурное влияние, у России нет главного, чтобы бросить вызов мировому гегемону – глобальной альтернативной идеологии. Таковая, конечно же, имелась у СССР – это был социализм со стремлением к совершенному коммунизму, противостояние диктату капитала и классовой эксплуатации бедных богатыми.

Как можно вызывать симпатии и объединять тех, кто воротит нос от «хозяев денег», если сейчас Россия, по сути, полностью разделяет экономическую и либеральную доктрину «западных партнеров»? Сейчас за мораль и нравственность у нас формально отвечают традиционные религии, а модель государства предельно космополитична. Мы полностью поддерживаем западный тренд на освобождение человека от национальной, религиозной и культурной идентичности.

«Либерализм насаждался у нас с целью уничтожения российской государственности, это был мощный инструмент идеологической борьбы Запада. Сейчас в мире доминирует диктатура олигархата и транснацкорпораций – это корпоративное превосходство сильных над слабыми, идеология неравенства и угнетения. По большому счету, это новое лицо фашизма.

В современном мироустройстве наше корпоративное государство обречено находиться на периферии мира, обслуживая интересы «золотого миллиарда». Россию не пускают даже на уровень развитой сырьевой империи, какой является, к примеру, Саудовская Аравия. Сильная и благополучная Россия – лишний элемент современного миропорядка, так что у нас только один выход – выстраивание собственной, альтернативной миросистемы и идеологии», – отметил профессор Вардан Багдасарян

***

В результате обмена мнениями и попытки максимально сузить количество основополагающих современных идеологий, участники клуба выделили три глобальных доктрины. Доминирование идей общего благополучия над частным – это социализм (коммунизм), частного над общим, когда частное доводится до уровня индивидуального – либерализм, и наконец, полное отрицание общего благополучия в пользу отдельной группы, стремящейся к гегемонии – это идеология фашизма.

Было отмечено, что все частные идеологемы в разные исторические эпохи укладывались в три эти идеологии. Еще в доклассовые времена появляется рабство, которое встретило свой рассвет и юридическое оформление в античности, затем продолжались попытки разделения человечества на «людей» и «нелюдей» – таковы вызовы фашизации мира.

В качестве противопоставления в христианскую эпоху возникают новые нравственные, духовные ориентиры. Нагорную проповедь Христа можно понимать как проект антропологического единства человечества, ключ к уничтожению всякого неравенства. В этом смысле, как ни парадоксально, на первый взгляд христианство наиболее близко к социализму: оно отрицает сугубое эго либерализма и, естественно, является антитезой фашизму с его предельной мизантропией.

Заметим, что рабство полностью не было изжито ни в Российской империи (до 1861 года, когда было отменено крепостное право – прим. авт.), ни на раннем этапе существования Нового Света. То есть христианство дало ключ к всеобщему благоденствию, но буржуазно-феодальное мироустройство мешало открыть заветную дверь. 

И уже в XX веке возникает феномен СССР, в котором, при всех недостатках и перегибах, впервые в мире был выстроен социализм, вот только сделано это было при торжестве научного атеизма. Теперь уже христианство было отодвинуто на второй план, а главным источником морали и нравственности стал «Моральный кодекс строителя коммунизма» (во многом, кстати, повторяющий христианские идеалы в новых формулировках).

В завершение дискуссии убедительно прозвучал важный тезис: именно религиозных скреп не хватило советской номенклатуре в судьбоносный момент. Прельстившись западными материальными ценностями, джинсами и гамбургерами, а также свободным рынком, где не ограничена конкуренция и сильный всегда жрет слабого, Горбачев и компания отказались от свободы и равенства в пользу западной капиталистической мечты. Если бы они впитали с материнским молоком мудрость: «Не можете служить Богу и маммоне…», – будущее Советского Союза, вероятно, было бы вовсе не таким фатальным.

***

В конечном счете необходимо признать существование абсолютных, вечных человеческих ценностей, проверенных временем и упоминающихся как во вполне светской этике и морали Сократа, Платона и Аристотеля, так и во всех массовых религиях, сохранившихся до наших времен. Это ключевые мотиваторы, отличающие человека от животного: труд, одухотворенность, коллективизм, любовь, семья, дети, альтруизм, сопереживание, стремление к совершенству, ценность человеческой жизни, честь, совесть, нестяжательство, творчество…

Перечень можно продолжить, но просто надо помнить, что весь идейно-ценностный спор в итоге сводится к фундаментальному бинарному противостоянию между добром и злом. Либо человек – социальное и духовное существо, для которого на первом месте – общественные, а не личные интересы, либо мы получаем человека-зверя, живущего по принципу «человек человеку волк».

Наличие подобной позитивной государственной идеологии в конституции России видится обязательным пунктом, который станет нашим духовным щитом, обеспечит защиту стране и ее многонациональному народу. По большому счету, речь сегодня идет о будущем всего мира, а не только России. Судя по пилотным воспитательным и образовательным программам, спонсируемым идеологами «золотого миллиарда», новое кастовое общество, разрушение всех традиционных устоев, разделение на избранных и плебс – дело ближайших десятков лет. Так что все предельно просто. Либо наша цивилизация выберет эволюцию и солидаризацию на принципах социализма и духовности, либо ее ждет полное расчеловечивание.

Иван Ваганов

 
 
 
comments powered by HyperComments
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"

Яндекс.Метрика