Невзоров. Доктор Непостоянство
Журналист-безбожник, воспевший героев Чеченской войны, публично оскорбил их
Регулярно менять свои взгляды на жизнь, наверное, хобби Александра Невзорова – известного российского журналиста и публициста. На сей раз объектом неожиданного поворота его нестабильного мировосприятия стали ветераны Чеченской войны. В своё время Невзоров воспевал их ратные подвиги в фильмах «Ад» и «Чистилище», а сегодня публично приравнял к «покорным смертникам».
Очередная провокация против российских солдат, выполнявших военную миссию в Чеченской республике, прозвучала традиционно на радио «Эхо Москвы», в эфир которого был приглашён Александр Невзоров. Вспоминая события тех злополучных лет, журналист заявил буквально следующее: «95% военных – как всегда это были военнослужащие, которые покорно дохли. А 5% или даже меньше отважных людей действовали, скажем так, из-за естественной злобы человеческой, из-за азарта воинского и из-за этого страшного наркотика под названием патриотизм».
Напомним, что совсем недавно ещё более провокационную мысль публично высказал другой известный российский журналист – Максим Шевченко, назвав ветеранов Чеченской войны «ельцинскими бандитами». Его заявление вызвало множество негативных откликов в общественной среде. В частности, как писал «Колокол России», ветераны Чеченских кампаний подвергли жёсткому остракизму высказывание Шевченко.
Однако заявление Александра Невзорова выглядит куда более примечательным на фоне того, что раньше журналист придерживался более патриотических взглядов. И только поэтому мы не станем обходить его стороной.
Александр Невзоров является автором двух нашумевших фильмов о Первой Чеченской войне – документального «Ад» 1995 года и художественного «Чистилище» 1997 года. В обоих кинопроизведениях он, не стесняясь, демонстрировал всю грязь и цинизм войны, но и вместе с тем показывал и воспевал героизм российских солдат, оказавшихся втянутыми в ту кровопролитную мясорубку. Что же побудило знаменитого журналиста так полярно изменить своё мнение? Для того чтобы ответить на этот, казалось, непростой вопрос, достаточно почитать биографию Невзорова.
***
Изменять своим принципам будущий известный журналист начал ещё в юности. В то время он отличался глубокой верой в Бога – пел в церковном хоре, работал на послушании в женском монастыре и даже поступил в Московскую духовную семинарию. Однако стать священником юноше не было суждено – он был отчислен с четвёртого курса. И решил стать атеистом.
Надо сказать, что в смене взглядов ничего удивительного нет – людям свойственно изменять мировосприятие, порой, даже по несколько раз за свою жизнь. Однако Невзоров стал не обычным атеистом, который просто разочаровался в вере, а активным и крайне агрессивным безбожником. Юноша тут же занялся интенсивно критиковать Русскую Православную Церковь в частности и религию в целом. Сегодня Невзоров ведёт популярную в Интернете передачу «Уроки атеизма», в которой рассказывает о вреде христианства и чрезмерной веры в Бога. Выступает резко против введения в школах «Основ православной культуры», неоднократно обвинял священников в причастности к гомосексуализму и педофилии.
Однако не только религия стала объектом неожиданного предательства собственных принципов Невзорова. В 1991 году ещё молодой тогда журналист и автор программы «600 секунд» создал Народно-освободительное движение «Наши» – тот самый бренд, который Владимир Путин через четырнадцать лет использовал для объединения прокремлёвской молодёжи в единую организацию. В 2011-2012 годах Невзоров активно поддерживал действующего президента и даже был его доверенным лицом на выборах. В своих выступлениях он называл Путина «единственным, кто сможет удержать от катастрофы ежесекундно разваливающуюся империю». И при этом продолжал активно критиковать РПЦ, заявив, что легко совмещает поддержку известного своей лояльностью к религии политика и свою атеистическую позицию. Но уже через два года Невзоров вдруг выступил против политики Путина. Камнем преткновение стала Украина. Журналист осудил «вторжение российских войск» на территорию «незалежной», а присоединение Крыма назвал «мародёрством». Правда, и здесь с оговоркой – чуть позже Невзоров признался, что ничего не имеет против мародёрства.
Невзоров четырежды избирался депутатом Государственной Думы, но за четыре срока, как утверждают разные источники информации, посещал здание парламент всего 4 раза, ни разу не был на заседаниях. Зато в 1994-1998 гг. был консультантом-аналитиком Бориса Березовского, а после его опалы, как уже писалось выше, поддержал Владимира Путина.
Успел Невзоров побывать и вегетарианцем, правда, тоже недолго. Сегодня журналист предпочитает об этом не говорить, видимо, вернувшись к классическому мясоедству.
Вспоминая его гениальные по тем временам фильмы о Чеченской войне, не будет лишним упомянуть и тот факт, что сам Невзоров в армии не служил. Причём «косил» сознательно. Как говорится в биографии журналиста в «Википедии», избежать мобилизации в вооружённые силы ему удалось «путём нанесения себе резаных травм, попыток отравиться, увлечением наркотикам». В результате Невзорову поставили диагноз «шизофрения» и «психопатия» и выдали военный билет без прохождения службы.
Кстати, не будет лишним отметить, что его работа над фильмами о войне как раз совпала с работой на Бориса Березовского, который активно разыгрывал «чеченскую карту» в своей борьбе за власть. Не исключено, что Невзоров не случайно снял оба кинопроизведения в жёстком «кроваво-чернушном» формате. Это позволило представить военную операцию в Чеченской республике в самом негативном спектре и подтолкнуть общественность к желанию признать независимость так называемой «Республики Ичкерия» и вести переговоры с террористами на равноправных основаниях. Собственно, как известно, именно Березовский был одним из тайных посредников и активных участников переговоров с боевиками. Впрочем, это не помешало режиссёру в тех же самых фильмах продемонстрировать цинизм и жестокость террористов, а на их фоне героизировать русских солдат.
Вот такой он Невзоров – Доктор Непостоянство. Изменять собственным принципам – главный принцип его жизни? Хочешь верить в Бога и мечтать о рае? Пожалуйста – духовная семинария к твоим услугам. Надоело? Не проблема – становись атеистом и клейми «циничных попов». Нравится Путин? Стань его доверенным лицом. Разочаровался? Поддержи карательную операцию Киева на Юго-Востоке Украины. Жалко животных? Стань веганом. Захотелось нормальной пищи? Скушай аппетитного цыплёнка…
Пожалуй, единственное, чего у Невзорова не отнять – это свободомыслия в его самом конкретном значении. Перефразируя известную присказку «что хочу, то творю», про Невзорова можно сказать «думаю, что хочу». Причём он не боится озвучивать свои мысли вслух, даже когда они постоянно меняются и изменяют одна другой. Ему просто нравится мыслить, и плевать он хотел на то, что иногда этот процесс становится уж совсем противоречивым. И что не всем это нравится.
***
Что касается оскорбительного заявления Невзорова о российских солдатах, выполнявших свой долг в Чеченской республике, как видим – для него это совершенно нормально. Он совершал и не такие повороты. Впрочем, в контексте беседы заявление Невзорова было не столько оскорблением ветеранов Чечни, сколько характеристикой для любой войны. Мол, большинство солдат – это послушные хомячки с готовностью идущие на смерть, и лишь их малая часть – храбрецы и герои, способные потом и кровью вращать маховик победы. Однако и в этом журналист глубоко заблуждается.
На войне поведение человека способно принимать множество оттенков, а большинство не может быть смертниками и «покорно дохнуть» по той простой причине, что человеческий инстинкт самосохранения гораздо сильнее любых приказов. Солдат на войне может быть просто солдатом, может быть плохим или хорошим солдатом, он может сдаться и стать военнопленным, может быть ранен или покалечен, может дезертировать или погибнуть. А может стать и героем.
Невзоров же, после очередного поворота своих принципов вдруг увидел всё в чёрно-белом цвете – герой или покорный смертник. Третьего, мол, не дано… И право, это особенно забавно слышать от главного российского атеиста, рупора богохульства и безбожия, который регулярно обвиняет в упрощении религию. Якобы это христианство учит людей видеть всё в двух цветах: свет или тьма, добро или зло, грех или добродетель. Быть может, в этом Невзоров и прав. Но как бы там ни было, теперь и он присоединился к религиозным деятелям и упрощает. Неужели, снова уверовал?..
Иван Чимбулатов