Глазьев: ЦБ перекрывает кислород реальному сектору экономики
Советник российского президента подверг острой критике решение Центробанка по увеличению ключевой ставки с 10,5 до 17 процентов. По мнению Сергея Глазьева, такая политика Банка России перекрывает доступ к деньгам реальному сектору экономики.
Норма рентабельности реального сектора экономики – 8-9 процентов, заявил Глазьев в интервью радиостанции «Коммерсант FM». Центробанк же искусственно «загоняет всю ликвидность в экономике в спекулятивную воронку». При этом советник президента подчеркнул, что спекулянты, на борьбу с которыми якобы и было направлено такое решение, всё равно останутся в выгоде и спрос на деньги с их стороны не уменьшится, так как они «получают по 1000 процентов».
Своим решением Центробанк сам вынудил весь финансовый сектор сделать ставку на спекулятивные операции и сделал бессмысленным инвестиции в реальный сектор экономики, считает Сергей Глазьев. ЦБ сегодня демонстрирует полную некомпетентность в вопросе «взаимосвязи между процентными ставками, курсом валюты и инфляцией», его решения настолько бессмысленны и авантюрны, что уже сложно спрогнозировать дальнейшие шаги ЦБ. То, что было сделано, лишь окончательно повергло российский рынок в панику.
При этом советник президента отметил, что роль антироссийских санкций в деле падения национальной валюты невелика – ответственность за «чёрный вторник» лежит целиков на ЦБ. На взгляд Глазьева, Центробанк в условиях падения рубля, должен был стабилизировать рынок, но вместо этого почему-то «начал упорно и последовательно пугать рынок тем, что они отпустят, прекратят контроль над курсом рубля», что в итоге и привело к катастрофе.
***
Напомним, что с Глазьевым в целом солидарен целый ряд экспертов-экономистов патриотического крыла. Но в отличие от советника президента, они не стесняются давать крайне жёсткие оценки действиям ЦБ. В частности, Михаил Делягин заявил, что решением повысить процентную ставку Банк России «решил в один день уничтожить Россию».
С другой стороны выступили экономисты, так называемого, либерального крыла, которые считают действия ЦБ оправданными. Алексей Кудрин, например, заявил, что обрушение национальной валюты вызвала вовсе не деятельность Банка России. По его мнению, виновник трагедии –госкорпорация «Роснефть», которая взяла огромный кредит (на 625 млрд долларов) и тут же потратила его на закупку валюты. В «Роснефти», разумеется, всё отрицают. Но одним из последствий «чёрного вторника» уже стало политические столкновение двух околокремлёвских сил: либеральных экономистов и руководителей госкорпораций.