Валерий Коровин: Страшно представить, если ворье и отребье начнут писать идеологию
Русскому миру разработают детальную концепцию развития для спасения российской государственности.
В России могут конкретизировать понятие Русского мира. Идею о создании концепции высказал полномочный представитель Республики Крым при президенте РФ Георгий Мурадов. Дискуссия на эту тему состоится 6 июня на пленарном заседании Международного Ливадийского форума в Ялте. Как сообщил «Известиям» глава комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачев, русское население за пределами РФ испытывает серьезное давление и происходит это отчасти из-за отсутствия научной концепции понятия Русский мир.
По словам сенатора Косачева, в ближайшее время Совет Федерации обсудит с экспертным сообществом стратегический документ об основах госполитики в сфере взаимоотношений с соотечественниками.
Без конкретизации Русского мира сегодня невозможна в целом вся идея современной и будущей России, ее формулирование и концептуализация, превращение в идеологическую основу, дающую смысл существования нынешней российской государственности, уверен директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин. В беседе с корреспондентом «Колокола России» политолог пояснил, что понятие Русский мир представляет из себя универсальную матрицу, которая воплощает в себе не только исторический опыт России, но и часть основных параметров государственной идеологии, выходящие за рамки идеологии модерна.
«Русский мир - это то, что выходит за узкие рамки социально-политических экспериментов прошлого и позапрошлого столетия. В это понятие укладываются консерватизм, идеализм, самопожертвование, Бог, церковь, традиции, народ, сакральность. То есть все то, что было отброшено модерном на недавнем историческом этапе развития России и не учитывалось при формировании проекта российской государственности. В результате чего общество лишалось своей исторической базы, сильных сторон, и опиралось на некую выхолощенную, принятую с Запада, чужеродную для народов России идеологическую версию», - пояснил эксперт.
По мнению собеседника издания, Русский мир - это общая категория для народов России, которая интегрирует культурно-цивилизационную базу, что, в конечном счете, дает почву для строительства новой русской и российской идеологии.
«В первую очередь – Русский мир - это культурно-цивилизационное понятие, а не этническое, которое включает в себя русское восприятие мира, справедливости, традиции гармонии сосуществования с другими народами. Именно этому набору ценностей присягали многие народы, которые вместе с русским народом создавали континентальное государство, где нет ничего ущемляющего или обидного для более малых народностей. Так исторически сложилось, что Русский мир учитывает опыт и традицию мировосприятия тех народов, которые в течение многих веков вместе с русскими созидали пространство Русского мира», - пояснил политолог.
Основа понятия Русский мир заключается в культурно-цивилизационном развитии, где под началом русского народа создавали особый тип. Русская культура стала интегральной, которая впитала в себя лучшие проявления и черты многих народов: тюркских, финно-угорских и других, населяющих пространства современной РФ. При этом из культурно-цивилизационной матрицы вытекает и идеологическая модель, которая является некой дорожной картой общей евразийской идеи.
Что касается идеологии в Русском мире, то, по мнению Валерия Коровина, это следующий уровень, который никак не зависит от материального и экономического состояния. Поэтому идеологическую составляющую необходимо рассматривать после того, как будет определена идея современной России.
«Если брать за пример царское время, тогда идея заключалась в спасении и продвижении к православному доминированию, которое открывало возможность спасения не только для православных, но и для других народов. Идеей советского периода было построение идеального рассудочного общества материально обеспеченных людей с равными возможностями и гармонично проживающих вместе. Сегодняшняя идея должна предусматривать возможность окончания истории мира, и в каком состоянии предстанем мы перед Богом и финальной точкой существования человечества. Готовность встретить финал в лучшей, идеальной форме должна быть основной идеей нынешней российской государственности», - уверен политолог.
При этом, как отметил эксперт, если придумать идеологию по указке, сверху, это не станет мобилизационным консолидирующим толчком для российского общества. Более того, если олигархический строй из ворья и отребья начнет писать идеологию для современной России, итог всего это страшно представить. Поэтому российская власть к вопросу об идеологии подходит очень медленно и нерешительно подступает к обсуждению этого вопроса, и это правильно.
«Если Русскому миру удастся придать целостную концепцию, с прикладной точки зрения, это будет означать легализацию понятия «русский народ», обладающий собственным логосом. Сегодня мы все еще находимся в плену советских идеологем, оперирующих понятием национальность, которая больше ничему не отвечает и приводит в растерянность вследствие искусственной политизации народов и этносов и предание им политических категорий для формирования в классы конфликтной марксистской модели. Сегодня понятие национальность ничему не отвечает, поэтому, по-хорошему, необходимо от этого отказаться, и оперировать такими понятиями, как этнос, народ и политическая нация. Это более точные формулировки: этнос определяет происхождение, кровь; народ – культурно-цивилизационный тип органической общности; а нация – политическую форму обобщения дискретного общества разделенного на атомарных индивидуумов. Исходя из этого, русские являются народом с органической общностью, с единой историей и коллективным культурно-цивилизационным субъектом», - отметил Валерий Коровин.
Сегодня очень часто используется термин: права соотечественников за рубежом и возвращение их на Родину. Однако встает большой вопрос: кого именно считать соотечественниками? Если говорить о гражданах РФ, то здесь не возникает никаких вопросов об их правовой и социальной защите. С другой стороны, если у людей нет российского гражданства, и они живут за рубежом, но при этом мы их считаем своими, возникает определенный вопрос.
«В этом случае, необходимо легализовать и ввести в формальный юридический оборот понятие «русский народ», чтобы русский за рубежом олицетворял тех, кто принадлежит к русскому культурному цивилизационному типу и русской органической общности. Более того, сегодня необходимо отказаться от того страха, что нам навязали либералы 90-х, что мы русские и перестать стесняться понятия русский народ», - резюмировал эксперт.
Анатолий Молчанов