Выборы генсека ООН: между славянами, женщиной и закатом
Решать вопрос о новом главе ООН и жизнеспособности организации будут Россия и США.
В штаб-квартиру ООН на текущей неделе активно прибывают дипломаты со всего мира, чтобы стать свидетелями завтрашнего второго этапа голосования по выборам нового генерального секретаря этой международной организации.
Предстоящее голосование нельзя считать сугубо административным моментом, интересным только для самой ООН. С именем нового генсека мировыми державами решается вопрос о месте Объединенных наций в новой системе миропорядка. Бурное начало нынешнего века продемонстрировало, что организация утратила репутацию уважаемым всеми странами арбитра в политических вопросах. Более того, ООН не смогла сохранить стабильность системы международных отношений, став, по сути, фиговым листком для легализации решений отдельных стран – сильных мира сего.
О необходимости реформы ООН в сентябре 2015 года в ее стенах говорил президент России Владимир Путин. Изменения в деятельности этого института, появление новых правил регулирования его работы российский лидер связал с личностью будущего руководителя ООН, его авторитета и умения правильно использовать возможности подконтрольной структуры.
Нынешняя турбулентность мировой политики требует от лидера международной организации именно лидерских, если не борцовских качеств, и в этом отношении региональная и гендерная принадлежность претендента уходят на второй план.
Приверженность этому подходу подтвердили результаты первого тура голосования, состоявшегося 21 июля. Вопреки ожиданиям, что нынешняя выборная станет полноценными праймериз, с открытыми слушаниями и дебатами, где мнение смогут высказать едва ли не все 193 члена всемирной организации, голосование вновь оказалось традиционным междусобойчиком членов Совета безопасности ООН (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция).
Названная пятерка вместе с непостоянными членами Совбеза этого года (Египет, Япония, Малайзия, Испания, Новая Зеландия, Украина, Венесуэла, Уругвай, Ангола и Сенегал) решили избежать затяжного круговорота голосований и в закрытом режиме обозначили «генеральную линию» своих предпочтений, сократив список из 12 претендентов до шорт-листа.
До этого момента предполагалось, что ООН с большой долей вероятности получит руководителя, представляющего Восточную Европу, которым, к тому же, будет женщина (5 из 12 кандидатов – именно претендентки). Однако говорить об особой любви к России большинства дам, желающих стать главным дипломатом мира, не приходится.
Например, дочь первого президента Молдовы Мирчи Снегура Наталья Герман не является желательной для Москвы кандидатурой. Ее прозападная позиция обозначена действиями на посту главы МИД (призывы по ограничению вещания российских телеканалов и постоянные выдворения российских журналистов из страны). Западные партнеры, возможно, были бы рады с избранием Герман задеть Россию: мол, первый представитель постсоветского государства, женщина-дипломат, много сделавшая для подписания Молдовой соглашения о евроассоциации страны и ненавидящая все, что связано с Россией. Однако против Герман играет ее работа в правительствах Габурича и Стрельца, которые обвиняются в причастности к молдавской «краже века», едва не приведшей к банкротству республики.
Похожая ситуация у другой претендентки – министра иностранных дел Хорватии Весны Пусич. Она имеет затяжной конфликт с руководством страны по партийно-идеологическим мотивам, что вряд ли способствует сильным позициям на международном уровне. При этом не стоит забывать о и внешнеполитической ориентации Хорватии, представители которой стараются подчеркнуть свой антироссийский настрой, который передался черногорскому министру иностранных дел Игору Лукшичу, тоже желающему попасть в кресло генсека. Выдвиженец черногорской евроатлантической элиты прославился настойчивым стремлением как можно скорее ввести Черногорию в НАТО, следовательно, ничего хорошего этот кандидат России также не несет.
Российская ставка на бывшего министра иностранных дел Сербии Вука Еремича могла сработать в том случае, если Москва поверила бы, что на посту руководителя ООН он сможет беспристрастно учитывать интересы разных стран и повышать роль организации в посреднических переговорах. В качестве его плюсов можно вспомнить пребывание на позиции председателя Генассамблеи ООН и бескомпромиссную линию по отказу признать независимость Косова, что отрезает от Еремича голоса западных стран. С другой стороны политик – представитель действующего сербского руководства, чья расплывчатая позиция заставляет повременить с поддержкой. Кроме того, именно Еремич был одним из убежденных сторонников выдачи Младича, Караджича, Хаджича и других сербских патриотов в обмен на устные обещания Брюсселя насчет членства Сербии в Евросоюзе.
По итогам первого тура в заветный список попали бывший Верховный комиссар ООН по делам беженцев португалец Антониу Гутерриш, экс-президент Словении Данило Тюрк и генеральный директор ЮНЕСКО болгарка Ирина Бокова.
Для России среди всех восточноевропейцев приемлемой выглядит кандидатура Тюрка, который на протяжении четверти века работал в структурах ООН и имеет опыт решения межгосударственных споров и конфликтов. При его участии Словения в 1991 году сумела получить независимость без участия в югославских войнах. Как президент «балканской Швейцарии» Тюрк приветствовал расширение экономического сотрудничества с Россией, поддерживал переговоры по «Южному потоку». Не исключено, что в ходе недавнего визита Путина в Словению российский президент провел неформальные консультации с Тюрком и из первых уст услышал о планах претендента по реформе ООН и дальнешйих шагах в должности генсека в случае победы.
Конкурент Тюрка Ирина Бокова тоже из Восточной Европы, тоже обладает немалым опытом работы в ООН и с учетом «женского тренда» имеет неформальное преимущество. Вероятно, поэтому ее обсуждают больше остальных, а в свете неплохого отношения Боковой к России – в основном с критических позиций. Обвинения сыпятся со всех сторон и по самым разным поводам – от присутствия в «офшорном досье», неэффективного расходования средств ЮНЕСКО до учебы в МГИМО и одобрения Путина после освобождения сирийской Пальмиры, чего не сделал Запад. Кроме того, США помнят демарш Боковой с признанием Палестины, после чего Вашингтон заморозил отчисления в бюджет организации, составлявшие 22% всех средств ЮНЕСКО.
На фоне балканских представителей выделяется бывший португальский премьер-министр Антониу Гутерриш, который в 2005–2015 годах сосредоточился на мировых заботах и занимал пост Верховного комиссара ООН по делам беженцев. С одной стороны, уважаемый в своей стране государственный деятель наверняка обладает талантами управленца. Хотя именно с уходом Гутерриша из премьеров страна на юге Европы стала ассоциироваться с унизительной программой внешней помощи и дотационной, кризисной экономикой, не способной противостоять финансовым вызовам.
Обострившиеся в последние годы миграционные проблемы в мире тоже не сопровождаются активными усилиями Гутерриша по борьбе с последствиями. Не слышно публичных выступлений, собственных предложений или какой-то поддержки миграционных ноу-хау Евросоюза, России или США. Трудно представить, что в случае избрания на пост генсека его позиция по реформированию ООН будет успешной и станет резко контрастировать с сегодняшними действиями.
Тройка потенциальных администраторов Объединенных наций в целом не нарушила ожидания новых тенденций в руководстве организации. В списке по-прежнему двое представителей Восточной Европы, среди которых остается одна женщина. Все кандидаты обладают богатым опытом дипломатической работы и на разных позициях имели возможность показать мировому сообществу свои управленческие качества. Все же формальное равенство дипломатов не помешало аналитикам агентства France Press предположить, что если завтра в ходе второго тура голосования против Гутерриша не будет подано ни одного голоса, то вопрос с именем нового генсека можно будет считать решенным.
Однако постпред России при ООН Виталий Чуркин еще 1 августа призвал не делать скоропалительных выводов и не высылать поздравления тому или иному кандидату. По его словам, вопрос по выборам генсека ООН не будет решен в пятницу. «Я это нутром чувствую», – поделился с журналистами Чуркин.
В логике уважения к принципу суверенности Объединенных наций, возможно, что Россия постарается дистанцироваться от прямого лоббирования восточноевропейцев, чтобы избежать преждевременной антипатии вокруг их кандидатур. С другой стороны, заявления Чуркина о приоритетности выходца из Восточной Европы на высшем посту ООН позволяют предположить, что грядущая пятница для Гутерриша не будет днем абсолютного триумфа, а кулуарная борьба продолжится с новой силой.
В этой связи не исключено, что после завтрашнего голосования возрастет поддержка Западом своих протеже – аутсайдеров первого тура, выступавших в роли «запасных» на случай проблем у португальца. Внимание следует уделить кандидатуре бывшего премьер-министра Новой Зеландии Хелен Кларк, чья страна представлена среди непостоянных членов Совбеза и может начать информационно-лоббистскую кампанию за своего человека.
Второе по значимости после Австралии государство Океании давно и четко обозначило свою антироссийскую позицию. Не в последнюю очередь эта политика формировалась под влиянием Кларк, которая может похвастаться тремя сроками в кресле новозеландского премьера. Следовательно, экс-премьер как типичный проводник политики англосаксонского мира, противостояние с которым только нарастает, является крайне неудобным для Москвы кандидатом.
В поддержку Кларк может сыграть ее работа администратором Программы развития ООН, которая за семь лет ее руководства снискала популярность у представителей стран «третьего мира». К удивлению многих Кларк открыто раскритиковала интервенцию под эгидой США в Ирак, последовательно отбивала попытки лишить Океанию безъядерного статуса, выступала за главенствующую роль ООН как медиатора международных конфликтов.
Помимо англосаксонской ориентации, на посту генсека ООН Кларк нежелательна для России именно из-за популярности в «третьем мире». Действуя относительно независимо, новозеландка попытается сделать упор на повышении роли развивающихся стран в мировой политике, что удовлетворяет интересам Китая и России. С другой стороны, задача Кларк будет состоять в переключении вектора ориентации «третьего мира» с китайско-российской интерпретации многополярности на западную модель, и это может стать проблемой.
В любом случае, формальная процедура по выборам генерального секретаря не ограничится завтрашним днем. Согласно Уставу ООН, генеральный секретарь официально назначается Генеральной Ассамблеей с учетом высказанных ранее рекомендаций членов Совета безопасности. Какими они будут, мировое сообщество узнает не позднее сентября текущего года. Однако уже сейчас можно сказать, что в эти дни определяется место ООН в конфигурации новой системы международных отношений.
Если Россия и США жестко и безапелляционно захотят видеть во главе ООН своего протеже, то стоит прогнозировать серьезную борьбу вокруг таких кандидатов, как Бокова. В случае ее победы ООН получает возможность повысить свой вес за счет активности в международных делах, однако сама организация при таком раскладе станет ареной для внутренних интриг и подковерной борьбы против нового генсека, что затруднит не только работу Боковой, но и всю жизнеспособность организации.
Существует вероятность, что мировые державы не захотят обрекать ООН на судьбу Лиги Наций и сойдутся на компромиссном кандидате вроде нынешнего генсека Пан Ги Муна, не претендовавшего на собственный взгляд на мировые проблемы. Тогда неплохие шансы действительно имеет Антониу Гутерриш. Потенциально возглавляемая им организация продолжит быть ведомым участником мировых политических потрясений, по которым будет выражать «озабоченность» либо «крайнюю озабоченность», без реальных предложений по решению конфликтов и претензии на роль арбитра.
В свете общемировых реалий наиболее приемлемым для России генеральным секретарем ООН может быть Данило Тюрк. Политик, имеющий репутацию миротворца, сможет дипломатично сдерживать «ястребиные» порывы некоторых членов Совбеза и избежать повторения ливийского сценария, в котором постыдную роль сыграла именно ООН. Тюрк как ликвидатор нескольких потенциальных конфликтов на Балканах, возможно, сможет инициировать реформу организации, переломить созданную там бюрократическую машину и вернуть Объединенные нации к активной работе на принципах справедливости, взаимного уважения и равенства.
Александр Андреев
Фото: vnews.agency