Архив материалов
Духовные скрепы
28.01.2016 13:39

Победа Московской Патриархии в преддверии Всеправославного Собора

В пригороде Женевы Шамбези завершается синаксис предстоятелей поместных Церквей – один из последних штрихов в подготовке к Всеправославному Собору. По его итогам рано делать глобальные выводы, тем не менее следует отметить, что речь Святейшего Патриарха Кирилла в Швейцарии успокоила верующих и укрепила авторитет Русской Православной Церкви в христианском мире.

Не будем забывать, что дипломатия в делах церковных – вещь не менее важная, чем умение договариваться при международных политических диалогах. Всем известно рвение, с которым Патриарх Константинопольский Варфоломей ищет поддержки у предстоятелей поместных Церквей, так как грядущий Вселенский Собор – это, прежде всего, инициатива Константинополя. Без одобрения РПЦ данное мероприятие просто не будет полноценным, по сему для получения такового Варфоломей готов на серьезные уступки. На синаксисе патриарх Кирилл сделал ряд важных заявлений, которые не остались без внимания других иерархов.

Во-первых, до последнего времени многие священники и миряне не вполне понимали, нужно ли именно сейчас проводить Всеправославный Собор. Каноны службы вроде бы давно утверждены, все поместные Церкви следуют традициям, принципиальной необходимости в нововведениях в этой части нет. Евхаристическое общение соблюдается, опасные ереси в православии, которые следовало бы изобличить в экстренном порядке, не видны. Напротив, подготовку к Собору можно считать вялотекущей, насчитывающую уже более полувека. Глава РПЦ четко расставил акценты в этой теме.

«Собираясь вместе, мы ясно осознаем, что Церковь наша — Единая и Соборная, что сохранение и укрепление ее единства является первостепенной заботой, которая лежит в основе всего нашего служения. Святой и Великий Собор призван стать видимым, ясным, убедительным свидетельством единства Православной Церкви, и мы все понимаем, что Собор сможет стать таковым, только если он будет отражать подлинное единомыслие Поместных Православных Церквей. От Собора я ожидаю еще большей консолидации православного мира, потому что перед лицом того, что происходит в мире, перед лицом тех гонений, которые обрушились на христианское сообщество, мы все должны взаимодействовать еще более тесно, чтобы решить проблемы, которые перед нами стоят. Я очень надеюсь, что по милости Божией так оно и будет», – отметил патриарх Кирилл.

Если цели мероприятия воистину благие, значит, не следует особо скрывать и пути их реализации. И здесь очень кстати пришлась инициатива РПЦ по ликвидации информационного вакуума. Скоро в открытом доступе должны появиться документы, которые будут положены в основание решений Собора. Повестка образца 2014 года заметно сократилась, и сейчас с уверенностью можно говорить о трех пунктах из «стартовой десятки» – это правила и препятствия для совершения таинства брака, миссия православия в современном мире и организация православной диаспоры. Из вызывающих самые острые споры тем, вероятно, остаются вопросы связи с другими христианскими конфессиями и отношение иерархов к экуменистическим течениям в Церкви.

А вот процесс признания церковной автокефалии, правила диптиха (признание главенства Вселенского Патриархата в Константинополе над всеми Церквями), а также переход на единый григорианский календарь богослужений с повестки дня сняты. Это еще один успех русской православной дипломатии. Если Варфоломей изначально и собирался вырвать Украинскую Православную Церковь из лона Москвы, то после синаксиса в Женеве на его чаяниях можно ставить жирный (если угодно, даже канонический) крест.

«Некоторые иерархи Константинополя, посещая Украину, выражают свою поддержку раскольникам от имени Вселенского Патриарха и тем самым сеют соблазн среди украинских верующих и духовенства, – рассказал Кирилл о ситуации на Украине другим предстоятелям. – Невозможно представить, чтобы в Швейцарии, Греции или в другой европейской стране в православный храм могли бы прийти представители иной конфессии и «принять решение», что теперь этим храмом будут пользоваться они. А на Украине это сейчас реальность. Изгнанные из храмов общины канонической Церкви выигрывают все судебные процессы, но раскольники и их полубандитские вооруженные формирования игнорируют решения судов.

Святейший Патриарх Сербский Ириней совершенно верно написал мне об украинских раскольниках: эти люди принадлежат Православию лишь по имени, и «их презрение к нормам христианской морали, готовность ненавидеть, лгать и проливать кровь есть живое тому свидетельство». Для таких людей есть лишь один путь в Церковь – через покаяние. Нас спрашивают, почему мы не хотим с ними объединяться, требуют от нас начинать диалог едва ли не на равных. Но какое может быть согласие между Христом и Велиаром?», – подытожил Святейший. 

После такого выступления, при полной поддержке других иерархов, у Варфоломея просто не осталось выбора, и он подтвердил – Вселенское Православие признает УПЦ МП единственной канонической Церковью на Украине. Это означает, что иные конфессии, именующие себя православными, суть раскольники. Знаковое решение с точки зрения религии, хотя оно вряд ли остановит самозванный Киевский патриархат во главе с Филаретом (Денисенко). На его стороне открытое одобрение украинского президента и правительства, а также накачанные ненавистью ко всему, исходящему из Москвы, боевики-националисты – потому сейчас бандитские захваты православных храмов продолжаются.

И все-таки легкость, с которой Константинопольский Патриарх пошел навстречу РПЦ, вызывает опасения. Если Варфоломей готов поступиться заверениями в адрес киевских еретиков, если он поддержал нежеланную для Константинополя кандидатуру митрополита Ростислава как предстоятеля земель Чешских и Словацких, наконец, если он согласился по просьбе Кирилла перенести Всеправославный Собор из Турции в Грецию – на остров Крит (изначально Московская Патриархия предлагала Афон, но компромисс все-таки был достигнут – прим. ред.), логично предположить, что он рассчитывает получить от всех этих уступок какую-то выгоду.

Какую именно – узнаем после официальной публикации документов к Собору. Пока потенциальная усеченная повестка выглядит, прямо скажем, мало соответствующей глобальному мероприятию, аналогов которому не было более 1000 лет.

Настораживает и часть выступления патриарха Варфоломея на собрании в Шамбези, в которой он предложил собравшимся подумать, какую власть будут иметь определения Собора, «каковы будут канонические последствия для клира и мирян, не желающих подчиниться принятым решениям». Намек Варфоломея понятен – на синаксис не приехали трое предстоятелей поместных Церквей – Антиохийской, Элладской и Польской. Таким образом, Константинополь хочет, чтобы Собор считался Всеправославным даже в случае отсутствия на нем одного или нескольких первоиерархов. Также Варфоломей пригласил на мероприятие официальных наблюдателей из Ватикана, что говорит о продолжении его дружественной линии по отношению к католикам.

Главное, что в случае отсутствия хотя бы одного предстоятеля, июньский Собор на Крите никак нельзя будет назвать Всеправославным. Церковь земная, как Тело Христово, едина и неделима, и это единство может быть соблюдено только при наличии всех ее наместников. Так подсказывает здравый смысл, такие выводы можно сделать и из речи патриарха Кирилла. Поэтому пожелаем РПЦ последовательности в защите апостольской и святоотеческой веры, а также в роли центра истинного православия в наши смутные времена.

Иван Ваганов

 
 
 
comments powered by HyperComments
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"