Популярное деньнеделя месяц
comments powered by HyperComments
Архив материалов
Русский мир
28.07.2016 09:00

Лукашенко готовит России сюрприз на парламентских выборах

Предстоящие 11 сентября этого года выборы в белорусский парламент – Национальное собрание Беларуси – стараниями Александра Лукашенко могут преподнести Москве неприятный сюрприз. Разворота на Запад они не повлекут, но способны заложить под Белоруссию «украинскую» бомбу замедленного действия.

Парламентские выборы в Белоруссии времен Александра Лукашенко – явление достаточно заурядное ввиду предсказуемости результата и почти советского стиля работы: единодушного принятия решений в согласительном обсуждении и под бурные аплодисменты. 

Почти два десятилетия существования двухпалатного белорусского парламента в него предсказуемо попадали люди, почти лично лояльные президенту страны и одинаково согласные с «многовекторностью» его курса.  Но в этом году расстановка сил в Нацсобрании рискует претерпеть серьезные изменения – на выборы нового созыва впервые может пойти белорусская оппозиция. Отдельные ее представители уже начали сбор необходимой тысячи подписей в свою поддержку для выдвижения кандидатами. 

О том, как у «непримиримых» врагов Батьки обстоят дела на этом направлении, президенту регулярно докладывает личного председатель КГБ республики Валерий Вакульчик. По его словам, на сегодняшний день опасаться некого: у инициативных групп оппозиционеров «возникают  серьезные проблемы со сбором подписей с учетом низкого интереса к ним со стороны граждан Беларуси».

Причины, вынуждающие оппозицию встраиваться в изменяющиеся реалии белорусской политики, в целом ясны. Во-первых, это попытка набрать хорошие предвыборные очки на фоне тяжелой экономической  ситуации, решить которую не через продолжение «серого» импорта в Россию, власти не высказывают желания.

Во-вторых, русофобская оппозиция почувствовала, что стала нужна власти. В последние годы Лукашенко активно обращается к националистической риторике, что четверть века было визитной карточкой несистемной правой оппозиции. Другого идеологического пути Батька не просматривает, поскольку общественная эйфория от громких слов об интеграции в Союзное государство с Россией поэтапно сходит на нет. Весьма кстати пришелся и возникший в Киеве майдан, видимо, подсказавший Лукашенко поворот к теме этнонационального строительства. После чего власть занялась пропагандой белорусского языка, ввела моду (а с ней и новый национальный праздник) вышиванки, начала героизацию правителей Великого княжества Литовского – исторического конкурента Московского государства – и  уже замахнулась на Великую Отечественную войну.

Политическая мимикрия Минска не осталась незамеченной Варшавой, которая никогда не скрывала своей антипатии к белорусскому президенту и его пророссийской политике и с середины 1990-х годов, после разгона Верховного совета Беларуси, являлась главным координатором финансовых потоков, направляемых Западом для борьбы с Александром Лукашенко.

Все это время Польша не оставляла попыток усилить свое влияние в Белоруссии, используя для этого различные инструменты: экономические санкции против Минска и тут же – отдельные поощрения для жителей Западной Белоруссии в виде выдачи «карт поляка». Сюда же относится деятельность католического костела в Беларуси, который давно выполняет для белорусских прихожан (около 4% населения страны) не только религиозно-просветительские, но и политические функции по культурно-идеологическому включению Белоруссии в орбиту нарастающего польского влияния в Центральной и Восточной Европе. Среди недавних примеров «прогрессирующей нормализации отношений» – подписание в Минске 20 июля министром иностранных дел Польши Витольдом Ващиковским и замглавы белорусского МИД Еленой Купчиной двустороннего соглашения о сотрудничестве в сфере образования.

Внутренний кризис в ЕС и де-факто включение Украины в свою региональную орбиту привели польские власти к мысли, что наступает подходящий момент для корректировки механизмов работы с белорусским руководством. Прежняя ставка на слабую оппозицию, лишь в теории способную свергнуть режим «последнего диктатора Европы», себя изжила. Так называемое правительство в изгнании – заседающая в США «Белорусская народная рада» – давно не демонстрирует ни желания, ни реальных шагов выступить антагонистом Минска. Внутренняя белорусская оппозиция давно привыкла что действовать «из-за угла», отрабатывая выделяемые, в том числе, из Польши зарубежные гранты. Такой способ выражения «протеста» в нынешней Белоруссии для вечных оппозиционеров  удобнее, чем приходить на руины власти после возможного майдана.

В этих условиях в Варшаве сложилось понимание, что применительно к Белоруссии нужно выстраивать новую концепцию, с использованием ресурсов «мягкой силы». Первые практические шаги в этом направлении сделал в марте текущего года глава польского МИД Ващиковский во время официального визита в Минск, где почти сутки обещал Лукашенко поддержку в дальнейшем восстановлении контактов с ЕС, а встрече с оппозицией уделил от силы сорок минут. 

Не исключено, что на подобных переговорах высокого уровня стороны вырабатывают общее понимание, что белорусским властям необходимо привлекать хотя бы договороспособную (на ее взгляд) оппозицию к политическим процессам республики. Безусловно, из соображений бескорыстно поддержать суверенитет Беларуси. Поэтому работа с оппозицией должна координироваться не только из Варшавы, но и легально, со стороны КГБ, который в преддверии выборов может предложить части управляемых националистов поработать на благо страны: публично и громко критикуя политику Москвы в отношении Белоруссии.

Если прошлой осенью во время президентской кампании националистов выставляли карикатурной пугалкой для избирателя, то в предстоящем избирательном сезоне «непримиримую» белорусскую оппозицию на полном серьезе будут предъявлять России. Реакционные силы, мол, попадают в парламент, значит, белорусский народ больше не хочет Союзного государства и требует разворота на Запад, к «демократическим», русофобским ценностям.

О том, что такой работой в будущем составе Национального собрания оппозиционеры одной из наиболее лояльных частей расколотого «Белорусского народного фронта» в дополнение к грантам поправят свое материальное положение за государственный счет, власти предпочтут умолчать. Ведь по факту Лукашенко ничто угрожать не будет, а иллюзия бурной политической жизни в Белоруссии появится. На деле необходимые решения по-прежнему будут приниматься без проблем, поскольку при любой численности оппозиционеров в Нацсобрании управление страной сосредоточено в администрации президента, но не в парламенте, скорее, выполняющем церемониальные функции.

При этом перелома в отношениях Белоруссии и Польши не произойдет. На наших глазах разворачивается организованная Варшавой тактическая игра, смысл которой заключается в изменении подхода к проникновению в политическую жизнь Беларуси. Названный подход – это ползучее осуществление в республике украинского сценария, но с учетом работы над ошибками – без майдана и, по возможности, масштабного кровопролития на улицах Минска

Причем главным помощником польского руководства в реализации этого сценария является именно Лукашенко. Поняв озабоченность Варшавы усилением военно-политической активности России в Белоруссии после украинских событий, Батька не упускает случая уравновесить действия Москвы показными контактами с Западом. 

С другой стороны, Лукашенко наверняка понимает, что при прочих равных чрезмерные заигрывания с местными националистами и Польшей вряд ли способны обеспечить республике хоть какие-то дивиденды. А вот заложить основу для будущей дестабилизации ситуации, как это складывалось вследствие похожей политики прежних властей в соседней Украине – всегда пожалуйста.

Осторожное потепление отношений с Польшей во многом сиюминутно и иллюзорно: стороны по-прежнему сохраняют фундаментальные разногласия во взгляде на геополитическую реальность, да и цели у стран разные. Белоруссия надеется на новый источник кредитования, а у Польши нет столько свободных финансовых резервов, чтобы даже наполовину заместить российские инвестиции. Кроме того, Варшаве нужна принципиально иная белорусская власть, а нынешнее руководство там рассматривают как услужливого партнера, добровольно готовящего почву для будущего прихода к власти националистических русофобских сил.

«Единственному политику Белоруссии» (по его собственным словам) не стоит забывать, что при всей низкой узнаваемости и внутренней разобщенности антироссийский дискурс в Беларуси задают именно правые националисты. И санкция сверху на их попадание в парламент создает благоприятные условия для популяризации русофобских идей уже с официальной трибуны. При определенных кризисных раскладах (шоковый эффект в экономике, индифферентность России, польская поддержка извне) такая пятая колонна внутри власти вполне может осуществить «тихий» антиконституционный переворот с вожделенным преобразованием Белоруссии в парламентскую республику.

Закономерно, что при подобном сценарии Лукашенко может потерять власть, но справедливо будет бороться за ее сохранение, неизменность собственного правления. Тогда России, как два с половиной года на Украине, следует ожидать от неуправляемой белорусской ситуации чего угодно, ведь любая ошибка Лукашенко в борьбе с оппозицией и любой ее антироссийский шаг с удовольствием будет поддержан Варшавой, что лишь придаст необратимости процессам как в самой Белоруссии, так и вокруг нее.

Александр Андреев

 

Фото: rusfact.ru

 
 
 
comments powered by HyperComments
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"

Яндекс.Метрика