Катастрофа Ту-154 Минобороны России. Версия: теракт
Спустя сутки после трагического крушения борта №85572 над Черным морем противоречивые и обрывочные факты наводят на печальные выводы.
Рано утром в воскресенье 25 декабря самолет Ту-154, принадлежащий министерству обороны РФ, который направлялся на авиабазу в сирийский Хмеймим, потерпел крушение в Черном море в воскресенье утром. По данным военного ведомства, на борту находились 92 человека – восемь членов экипажа и 84 пассажира, среди которых восемь военных, 64 артиста легендарного Ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова, девять представителей российских телеканалов, глава благотворительного фонда «Справедливая помощь», волонтер-правозащитник Елизавета Глинка (известная как доктор Лиза) и двое федеральных госслужащих. По предварительным данным, которые, к сожалению, скорее всего окажутся окончательными, выживших в этой авиакатастрофе нет…
Все, в ком осталась хоть капля человеческого, выражают соболезнования родным и близким погибших, скорбят о скоропостижном уходе далеко не последних людей страны. Падальщики и шакалы тоже не теряются – как они могут упустить такую возможность потанцевать на костях патриотов России? А эксперты от авиации, аналитики всех мастей, официальные лица и, разумеется, журналисты начинают копать в причинах трагедии. «Колокол России» осторожно воспроизводит события по имеющимся на данный момент фактам (об их противоречивости будет сказано отдельно) и называет наиболее вероятную, по первым впечатлениям, версию.
Самолет Ту-154Б-2 223-го летного отряда Минобороны России (1983 года выпуска, бортовой номер RA-85572), следовавший из военного аэропорта Чкаловский в Хмеймим по «удлиненному» маршруту через Каспийское море, Иран и Ирак (через Турцию военные борта сейчас не летают), сел в аэропорту Адлера под Сочи с целью дозаправки. Изначально дозаправка планировалась в Моздоке, но, как сообщили в военном ведомстве, из-за плохих погодных условий в Северной Осетии ее решили перенести.
В 05 ч 24 мин 39 сек по Мск Ту-154 произвел взлет после дозаправки, а в 05 ч 27 мин борт пропал с радаров. Причем связь между самолетом и диспетчером нарушилась еще раньше – с момента команды «Взлет разрешаю!» от Сочи-вышка до полной потери контакта с экипажем прошло меньше минуты.
К 9 часам утра поисковый вертолет обнаружил обломки разбившегося самолета (часть шасси) в 1,5 км от береговой линии. Затем сообщили о маслянистом пятне и первом найденном теле погибшего пассажира в 5-6 км от берега. Согласно восстановленной Минобороны схеме полета, Ту-154 совершал маневр над морем (пытался сделать поворот на 180 градусов – в рамках согласованного с диспетчером плана, либо просто в отчаянной попытке повернуть назад), но из-за недобора скорости и высоты рухнул в воду. При этом также сообщалось, что обломки Ту-154 разлетелись на расстояние до 15 км.
С самого начала в истории появлялись нестыковки. Так, первой появилась информация, что борт 85572 разбился при пролете над сложной горной местностью. Также говорилось, что самолет находился в полете 6 и более минут, что никак не соответствует почти мгновенной после взлета потере связи с экипажем и найденными обломками в 1,5 км от берега.
Представитель комиссии по крушению Ту-154 министр транспорта Максим Соколов кратко ответил на вопрос СМИ о значительном расстоянии между обломками самолета: «течение большое». Течением течением, но на море был штиль и все-таки скорость его не такая большая, чтобы за считанные часы разметать останки лайнера по акватории…
Возникли вопросы и с дозаправкой самолета в Сочи. ТАСС со ссылкой на некий источник в спецслужбах сообщает: «После прилета в Адлер самолет был взят под охрану. На борт поднимались только два пограничника и один таможенник, а из самолета выходил только штурман с целью контроля заправки».
Однако профессиональные авиаторы тут же обратили внимание, что по правилам авиационной безопасности на время заправки воздушного судна керосином на его борту не должно быть ни одного пассажира. К тому же, контроль заправки всегда осуществляет бортинженер, а никак не штурман. Так что реальное развитие событий при дозаправке в Адлере, решение о которой было принято в последний момент, остается туманным. Добавим, что ночные погодные условия в Моздоке 25 декабря, на первый взгляд, не кажутся «нелетными» – -10 градусов и полный штиль.
Первые высказывания официальных лиц об авиакатастрофе были крайне осторожными, но при этом многие подчеркивали – не стоит зацикливаться на террористах. Общую позицию выразил председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, назвав среди главных возможных причин аварии техническую неисправность или ошибку пилота.
Что касается пилотов: командир Ту-154 Роман Волков имел общий налет более 3 тыс. часов и уже неоднократно совершал рейсы в Хмеймим по данному маршруту. Ну а штурман Александр Петухов вообще является человеком-легендой – он был награжден орденом Мужества за посадку аварийного «танцующего» самолета (кстати, тоже Ту-154) на Чкаловском в 2011 году.
Сложно представить, что могло случиться с этими военными профессионалами, чтобы они совершили роковую ошибку в благоприятных погодных условиях уже через пару минут после взлета. Да и вариант с критической поломкой выглядит маловероятным. Начальник службы безопасности полетов Вооруженных сил Сергей Байнетов подтвердил, что самолет был технически исправен перед вылетом. По его словам, необходимые регламентные работы проводились в сентябре 2016 года.
Так что никак не бьются известные нам факты трагедии с позицией противников версии вмешательства извне. А вот что думают по поводу крушения Ту-154 над Черным морем известные авиаэксперты:
Экс-начальник смены главного центра единой системы организации воздушного движения России Виталий Андреев уверен в надежности борта и подозревает захват судна сразу после взлета:
«После взлёта и короткого полёта – две минуты – самолёт пропал со связи и не передал сигнал на землю о каких-либо неполадках, это может говорить о том, что на борту сложилась экстренная ситуация – или влияние извне на машину, или встреча с препятствием, которое там вряд ли было.
Ту-154 – очень надёжная машина, и чудес не бывает, просто так они не падают. В моей практике были случаи, когда Ту-154 садились при отказе работы всех трех двигателей, или, например, знаменитая посадка в тайге на заброшенную полосу.
Те версии о неполадках на борту, которые сейчас озвучиваются – разбалансировка рулей, отклонение от установленной траектории полёта – совершенно точно не могли помешать экипажу передать об этом сигнал на землю. Значит, произошло что-то экстремальное, из практики – такие ситуации возможны при захвате судна», – цитирует Андреева РИА Новости.
Заслуженный пилот РФ Петр Марченко, сумевший удержать в воздухе и посадить «Боинг» с отказавшими системами, также склоняется к версии теракта.
«В пользу этого свидетельствует тот факт, что экипаж не успел ничего сделать – ни послать сигнал SOS, ни выйти на связь с диспетчером. Очевидно, что разгерметизация была мгновенной. Кроме того, самолет, судя по всему, рассыпался прямо в воздухе, и его обломки утонули в море. Если террористы и хотели устроить диверсию, то лучше мишени было не найти», – подытожил Марченко в интервью «URA.Ru».
Майор ВВС, летчик-инструктор Андрей Красноперов считает, что Ту-154 мог развалиться в воздухе в результате взрыва, как это произошло с пассажирским аэробусом «Когалымавиа» над Синаем 31 октября прошлого года.
«Я могу рассматривать конструкцию самолета с точки зрения летчика, и поверьте, что связано с управлением самолета, там настолько надежная система управления стоит, не как сейчас электроника, а есть тросовые дублирующие системы, в том числе системы управления самолетом, то есть при отказе одной системы вступает другая. Учитывая опыт летчиков, которые летают сейчас на этих самолетах, все-таки мне очень странна эта ситуация, что была всего лишь седьмая минута после взлета. Я понимаю, что самолет взлетал с нашего аэродрома, и за ним же следила система электронная наблюдения, так что не могло быть, что кто-то к нему подлетал, во что-то он мог врезаться.
В данной ситуации были простые метеоусловия, если бы что-то случилось с самолетом, с двигателем, он бы просто развернулся, и стал планировать в сторону аэродрома, сел бы в прибрежной зоне. Пускай самолет бы развалился, но летчики, и экипаж, и пассажиры были бы живы, понимаете? А тут резкое падение, так бывает в том случае, когда что-то нештатное случилось, что-то взорвалось. Как правило, у этих самолетов только может отвалиться хвост. А во всех остальных случаях летчик спокойно мог передать информацию, включить сигнал бедствия, но этого не случилось. Значит, что-то было такое нештатное, резкое на седьмой минуте полета. Так что, на экипаж я не могу грешить, а техника так резко не ломается.
Если бы самолет падал целый, то такого бы не было разлета осколков, поверьте. Самолет развалился, просто развалился, значит, взорвался, значит, где-то кому-то дали чемоданчик, учитывая, что это был рейс в Сирию, и летели музыканты из ансамбля, могли что-то пронести с этими музыкальными инструментами, кто-то что-то мог подложить. Поверьте, такой разлет осколков бывает только при разрушении самолета в воздухе. Просто он взрывается, и все. А когда лайнер просто падает, получается пятно масляное, и потом всплывают части. Самолет, если он падает, пикирует в воду, просто исчезает, его находят через какое-то время. А тут даже нашли человека уже, который уже в прибрежной зоне пострадал от обломков. Это говорит о том, что обломки падали на землю в беспорядочном падении, значит, он взорвался в воздухе», – заявил Красноперов в интервью радио «Коммерсантъ FM».
Летчик-испытатель, герой России Магомед Толбоев также не сомневается в надежности этого самолета и связывает катастрофу с мистикой:
«Соболезную всем своим коллегам. Этот самолет я знаю. Он очень надежный, служил летающей лабораторией по программе ВКС «Буран». Мы на нем делали сотни полетов с выключенными двигателями. Это единственный самолет, который вошел в штопор и вышел из него. Техническое обслуживание Министерство обороны проводит регулярно. Система безопасности на высочайшем уровне.
Какие могут быть технические причины? Птичка попала, где-то что-то замкнуло? Не может быть! Это же пассажирский самолет, не истребитель, где всё происходит очень быстро.
Это какая-то мистика. То же самое с недавней жесткой посадкой Ил-18 – это самолет, который не падал никогда. Не может упасть этот самолет, ну никак не может! Но упал. Мне кажется, это уже старые самолеты начинают мстить за то, что мы новые самолеты не создали в России», – приводят «Известия» слова Толбоева.
Конспирологи пошли еще дальше в мистических знаках аварии над Черным морем. Они увязывают трагедию 25 декабря с католическим Рождеством, называя папу римского Франциска ни много ни мало одним из слуг антихриста, а также с неделей Хануки, которая началась вечером 24 декабря. По их мнению, силы зла, желающие России погибели, выбрали именно этот рейс, именно этих пассажиров и именно эту дату с целью совершения ритуального жертвоприношения.
Но не надо быть убежденным конспирологом, чтобы увидеть в падении Ту-154, спешившего поздравить воинов ВКС в Сирии с Новым годом и привезти лекарства сирийским детям, явный злой умысел наших противников.
Месяц назад госсекретарь США Джон Керри злорадно заявил: «Мы сможем ответить и ответим на российские кибератаки теми способами, которые выберем, и в то время, которое выберем». Вскоре произошло подлое убийство российского посла в Турции Андрея Карлова, совершенное прямо на камеры местных СМИ…
Теперь же супостат решил преподнести очередной кровавый «подарок» к праздникам (в т.ч. – по случаю взятия Алеппо) российским военным, уничтожив всемирно известный культурный символ ВС – ансамбль им. Александрова и настоящего правозащитника – доктора Елизавету Глинка, помогающего нуждающимся детям Донбасса и Сирии, а не прозападным майданным «диссидентам». Более символичного и коварного удара и не придумаешь. Если это окажется правдой, будет вдвойне печально, что наши спецслужбы не смогли его вовремя вычислить и парировать.
Впрочем, пока это лишь наша версия по горячим следам авиакатастрофы в Черном море. Год назад ФСБ официально объявила о теракте в аэробусе над Синаем спустя две недели после крушения. Нам остается только выразить искренние соболезнования всем родственникам, друзьям и коллегам погибших и ждать итогов объективного расследования.
Виктор Семенов
Главное фото: Дарья Филатова/ МОСЛЕНТА