Англосаксонская «крыша» Венгрии готовит антимигрантскую бомбу для ЕС
Венгерский референдум против мигрантов может сместить центр силы в Европе из Брюсселя в Лондон.
Предстоящий 2 октября венгерский плебисцит по вопросу о соответствии миграционной политики Евросоюза национальному законодательству не столько разрубит гордиев узел проблем, связанных с беженцами, сколько укрепит лидерство в ЕС восточноевропейских стран и их теневых кураторов, желающих потеснить дискредитированную Германию.
Похоже, что «пост-брексит» в истории развития Евросоюза обозначил среди его членов новую точку невозврата в старой истории с мигрантами, которая претендует на роль очередного гвоздя в крышку гроба Евросоюза незадолго до его 70-летия.
Первым гвоздем стали бесплодные попытки поборников и критиков евровалюты договориться о ее повсеместном введении на континенте, в начале «нулевых» впервые показавшие расхождения между традиционными лидерами ЕС и его участниками новыми из Восточной Европы, в частности, Польшей, Чехией и Венгрией.
Следующим шагом стали дискуссии о выделении «золотого миллиарда» внутри еврозоны – группы наиболее развитых экономик (ФРГ, Франции, Австрии и стран Бенилюкса), которые присвоили себе право «надстроиться» над средиземноморскими странами и загнать их в «дружественную» финансовую кабалу на многие десятилетия вперед.
Третьим водоразделом являются дебаты между сторонниками продления всевозможных санкций против России и «полезными идиотами» Кремля, об усилении которых американский вице-президент Джо Байден на днях любезно предупредил Киев.
Наконец, мы являемся свидетелями нового раскольнического тренда по миграционному вопросу между условным «британским блоком» (оставшимися в ЕС наиболее лояльными Лондону игроками вроде Польши, Венгрии и стран Скандинавии) и их традиционными оппонентами в лице Германии и Франции.
За исключением последнего все другие противостояния с точки зрения единства рядов не угрожали подорвать основополагающие принципы устройства ЕС. В первую очередь, примат и фактического ручного управления национальными органами власти со стороны безликой брюссельской бюрократии. В конце концов, при всей сложности даже прошлогодние греческие сиртаки вокруг Евросоюза и сам Брексит формально проходили в рамках общепринятой на континенте системы права.
В этих условиях несогласие Будапешта играть по правилам Еврокомиссии в вопросе наднационального распределения мигрантских квот по странам может стать для ЕС фатальным. На кону – серьезные шансы на успех «иска» отдельно взятой страны против всей системы внешнего управления в ЕС. Вероятную победу венгерских властей в противостоянии с евробюрократией приближает использование любимого приема самих чинуш разных уровней – юридического формализма.
В отличие от популизма Греции в споре с «большой тройкой» кредиторов, в истории с антимигрантским референдумом Венгрия не декларирует популистское намерение покинуть Евросоюз, а лишь продавливает стремление пересмотреть принципы своего участия в объединении. Если в следующее воскресенье этот подход правительства Виктора Орбана будет поддержан венгерскими избирателями, это даст «смутьяну» основания инициировать дискуссию о новой правовой структуре Евросоюза.
Надо признать, что Орбан как главный застрельщик национального плебисцита весьма грамотно собрал аргументацию под свою политическую кампанию, нашедшую отклик, в том числе, на международном уровне. Дистанцируясь от поддержки ультралевых сил, настаивающих на необходимости устраниться от ЕС или подорвать его единство, венгерский премьер настаивает, что главным препятствием для подобного единства является как раз неверный взгляд Еврокомиссии на миграционный кризис. Орбан утверждает (и в этом его трудно опровергнуть), что система обязательных квот ведет к росту социально-экономической напряженности и вдобавок рискует изменить этно-конфессиональную идентичность Европы.
Интересно, что подход венгерских политиков к национальным интересам находит все большее понимание со стороны других членов Евросоюза, что дает Орбану основания выступать против «глобальной системы квот» как бы от лица всего объединения, повышая аппаратный вес евроскептиков в борьбе с бюрократами. Доказательства у венгров действительно убедительные: нестабильность и конфликты во многих регионах мира, вызвавшие потоки беженцев, явились следствием попыток одной мировой державы еще глубже загнать Евросоюз в границы «управляемого хаоса», под молчаливое согласие наднациональных институтов власти.
В случае если начатый руководством Венгрии демарш получит безоговорочную поддержку на референдуме 2 октября (а прогнозы экспертов указывают на этот исход), «праздник непослушания» Будапешта обязательно захотят повторить в других странах-членах ЕС. При этом даже озвученные властями Люксембурга угрозы приструнить строптивцев-орбанистов экономическими санкциями или исключением из ЕС должного эффекта вряд ли возымеют. На показательную порку Венгрии никто не решится (даже если вопрос об исключении возникнет, его мгновенно ветируют заблокируют Австрия или пробритански настроенная «Вышеградская четверка»). Вводить антивенгерские санкции за «строптивость» также означает сыграть на поле евроскептиков и еще сильнее углубить существующие противоречия между Западной и Восточной Европой внутри ЕС.
Наконец, решение венгерских избирателей обещает стать очередным ударом по политической карьере Ангелы Меркель, которой принадлежит единоличное авторство идеи заполонить Европу толпами страждущих лучшей доли представителей «третьего мира», из-за чего позиции консерваторов внутри страны неизменно ослабевают.
Новая фаза обострения противоречий между Германией с одной стороны, и Венгрией и другим «молодняком» ЕС с другой, видится лейтмотивом дальнейшего развития событий на континенте. Однако в ожидании электоральных изменений в Германии, Франции и особенно, в США, внутриэлитная борьба с инакомыслием и обряд политического экзорцизма в виде изгнания «венгерского беса» из ЕС дальше разговоров не пойдут.
Подобная непоследовательность кажется, будет с пониманием воспринята в мире, где уже привыкли, что руководство Евросоюза впадает в ступор, когда речь заходит о конструктивном взаимодействии с Россией или скорейшем запуске Брексита. Теперь благодаря избранной Орбаном риторике мировое сообщество на примере проблемы мигрантов будет воочию видеть ничтожность квазилиберального диктата Брюсселя.
Надо думать, что за решение венгерского премьера взять реванш у Старого Света и прервать порочную практику односторонней гегемонии надо благодарить саму брюссельскую бюрократию, привыкшую копировать опыт заокеанского собрата по насаждению либеральной диктатуры, но не способной контролировать исполнение своих политических разнарядок. В итоге пожинать плоды европейского гегемона снова будет англо-саксонский мир, прозорливо вышедший за рамки опереточного Союза.
В этой связи даже умозрительные персональные санкции против Орбана решат вопрос пошатнувшегося европейского единства не в пользу традиционных лидеров континента. После взбунтовавшейся Венгрии закономерно ожидать потерю власти правящей элитой Германии и смещение региональной политики ЕС в сторону теневых игроков вроде Великобритании и ее пятой колонны в Евросоюзе.
Юрий Дзахов