Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Экономика
16.02.2015 12:42

На подъеме цены на нефть обвалятся?

На нефтяные цены давят жадность правительств стран-импортеров нефти, ценовая война между странами-экспортерами нефти и огромные долги нефтяных компаний

На прошлой неделе нефть марки Brent, на которой привязана цена на российскую нефть Urals, подорожала до максимумов с начала года. Фьючерсы на североморскую нефть Brent с поставкой в апреле превысили уровень 61 доллар за баррель, а на североамериканскую нефть марки WTI — отметку 53 доллара за баррель. Но за таким резким ростом нефтяных цен может последовать их новый обвал. Потому, что росту спроса на нефть мешают действия правительств крупнейших стран-импортеров нефти, которые используют низкие цены на нефть для пополнения своих государственных бюджетов, вводя новые топливные налоги и отменяя топливные субсидии, а сократить добычу нефти не получается из-за огромных долгов нефтяных компаний, которые будут вынуждены только наращивать добычу нефти, чтобы рассчитаться с кредиторами. Кроме того, ценовая война, начавшейся между крупными производителями нефти, также давят на нефтяные цены, толкая их вниз.

Закрывающиеся скважины и растущий аппетит стран-импортеров

Цены на нефть находятся под сильнейшим давлением с двух сторон. С одной стороны масштабное снижение затрат и сокращение персонала в мировом нефтяном секторе и количество действующих нефтяных скважин толкают цены вверх. По оценкам компании Swift Worldwide Resources, количество уволенных сотрудников в энергетическом секторе после резкого падения цен на нефть уже превысило 100 тыс. человек. А по данным нефтесервисной компании Baker Hughes, количество действующих нефтяных скважин в США на прошлой неделе упало на 84 до 1 056 единиц, что является минимальным показателем с августа 2011 года. В октябре 2014 года число действующих нефтяных скважин в США достигало своего пика на отметке 1 609 единиц. Причем, число скважин сокращается во всем мире. Согласно данным той же Baker Hughes, число действовавших в мире нефтяных и газовых скважин в январе 2015 года составило 3 309 штук против 3 570 скважин в декабре 2014 года. В Канаде в январе 2015 года насчитывалось 368 скважин против 375 в декабре 2014 года. Число скважин в странах Азии, Африки, Европы и Латинской Америки в январе 2015 года сократилось на 55 и составило 1 258 штук.

С другой стороны жадность правительств крупных стран-потребителей нефти толкает цены на нефть вниз. Предполагалось, что снижение цен на нефть приведет к экономическому росту в большинстве стран-импортеров нефти. Однако от падения цен на нефть выигрывают не компании-потребители, что в будущем увеличило бы спрос на нефть, а правительства стран-импортеров нефти, которые пытаются за счет дешевой нефти пополнить свою государственную казну. Правительства ряда стран решили увеличить свои доходы с помощью повышения налогов на топливо или снижения топливных субсидий. Так, Китай с ноября прошлого года на 50% повысил налоги на потребление топлива. В результате импорт нефти в Китае в январе 2015 года упал сразу на 41,8%. В Китае, крупнейшем импортере нефти (6 млн. баррелей в сутки), высокие налоги в энергетике и государственный контроль цен сдерживают выгоду от низких нефтяных цен. Цены на бензин резко выросли в Индонезии, так как власти страны полностью отменили топливные субсидии после снижения цен на нефть. Высокие налоги на топливо в Японии привели к тому, что розничная цена бензина снизилась всего на 15% за последние полгода. Для сравнения отмечу, что после обвала цен на нефть цены на бензин в Техасе (США) снизились на 40%, цены на высокосортный бензин в Великобритании упали на 29%, а во Франции – на 32%.

После падения цен на нефть в Бразилии сократили топливные субсидии и подняли налоги на топливо с целью укрепить финансовое положение госбюджета. В результате сегодня бразильские потребители платят дополнительные 7% на бензозаправке. Таким образом, действия правительств некоторых стран импортеров нефти ударяют по потребителям нефти и доходы, которые при высоких нефтяных ценах получали экспортеры нефти, теперь достаются государственным бюджетам стран-импортеров нефти.

В итоге от низких цен на нефть выигрывают только экономики США и Индии, правительства которых не стали использовать дешевеющую нефть для пополнения своих государственных бюджетов. Благодаря низким ценам на топливо, ВВП США в этом году увеличится на 3,2% вместо ранее прогнозируемого 3%, а в следующем — на 2,8%.

Однако низкие цены на энергоносители никак не помогают ВВП еврозоны. Санкционная война с Россией, обострившая экономический кризис в масштабе всей Европы, сокращает экономику стран-членов Евросоюза на 1-2% и рост ВВП стран еврозоны в этом году не превысит даже 1%.

Конкуренция и ценовая война между странами-экспортерами нефти

Сильнейшая конкуренция на мировом нефтяном рынке привела к ценовой войне между странами-экспортерами нефти. Механизм ценовой войны запустила Саудовская Аравия — страна, некоторые действия которой невозможно объяснить логикой. В начале февраля саудиты объявили, что Саудовская Аравия, крупнейший экспортер нефти, с марта снизит цену на нефть, поставляемую в страны Азии, но повысит цену на топливо, экспортирумое в США и Европу. Цена на нефть Arab Light для азиатских покупателей снизится на 0,9 доллара за баррель (159 л). В результате в марте цена этой марки будет ниже средней стоимости нефти Омана и Дубая на 2,3 доллара за баррель, что является рекордным минимумом за последние 14 лет. При этом «легкая» нефть для клиентов из стран Северо-Западной Европы в марте будет стоить дороже на 0,7 доллара за баррель, чем в феврале, а для американских покупателей — на 0,15 доллара за баррель. Последний раз Саудовская Аравия повышала цены на нефть для США в июле 2014 года, а затем в течение семи месяцев они были снижены примерно на 60%.

Примеру Саудовской Аравии последовали Ирак и Иран, которые на прошлой неделе также снизили свои цены на нефть для стран Азии до минимального уровня за более чем 11 лет, еще больше усилив борьбу за долю на мировом нефтяном рынке. Отныне странам Азии Ирак будет продавать нефть марки Basrah Light по цене на 4,10 доллара ниже, чем его ближневосточные конкуренты, что является минимальным уровнем с августа 2003 года, а иранская компания National Iranian Oil Co. понизила официальную продажную цену на нефть на 2,10 доллара за баррель – до минимального уровня с марта 2000 года. Таким образом, нефтедобывающие страны Ближнего Востока обострили конкуренцию с производителями нефти из Латинской Америки, Африки и России в борьбе за клиентов в странах Азии.

Нефтяные компании оказались в долговой яме

Одной из главных причин, кроме геополитических игр и заговоров, является рост предложения нефти над спросом. Но нефтяные компании не могут сильно и быстро сокращать объемы добычи «черного золота», чтобы вернуть цены на нефть значительно выше. Проблема в том, что нефтяным компаниям необходимо обслуживать долги, совокупный размер которых с 2003 года вырос в 4 раза. Необходимость обслуживания долгов будет вынуждать компании продолжать физическую добычу нефти для сохранения денежных потоков, что отсрочит сокращение поставок сырья на рынок. По оценкам Банка международных расчетов (BIS), совокупный объем находящихся в обращении долговых обязательств нефтяных компаний в этом году превысил 800 млрд. долларов по сравнению с 200 млрд. долларов в 2003 году. Поэтому нефтяные компании будут вынуждены медленно сокращать объемы добычи нефти, что слабо будет влиять на нефтяной рынок в условиях падения цен.

Стоимость заимствования для энергокомпаний выросла на фоне падения цен на нефть, в то время как спреды доходности долговых обязательств относительно эталонных ставок в январе 2015 года достигли 800 базисных пунктов против 330 пунктов в июне 2014 года. По мнению экспертов BIS, сохранение низкой стоимости нефти повышает риск того, что нефтяные компании не смогут производить даже процентные выплаты по долгу. При этом на долговые обязательства нефтяных компаний в значительной степени влияют большие объемы долларового долга за пределами США, так как укрепление доллара затрудняет выплаты долга компаниями развивающихся стран. В обзоре BIS отмечается, что энергетические компании были вынуждены продавать больше добываемой нефти на фьючерсных рынках из-за сильного падения стоимости своих активов, использовавшихся производителями нефти в качестве обеспечения по долговым обязательствам.

В связи с этим возникает опасность, что, воспользовавшись нынешней коррекцией цен на нефть, компании-производители могут резко увеличить добычу нефти, чтобы рассчитаться со своими долгами. В итоге это может привести к сильному увеличению предложения нефти на рынке, что вызовет новый обвал цен на нефть.

Добыча нефти по-прежнему растет

Восстановление цен на нефть, которое наблюдается в последние недели, будет недолгим, так как нынешний объем поставок нефти по-прежнему превышает реальный спрос. Скачок цен на нефть в конце января — в начале февраля, скорее, связан с закрытием коротких позиций трейдерами в конце месяца и вхождением на рынок тех, кто готов к рискам и намерен получить максимальную прибыль от ожидающегося ралли.

Страны ОПЕК 27 ноября 2014 года решили не снижать квоты на добычу нефти. Картель, оставляя квоты неизменными, решил побороться за долю рынка с компаниями США, добывающими сланцевую нефть, добыча которой при ценах на нефть ниже 40 долларов за баррель становится убыточной. В связи с этим Россия и Саудовская Аравия не снижают нефтедобычу, надеясь на сокращение добычи американской сланцевой нефти.

Но сами крупнейшие производители-страны ОПЕК, вместо сокращения квот, наоборот, только наращивают объемы добычи нефти. Так, в самом крупном производителе нефти из стран-членов ОПЕК — Саудовской Аравии добыча «черного золота» в январе 2015 года выросла на 220 тыс. баррелей в сутки, достигнув 9,72 млн. Эксперты именно Саудовскую Аравию обвиняют в дестабилизации нефтяного рынка.

Добыча в Ираке (второй производитель по объемам добычи нефти среди стран ОПЕК) в январе выросла до 3,9 млн. по сравнению с 3,7 млн. баррелей в сутки в декабре 2014 года, а в Иране (четвертый производитель нефти в ОПЕК) добыча нефти в январе увеличилась до 2,78 млн. баррелей в сутки против 2,77 млн. баррелей в декабре 2014 года.

Несмотря на сокращение количества нефтяных скважин, добыча нефти продолжает увеличиваться и в США. Прошлый вторник, 10 февраля, Управление по информации в области энергетики (EIA) Министерства энергетики США сообщило, что из-за увеличения добычи в США переизбыток топлива на мировом рынке сохраняется. По прогнозам EIA, в 2015 году добыча нефти в США увеличится на 7,8% до 9,3 млн. баррелей в сутки, что станет самым значительным ростом с 1972 года.

С учетом вышеперечисленных факторов пройдет больше времени, прежде чем начнет падать добыча при низких ценах на нефть. А если цены на нефть вырастут слишком быстро, как сейчас, то нефтяная промышленность вообще не будет сокращать добычу, чтобы сбалансировать спрос и предложение на мировом рынке нефти. Это означает, что скоро может произойти новый обвал нефтяных цен и мир стоит на пороге перехода к новому многолетнему периоду низких цен на углеводороды, связанных с ростом предложения и новыми технологиями, в частности, сланцевой революцией в США. Некоторые американские компании накопили достаточно средств, создав финансовую подушку, поэтому могут работать даже в убыток, а другие имеют большую задолженность и будут вынуждены продавать нефть, чтобы вернуть долги. Кроме того, надо учитывать еще и фактор укрепления американского доллара и роста его стоимости, что поможет сократить расходы на добычу нефти.

Драйвером цен на нефтяном рынке является американский капитал

Многие эксперты склонны считать, что падение мировых цен на нефть произошло только из-за резкого роста нефтедобычи в США, Ливии и Ираке. Они же полагают, что действия Саудовской Аравии, якобы, направлены против сланцевой промышленности США, которые являются главным союзником Эр-Рияда. Однако если внимательно анализировать динамику трендов основных марок нефти — Brent и WTI, то мы увидим, что на нефтяные цены так сильно повлияли не только объемы спроса и предложения, так как перед началом обвала цен на нефть предложение превышало спрос всего на 1,41%. На момент начала резкого падения цен на нефть объемы суточного предложения нефти достигали отметки чуть выше 91 млн. баррелей в сутки при спросе 90 млн. баррелей. Разница между спросом и предложением достигала максимума только во II квартале 2014 года (1,27 млн. баррелей в сутки избыточного предложения), а затем она упала до 0,84 млн. баррелей и 0,81 млн. баррелей в III и IV кварталах соответственно. Поэтому без геополитических факторов цены на нефть не могли бы рухнуть сразу на 60%. То есть, без «движущего» крупного капитала не могло произойти столь длительное и резкое движение на рынке нефти, где ежедневно крутятся сотни миллиардов долларов.

Доказательством этого является то, что при резком изменении цен на нефтяных рынках фаворитом является тренд североамериканской нефти WTI, где «погоду делает» американский капитал. Так было в 2008 году, так происходит и сейчас. Когда в 2008 году цены на нефть росли, то североамериканская нефть WTI стоила на 10% дороже нефти Brent. В июле 2008 года отметку 147,47 долларов за баррель достигла именно нефть марки WTI. В конце того же года резко — до 30 долларов упала именно WTI, а Brent оставался около отметки 40 долларов за баррель. И в этот раз перед падением цен на нефть WTI стоила примерно на 5-6% дешевле, чем Brent. И сегодня, когда цены на нефть являются низкими, WTI стоит на 13% дешевле марки Brent – 53 доллара против 61 доллар. Если бы нынешнее восстановление цен на нефть было бы долгосрочным трендом, то WTI стоила бы дороже Brent или хотя бы ближе к цене марки Brent. Если пока этого не происходит, значит, новая волна снижения цен на нефть впереди и «дно» рынка нефти еще не найдено. Ожидается, что баланс спроса и предложения будет достигнут только во второй половине 2015 года. Но будут ли к этому времени решены геополитические проблемы, оказывающие сильнейшее влияние на нефтяной рынок, остается под вопросом.

Нынешняя ситуация в корне отличается от ситуации, сложившейся на мировом нефтяном рынке после мирового финансового кризиса 2008 года. Во-первых, в 2008 году произошел мировой финансовой кризис, вызвавший экономический спад в мировом масштабе, что автоматически сократил спрос на нефть. Во-вторых, сегодня мировой спрос на нефть в сутки на 5 млн. баррелей выше, чем в 2008 году. В-третьих, большая часть новой добычи нефти в последние пять лет основана на сланцевых нефтяных месторождениях США, где точка безубыточности выше 40 долларов за баррель, что ощутимо выше точки безубыточности, чем пять лет назад.

Однако для России резкие обвалы цен на нефть в 2008 году и во второй половине 2014-го — в начале 2015 года объединяют геополитические факторы. Так, в 2008 году перед резким падением цен на нефть (если смотреть на тренде нефти марки WTI почти в пять раз — с 147,47 до 30 долларов) в августе 2008 года произошла пятидневная российско-грузинская война с дальнейшими признанием Москвой независимости республик Абхазии и Южной Осетии. А летом 2014 года, когда начались боевые действия в Донбассе, начали резко снижаться цены на нефть. В связи с этим возникает вполне логичный вопрос: не сами ли американцы в 2008 и 2014 годах обвалили цены на нефть, чтобы «наказать» Россию, резко сократив ее экспортные доходы?

Напомню, что стоимость российской марки экспортной нефти Urals  исторически определяется как стоимость нефти эталонного сорта Brent (британская нефть, добываемая в Северном море) минус скидка — в среднем от 2 до 5 долларов за баррель, поскольку качество Urals немного ниже — это утяжеленная нефть с достаточно высоким содержанием серы. Но были зафиксированы отдельные случаи, когда Urals продавалась дороже Brent (например, в июле 2012 года). Рост или падение цен на Brent обычно означает аналогичные колебания стоимости Urals. Кроме Urals, Россия продает также нефть ESPO, похожую по качеству на ближневосточную, и легкую Siberian Light.

Растет волатильность на мировых нефтяных рынках

Резкий обвал нефтяных цен на 60% с июня 2014 года по январь 2015 года, а также их быстрейшее восстановление в конце января — в первой половине февраля сразу на 27% вернул мировым нефтяным рынкам сильную нервозность и высокую волатильность. Индекс волатильности нефти достиг своего максимального значения с апреля 2009 года. Минимальный же индекс волатильности рынок нефти достигает перед самым резким изменением направления тренда вверх или вниз. Так, 6 июня 2014 года индекс волатильности снизился до уровня 14,5 пункта. Но через 14 дней, 20 июня, нефтяные котировки достигли своего пика в 2014 году, поднявшись до отметки 115 долларов за баррель. Затем в течение следующих 6 месяцев биржевые цены на нефть обвалились на 60%. Волатильность была всегда, ее создают спекулянты, и это вовсе не является отражением фундаментальных изменений в поставках.

Существует высокая вероятность, что крупные игроки, делающие ставку на дальнейшее снижение цен на нефть, могут использовать нынешнюю коррекцию для продажи, открыв длинные позиции против нефтяных цен. В таком случае после возобновлении снижения цен на «черное золото» североморская нефть Brent может подешеветь до 30 долларов за баррель. Но учитывая, что добыча сланцевой нефти в США при ценах ниже 40 долларов становится убыточной, цены вновь могут подскочить до 40-45 долларов за баррель и держаться в этом диапазоне в течение нескольких лет.

Мехман Гафарлы, политолог, специально для «Колокола России»

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"