Архив материалов
На злобу дня
26.09.2017 17:20

Роскомнадзор готовит в следующем году расправу над Facebook

Facebook могут закрыть в России в 2018 году за способность вмешаться в ход президентских выборов.

Роскомнадзор пригрозил блокировать работу Facebook в 2018 году, если крупнейшая в мире соцсеть не выполнит требования российского законодательства о локализации персональных данных пользователей. Как заявил глава ведомства Александр Жаров, несмотря на то, что соцсеть очень популярна в России, однако исключений ни для кого сделано не будет, закон обязателен для всех. «В любом случае мы или добьемся того, чтобы закон был исполнен, или компания прекратит работать на территории РФ, как произошло с LinkedIn», - добавил чиновник.

В Кремле прокомментировали слова Жарова, заявив, что Facebook — коммерческая компания, которая должна зарабатывать деньги в соответствии с законодательством России. При этом считают некорректным оценивать пользу или вред от работы соцсети, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Возможная блокировка Facebook, в первую очередь, связана с политическими аспектами, а именно с предстоящими президентскими выборами, которые намечены на 2018 год, уверен директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин. Собеседник газеты «Колокол России», напомнил, что ранее российские чиновники озвучили позицию власти, что США будут всячески влиять на ход избирательной кампании и результаты президентских выборов в РФ. Поэтому 2018 год станет некой реперной точкой.

«То, что российские власти решили серьезно заняться Facebook, не вызывает особого удивления, если учитывать, что предпосылки для введения кнопки в социальных сетях юридически начали создаваться еще с 2014 года, и именно тогда в законодательстве появилось такое понятия как «организатор распространения информации», под которое подпадали не только СМИ. Решено было тогда начать с малого, в прошлом году пробный камень был брошен в крупную мировую соцсеть Linkedin, которая при этом не пользовалась большой популярностью в РФ. По сути своей две эти социальные сети похожи между собою, однако, в отличие от Facebook, у Linkedin в России гораздо меньше пользователей, и она не имела такого политического флера. Считается, что преимущественно Facebook пользуются «оппозиционно настроенные граждане». Однако после того, как аналогичная ситуация возникла вокруг «Вконтакте», которая завершилась компромиссом, все-таки больше в пользу государства, стала ясно, что Facebook следующий на очереди», - отметил эксперт.

Поправки в закон «О персональных данных» требуют от компаний, которые работают на территории России, вести запись и хранить данные о пользователях внутри страны, а не на зарубежных серверах.

Определенную негативную роль для Facebook могло сыграть обвинение российских властей в том, что те якобы могли размещать политическую рекламу в соцсети во время президентской кампании в США, однако, по мнению собеседника издания, это не стало основным поводом для резких заявлений со стороны Роскомнадзора. Ведомство рано или поздно все равно обратило бы пристальное внимание на соцсеть, даже если бы и не прозвучала информация, что Москва могла покупать политическую рекламу. Поэтому до президентских выборов в России ситуация с соцсетью должна была каким-то образом разрешиться.

Ранее в Facebook заявили, что Россия использовала рекламу в социальной сети, чтобы повлиять на выборы в США. По данным компании, связанные с РФ фейковые аккаунты приобрели около трех тысяч рекламных позиций на сумму более 100 тысяч долларов. Президент США Дональд Трамп раскритиковал раскручивание «мистификаций» о России, связанных с закупкой рекламы в этой соцсети. В Кремле отметили, что Россия не проводила закупку рекламы в Facebook для агитации на президентских выборах в США.

В свою очередь, советник президента по интернету Герман Клименко уверен, что Роскомнадзор не планирует блокировать социальную сеть Facebook, сообщает РИА Новости. По его словам, соцсеть продолжает отвечать ведомству, что изучает варианты выполнения закона. Поэтому можно сделать вывод, что Роскомнадзор не планирует проверять соцсеть в этом году, но «подумает» над этим в 2018-м.

«Безусловно, что это политическое решение, однако, когда информация становится основной движущейся силой, в том числе и политических решений. Эта ситуация в каком-то роде напоминает случаи с бизнес-конфликтами: если история касается разборок между торговцами на рынке – это одна ситуация, а когда дело доходит до конфликта между крупными компаниями или госкорпорациями – это уже вопрос большой политики. В случае с социальной сетью, когда речь идет о защите информации, масштаб получается достаточно существенный, поэтому эта проблема становится политической», - резюмировал политолог Павел Салин.

Руководитель Центра информационной безопасности Лиги безопасного Интернета Никита Медведев уверен, что блокировку Facebook пользователи также смогу обходить, как это происходит с другими ранее заблокированными соцсетями в РФ. Как пояснил эксперт газете «Колокол России», в сегодняшних условиях и имеющихся технических возможностях, практически нереально полностью заблокировать этот ресурс. Вероятность того, что российские надзорные органы все-таки блокируют соцсеть равно «пятьдесят на пятьдесят».

«Если Роскомнадзор все-таки блокирует Facebook, общая посещаемость для американской кампании будет как капля в море. При этом доля российского рынка рекламы также незначительная для компании. Что касается принципиальных пользователей этой соцсети, то они обязательно найдут способ обхода блокировки, а часть людей перейдет в «Вконтакте», - полагает Никита Медведев.

Официальных комментариев по вопросу исполнения закона о локализации персональных данных представители Facebook пока не делали. Другая популярная соцсеть, Twitter, уже обозначила срок об исполнении закона — середина 2018 года, отметил глава Роскомнадзора.

В мае нынешнего Роскомнадзор заблокировал мессенджеры BlackBerry Messenger, Imo и Line, а также аудиовизуальный чат Vchat. Адреса этих интернет-ресурсов внесены в реестр запрещенных сайтов. Причиной блокировки представитель ведомства назвал отказ мессенджеров предоставить властям данные о своих пользователях. Кроме того, владельцы ресурсов не признали себя организаторами распространения информации.

Анатолий Молчанов

Фото: РИА Новости / Наталья Селиверстова

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"