Украина разбирает железную дорогу в Россию
Киевские ястребы намерены полностью прекратить железнодорожное пассажирское сообщение с Россией с 1 июля.
Власти Украины могут с 1 июля полностью прекратить железнодорожное пассажирское сообщение с РФ. По данным «Коммерсант», такое решение лоббируют секретарь СНБО Александр Турчинов и спикер Рады Андрей Парубий. По некоторым данным, предлогом для такого решения станет нежелание «Российских железных дорог» прекращать пассажирские перевозки в Россию из зоны антитеррористической операции и, в частности, из Донецка.
Сейчас из Донецка курсирует электричка в российский Таганрог, стоимость проезда 17 рублей. Однако, как заявил представитель железнодорожной монополии, РЖД не имеют пригородных поездов в сообщении между российскими станциями и Донецком. В российской компании пояснили, что электричка из Таганрога идет до станции Успенская. Это российская станция.
Между тем планы приостановить пассажирские перевозки пока официально не подтверждают ни в Киеве, ни в Москве. В свою очередь, в пресс-службе Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныця») опровергли эти сведения, заявив, что информация о якобы планах властей Украины прекратить железнодорожное сообщение с Россией с 1 июля не соответствует действительности. При этом в ведомстве отметили, что на данный момент билеты на поезда по российскому направлению продаются. Грузовые перевозки из России киевские власти отменили еще на прошлой неделе – вместе с блокировкой российских интернет-ресурсов и соцсетей.
С аналогичным заявлением выступил и министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, заявив, что кабмин сейчас не рассматривает вопрос прекращения железнодорожного пассажирского сообщения с Россией.
Единственную цель, которую сегодня преследует украинский режим, это окончательный и бесповоротный разрыв во всем, что связано с Россией; даже если это несет экономический убыток стране и грубо нарушаются правовые нормы, уверен публицист и политолог Евгений Бень. Как отметил собеседник «Колокола России», украинские власти «перешли Рубикон» в тот момент, когда президент Порошенко пошел на беспрецедентный шаг - запретил в стране «Яндекс» и другие российские социальные сети. Поэтому возможное прекращение железнодорожного пассажирского сообщения с РФ уже не выглядит чем-то выходящим за рамки здравого смысла.
«Запретив российские месенджеры на территории Украины, киевские власти грубо нарушили базовые нормы прав человека, которые незыблемо защищены в демократических странах – это свободное получение информации. Ситуация с запретом пассажирского ж/д сообщения с РФ станет продолжением нарушения элементарных бытовых прав граждан. Если учесть, что на территории РФ сегодня находится несколько миллионов украинских граждан, при этом довольно часто среди них выявляются нелегалы, без регистрации, а значит, по правилам они обязаны будут депортированы из России на территорию Украины. Соответственно, киевские власти бросают на произвол судьбы своих граждан, которые уехали на заработки в Россию, не имея возможности заработать у себя в стране», - отметил эксперт.
Несмотря на то, что запрет на ж/д сообщение сильно ударит по простому обывателю, по мнению собеседника издания, украинский народ покорно согласится с такими мерами и будет искать альтернативные маршруты, что скажется на финансовом состоянии людей. Только в прошлом году украинские гастарбайтеры, работающие в России, официально перевели в Украину 1,2 миллиарда долларов (как один транш МВФ).
«В последних решениях украинских властей касательно заперта всего, что связано с Россией, четко прослеживается готовность пойти до конца, потому что у политического окружения Порошенко других вариантов развития событий просто нет. Более того, сегодняшняя политическая элита Украины заражена биологическим антирусским вирусом, который повсеместно в стране распространяет нацизм», - резюмировал Евгений Бень.
Один из лидеров украинских радикалов Олег Ляшко назвал возможный запрет ж/д сообщения с РФ феком. По его мнению, железнодорожное сообщение с Россией должно быть. А что касается дипломатических отношений, то они должны быть разорваны. Ранее такая идея неоднократно поднималась украинскими политиками, однако дальше заявлений пока националисты-радикалы не пошли.
Сейчас между РФ и Украиной нет прямых поездов российского формирования. В конце 2014 года сообщение было полностью отменено в рамках оптимизации маршрутов из-за снижения пассажиропотока.
По территории Украины сегодня проходит лишь один транзитный поезд ФПК Москва-Кишинев-Москва с остановкой. Остальные поезда, соединяющие РФ и Украину, принадлежат Украинским железным дорогам и железнодорожным администрациям стран СНГ.
В случае запрета пассажирских ж/д перевозок пострадает только украинская сторона, как это было ранее с авиасообщением, когда Киев ввел заперт на прямые перелеты, считает руководитель украинского аналитического центра Александр Охрименко. По его мнению, в этой ситуации в выигрышном положении опять окажется белорусская сторона, которая будет использовать запрет в своих чисто экономических целях.
Сегодня железнодорожный пассажиропоток между РФ и Украиной составляет примерно 2 млн человек в год и это несмотря на то, что по данным Минтранса Украины, за последний год он упал на 60 процентов.
В случае полного запрета, это ударит по миллионам украинцев, работающих в России, и принесет выгоду белорусской авиакомпании «Белавиа». Доля транзитных пассажиров по итогам прошлого года на регулярных рейсах «Белавиа» составила около 50% и авиакомпания перешагнула рубеж 1 млн пассажиров. Львиная доля здесь транзит из РФ и Украины. При этом белорусские железнодорожники также постараются пустить дополнительные поезда, что принесет им хорошую прибыль.
«Несколько десятков миллионов долларов в месяц может потерять украинская сторона от возможного запрета ж/д перевозок с РФ. После того, как в стране сильно упали доходы от транспортных услуг, такая сумма не критически, но все-таки скажется на всей отрасли страны. Однако, несмотря на явные убытки для экономики Украины от таких мер, в действиях Киева не стоит искать какой-то логики или рациональных шагов. Права человека и экономика на Украине давно никому не интересны, сегодня между элитами идет борьба, кто кого переплюнет в антироссийских настроениях», - заявил «Колоколу России» украинский политолог Александр Охрименко.
Накануне украинские СМИ сообщили, что министерство инфраструктуры обсуждает планы по переводу всех железнодорожных путей на европейскую колею. На Украине колея, как и в России – 1 метр 52 см. В Европе – 1 метр 43,5 см. При этом, если учесть, что железнодорожная сеть Украины имеет протяженность 22 тысячи километров, то вся программа по переходу на европейскую ж/д колею обойдется Украине в десятки миллиардов долларов.
Анатолий Молчанов